Уничтожающая критика и как она влияет на наших детей

Что такое уничтожающая критика и как она влияет на наших детей? Достаточно часто родители путают критику ребенка с его же мотивацией. Мол, я его не сравниваю и не критикую, я просто говорю и показываю, как другие дети поступают в таких ситуациях (говорила мне мама на консультации).

Родители еще называют такой тип критики критикой во благо.

И правда, бывает такое, что за успешным, выдающимся молодым человеком или девушкой, стоит вечно недовольный и критикующий родитель, НО:

а) Уже взрослый ребенок все еще доказывает маме/папе, за что еще можно его любить.
б) Самооценка у человека сильно занижена (если сравнивать достижения и внутренние ощущения (довольство собой)). Он/а будет вечно собой недоволен, лишь потому что до планки, которую задал родитель еще расти и расти.

И что получается? Что даже если малыш в свое время не сломался (хотя чаще всего дети от критики закрываются и не хотят ничего делать), добился каких-то высот, он будет это делать не потому что хочет, а лишь для того, чтобы получить одобрение и любовь своих родителей. И к душевному равновесию такой расклад явно не приводит.

Что я подразумеваю под словосочетанием «уничтожающая критика»?
Это все то, что разрушает маленькую личность изнутри. Это то, что демотивирует и заставляет чувствовать себя неполноценным, некомпетентным и, конечно же, «бьет» по самооценке ребенка.

ЧТО МОЖЕТ СЧИТАТЬСЯ УНИЧТОЖАЮЩЕЙ КРИТИКОЙ?

- Фу, какой ты упрямый!
- Как можно было запутаться? Ты ничего не можешь сделать нормально.
- Не будь таким эгоистом. Весь в отца своего.
- Всегда будь правильной!
- Какая ты глупая, что веришь во все это.
- У тебя не получится, найди другое занятие.
- Это сложно, ты такая неусидчивая, ты не справишься!
- Какой ты неуклюжий, ничего нельзя тебе доверить.
- А вот Саша уже научился играть на фортепьяно, а ты все никак не научишься!
- Другие дети в свободное время книжки читают, а ты только что и можешь по клавиатуре стучать!
- Все твои идеи – это чушь!
- Я в твои годы… и т. д.

Смысл понятен. Все это – деструктивные послания, которые тормозят развитие ребенка. Развитие его потенциала, развитие его мотивации и собственного Я.

В любой (даже заурядной) книге про успех, самореализацию и достижения, будет сказано: критика ребенка в детстве ни к чему хорошему не приведет.

Зачем вообще критиковать, если можно по-другому проявить заботу и указать «путь истинный» ребенку? Например, дать ему обратную связь в лице «помогающего отзыва».

ПОМОГАЮЩИЙ ОТЗЫВ – это отзыв о действии или поступке ребенка, данный ему в такой форме, в которой он может быть использован ребенком для дальнейшего РОСТА, РАЗВИТИЯ И РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ.

КАК ПРАВИЛЬНО ДАВАТЬ РЕБЕНКУ ПОМОГАЮЩИЕ ОТЗЫВЫ

1. РОВНЫЙ ТОН

Спокойные родители – залог того, что ребенок вас услышит и поймет. Спокойствие и ровный тон задают атмосферу доверия и взаимопонимания.

2. ДИАЛОГ, а не монолог

Предлагаю поинтересоваться у ребенка, как он сам оценивает свой поступок (читай проступок) или свою проделанную работу:

- Как бы ты сам оценил этот поступок?
- Как тебе кажется, ты сделал/а все, что было в твоих силах?
- Что бы ты исправил или изменил в следующий раз?

Возможность диалога и первого слова помогает ребенку развить навык адекватного оценивания ситуации, своих поступков и себя в целом.

3. ГОВОРИМ НЕ О РЕБЕНКЕ, А О ЕГО ПОСТУПКЕ/ПОВЕДЕНИИ

Это правило я повторяю изо дня в день. И даже останавливаться на этом не буду, потому что уверена, что вы уже все знаете.
«Я высказывания» вам в помощь!

4. АКЦЕНТ НА ХОРОШЕМ

Во время разбора проступка или обратной связи после соревнований или какой-то детской работы, обязательно делайте акцент на хорошем.

В первом случае, можно показать ребенку, что на самом-то деле он классный и добрый, а этот поступок совсем его не красит: «Я знаю, что ты очень добрый и дружелюбный мальчик/девочка, но поступок этот, к сожалению, …(здесь уже оцениваем поступок и обсуждаем его + разбираемся в мотивах)».

Во втором случае, лучше показать ребенку, что у него получилось ХОРОШО, а после сказать, над чем и главное – КАК НУЖНО ПОРАБОТАТЬ.

5. НЕ ОБОБЩАТЬ

Обобщение раздражает не только детей, но и взрослых.
Когда мы слышим от близких:
- Ты всегда…
- Да это у нас с тобой постоянно случается...
- У тебя всегда что-то не так и т. д.

Обобщение уничтожает любое желание двигаться вперед, меняться и расти.
Если обсуждаете какой-то конкретный кейс, обсуждайте его, а не все вместе и уж тем более не вспоминайте другие проступки/ошибки/проигрыши ребенка.

6. ПРЕДЛОЖИТЬ ПОМОЩЬ

Предложите помощь в решении проблемы или задачи. Если ребенок закрывается и отказывается – не настаивайте. Дайте ему время: «Ух, какое у тебя нестандартное мышление! Возможно, у тебя получится что-то другое смастерить из этого лего, а не то, что нарисовано в инструкции. Как думаешь? Но если тебе вдруг понадобится моя помощь, зови!»

7. ВЕРЬТЕ В СВОЕГО РЕБЕНКА

Верьте в него, в его возможности. Верьте в него так, будто он, и правда, самый крутой, самый умный и смелый человек на земле. Ваша вера, ваша поддержка – это то, что заряжает ребенка, то что помогает не сдаваться, пробовать и идти дальше.

Мое мнение, что критика НЕ может быть полезной в детском возрасте.
Будучи взрослыми мы даем друг другу обратную связь, но мы делаем это уважительно и деликатно. Важно давать эти помогающие отзывы и взрослым (если вас спрашивают) и детям, но не критиковать.

✔️У меня есть небольшое задание для вас:
Вспомните те моменты из детства, когда вас критиковали значимые взрослые. Что вы чувствовали? Помогали ли вам их слова или, наоборот, вам хотелось закрыться от них?

Мне повезло, меня в детстве не критиковали, а даже наоборот, бабушка преувеличивала мои возможности и я искренне верила, что МОГУ ВСЕ. Но когда наступил пубертат, уверенность улетучилась (оно и понятно), и был у меня один негативный опыт, которым я делюсь с подростками на консультациях.


В общем, я училась уже в классе 9-10-м и мне предстояло выступать на Сервантовских чтениях. Нужно было подготовить доклад про значимую личность в истории. Я выбрала Беназир Бхуто. Готовилась долго, ездила в главную Петербургскую библиотеку, от руки переписывала материалы, а потом вносила их в Word. В общем, событие было волнительное, как я выступила? толком не помню, помню лишь обратную связь от одной учительницы (причем была и положительная (от других), но я запомнила отчетливо лишь негативный отзыв).

«Видели, как Вайаканти выступила? Как можно было допустить такие тупые ошибки? Ударение на букву “у”, а не “о” в фамилии».

Ну я и не ожидала от нее чего-то другого.

По-моему это говорилось не мне, а другому учителю (сейчас уже смутно помню). Но этот отзыв сильно затормозил мое развитие как спикера, как человека, который любит выступать. Это сейчас я с большим удовольствием читаю лекции или доклады и мечтаю выступать перед большой аудиторией, а раньше, даже в университете, я отлынивала от публичных презентаций (пока их не обязали делать всех студентов), всегда сомневалась на публике и думала о том, правильно ли ставлю ударение.

О чем это говорит? О том, что не стоит критиковать детей, а если хотите сделать им лучше, сначала отметьте их сильные стороны, а потом укажите на ошибки и предложите их исправить.

Ну что? Поделитесь своими историями?