Одна из самых популярных сегодня мантр в теме идей и инноваций — "избегать критики". Основное предположение состоит в том, что критика убивает поток творчества и энтузиазм команды.
Отвращение к критике значительно распространилось за последние 20 лет, особенно через сторонников дизайн-мышления. Этот процесс запустился в 1999 году с видео ABC Nightline "Глубокое погружение", которое вызвало движение дизайн-мышления, а критика в нем осуждалась как негативное явление.
В онлайн-платформе IDEO первое правило мозгового штурма — "отложить суждение". Чтобы сделать это правило еще практичнее и понятнее, эти слова перефразировали как: "Когда человек предлагает идею, не говорите "Да, но… ", чтобы указать на недостатки в идее; вместо этого, скажите, "Да, и…". Такая формулировка подстегнет людей как-то еще дополнить оригинальную идею.
Однако этот подход тоже не может считаться оптимальным для настоящего творчества — он вселяет поверхностное чувство сотрудничества, которое приводит к компромиссам и ослабляет идеи. Результаты многих исследований показали, что эффективные команды не исключают критическое мышление, а, наоборот, через критику создают. Как же реализовать этот подход?
Для начала разберемся, как работают "Да, но…" и "Да и…".
Правило "Да, но". Проблема этого правила в том, что идеи, даже если они действительно исключительные, часто имеют серьезные недостатки. Это особенно актуально для самых инновационных идей, потому что они погружаются в неизведанные сферы. Если кто-то использует критику и отражение недостатков, чтобы убить идею, великое открытие может быть пропущено.
Правило "Да, и". Мысль о том, чтобы простраивать идею, а не критиковать ее для поддержания творческого потока, звучит неплохо. Но без критической обратной связи вы вряд ли поймете, почему ваша оригинальная идея не сработала. Вы, скорее всего, воспримете новое предложение как попытку обесценивать вашу идею или просто как противодействующую точку зрения. В этом случае команда может упустить возможность глубоко погрузиться в первоначальную идею. Это движение вперед, но без прогресса.
Правило "Да, но и". В этом случае объединяется лучшая сторона критики с лучшими идеями. Когда вы предлагаете идею А, коллега сначала проговаривает недостатки, которые он видит, обеспечивает конструктивную обратную связь (это "но"), а затем предлагает возможный способ преодолеть или избежать недостатка, приводя к идее В (это "и"). Затем вы делаете то же самое: вы признаете идею B, предоставляете конструктивную критику и развиваете новый, еще более улучшенный результат. Другие могут присоединиться к критике и предложениям в процессе. Такое конструктивное взаимодействие способствует глубокому циклу критических диалогов, которые могут привести к последовательной, прорывной идее.
Обратите внимание, что "но", предваряющее "и", необходимо. Чтобы развить вашу идею, ваш коллега не просто добавляет новое улучшенное предложение. Во-первых, он дает критический анализ, который позволяет вам получать ценную и конкретную информацию, видеть слабые стороны в вашей полуготовой идее, которые вы можете сами не определить, следовательно, учиться. После этого вы и вся команда будете готовы погрузиться глубже в следующую итерацию. Именно сочетание "но" и "и" создает реальный прогресс, позволяя команде видеть как положительные, так и отрицательные компоненты, и позволяя каждой итерации идти еще глубже в анализ.
Для создания прорывов необходимо использовать контрасты, которые исходят от критики, а не избегать их. В своем исследовании силы инакомыслия Чарлан Немет показывает, что дебаты и критика не мешают идеям; скорее они стимулируют их. Прогресс требует столкновения и слияния — а не компромисса или отрицания — разных точек зрения.
Франческа Джино справедливо утверждает, что критика работает только тогда, когда она ведет к усилению и улучшению идеи. Ключевым элементом в этом процессе является уважительное слушание и признание таланта и способностей коллег. Когда "но" становится атакой на другую идею (или, что еще хуже, на другого человека), тогда результат будет плачевным. Добавление "и" к "но" вызывает конструктивную и позитивную критику, превращая ее из фразы, убивающей идею, в способ расширения потока творчества, а не его остановки.
Критика, Творчество, Любопытство
Правило "Да, но и" должно выполняться с осторожностью и значительной дозой дисциплины.
Во-первых, когда вы критикуете чужие идеи, вам нужно как можно глубже проникнуть в свой креативный ум:
- Когда вы видите проблему или слабую сторону в идее, не говорите: "Это не работает". Сначала объясните проблему, а затем предложите улучшение, которое заставит ее работать.
- Когда вы не понимаете идею, не говорите: "Мне это непонятно". Вместо этого сначала укажите на неясное конкретное место, а затем предложите возможные альтернативные интерпретации: "Вы имеете в виду X или Y?". Это помогает всем участникам увидеть более подробные варианты.
- Когда вам нравится идея, не принимайте ее как есть. Вместо этого ищите возможные улучшения, а затем продвигайтесь вперед, чтобы сделать ее еще лучше.
Во-вторых, когда вы слушаете, как кто-то критикует вашу идею, попытайтесь извлечь из этого уроки. На практике это выглядит так, что вы внимательно выслушиваете критику, проявляете любопытство и удивление: "Почему мой коллега предлагает такую противоположную точку зрения, которая не соответствует тому, что я вижу? Возможно, за нашими двумя предположениями скрыта еще более мощная идея". Критика становится позитивной силой, направляя команду на преодоление ее слабостей и усиление первоначальной идеи.
Секрет критики в инновациях заключается в сотрудничестве участников. Те, кто предлагает критику, должны сформулировать свои пункты как позитивные, полезные предложения. Те, кого критикуют, должны использовать критику, чтобы учиться и совершенствовать свои идеи. Когда критика воспринимается с любопытством и уважением, она становится наиболее продвинутой формой творчества. Это может быть захватывающим, страстным, веселым и всегда вдохновляющим процессом.
Якщо ви зареєстрований користувач і хочете додати коментар то вам потрібно увійти, або ви можете додати коментар нижче анонімно.