Мы не просто не успеваем подготовиться к будущему, мы еле успеваем соответствовать настоящему.
Чтобы увидеть будущее своей страны, совсем не обязательно обращаться к футурологам. Достаточно присмотреться к современным детям, проанализировать, чему и как мы их учим. А потом можно посмотреть мировые исследования рынка труда. Картинки не совпадают?
В первых строчках рейтинга самых «быстро растущих» профессий к 2026 году ожидают специалистов по альтернативной энергетике и персональных домашних помощников по здоровью. Есть еще гипотезы о «молекулярных диетологах» и «гидах по космосу». Правда, это, скорее, уловки для привлечения внимания к главному тезису, который прозвучал несколько лет назад на Всемирном экономическом форуме и был обращен к лидерам стран: «65% детей, учащихся сегодня в начальной школе, будут заняты в профессиях, которые еще не существуют».
Уже сегодня детей учат быть «хорошими цифровыми гражданами»
Технологический прогресс, компьютерные и интернет-технологии в последние десятилетия внесли колоссальные перемены в нашу жизнь. Они изменили наш досуг, способы коммуникации, а также рабочие места и даже бизнес-модели. И если по-честному, то мы не просто не успеваем подготовиться к будущему, мы еле успеваем соответствовать настоящему.
Конечно, все упирается в обучение. Громоздкие и дорогостоящие системы образования не успевают адаптироваться к новым требованиям современного мира. Речь не только о нашей стране — с этим столкнулся весь мир. Но если США и Великобритания, к примеру, развернули национальные программы с серьезным финансированием по обучению школьников программированию, то Украина продолжает испытывать дефицит учителей информатики и компьютерной техники в учебных заведениях. Сингапур и Китай обновили свои программы обучения«компьютерным наукам», добавив в них «Интернет вещей» и «вычислительное мышление». А у нас все еще не редки случаи, когда на информатике учат, как включать и выключать компьютер. Тем не менее, эра цифровых технологий уже наступила, и наши дети не знают другой реальности. Задача родителей — понять, какие же новые навыки нужно дать детям для успешного будущего и настоящего.
1. Цифровая грамотность.
Смартфон и другие гаджеты полностью изменили наш образ жизни, привычки и рабочие процессы. Уже сегодня в других странах детей учат быть «хорошими цифровыми гражданами». Речь идет о понимании возможностей, прав и ограничений в цифровом мире. Европейский Союз уже несколько лет подряд переиздает обновленный стандарт цифровой компетентности гражданина. Самое время погуглить такой стандарт (в Украине его нет), чтобы узнать самому и рассказать ребенку основы цифровой компетентности. Как правило, такой стандарт включает в себя информационную и компьютерную грамотность, коммуникацию с помощью компьютерных технологий, создание цифрового контента, решение задач с помощью цифровых технологий, а также понятия авторского права и плагиата.
Как этому научить ребенка? Можно попытаться дать все это через внешкольные курсы, но это точно будет несколько пересекающихся факультативов. Объединенных курсов для беглого знакомства с цифровыми навыками у нас пока нет. Да может,и не надо: в данном вопросе все зависит от выработанных привычек, которые должны перерасти в культуру взаимодействия в цифровом мире. Для этого достаточно проговорить с ребенком правила и начать им следовать.
2. Основы кибербезопасности.
Вы заметили, что дети в последние годы становятся полноправными пользователями смартфонов лет с пяти? А родители или воспитатели начинают рассказывать им о ключевых мерах кибербезопасности с этого же возраста? Думаю, что вряд ли. И предмета такого в школе пока нет, можете не сомневаться. Поэтому все снова в руках родителей. И тут опять же на помощь придет Интернет, где можно найти постеры с основными правилами кибербезопасности для детей разного возраста. Основы кибербезопасности научат вашего ребенка не делиться персональной информацией в Сети, не встречаться лично с незнакомцами, назначившими встречу в Сети, даже если они показались интересными и доброжелательными, не принимать сообщения от незнакомых лиц и не открывать медиафайлы, которые имеют признаки «вирусных». И так далее. В общем, дело важное и очень полезное. Ведь сегодня все чаще злоумышленники ищут подход к детям через мессенджеры и социальные сети и даже прибегают к шантажу.
Где этому учат детей? Можно подобрать короткие лекции и тренинги, которые время от времени проводят для детей школьного возраста. А лучше самим родителям выступить инициаторами и организовать тренинг с профессиональным лектором не только для своего ребенка, но и для его одноклассников.
3. Критическое мышление и медиаграмотность.
Продолжая тему кибербезопасности, необходимо затронуть кибергигиену. В эпоху излишков информации, когда каждый может постить что-то онлайн, даже взрослому бывает сложно отличить фейк от правды. Обучение детей критическому мышлению — это надежная прививка на долгие годы, которая позволит трезво видеть пропаганду, цензуру, да и просто однобоко поданный материал. Тут же стоит вопрос и о медиаграмотности, в части умения самого ребенка подавать корректную и выверенную информацию в Сети.
Как этому можно научить ребенка? Кое-что уже начала давать школа. Но будет больший эффект, если в семье есть культура потребления информации онлайн.
4. Вычислительное мышление и программирование.
Вычислительное мышление, или Computational thinking, уже появилось в школьном курсе в Сингапуре. Местная система образования предлагает рассматривать компьютер 1) как науку, 2) как инструмент и 3) его влияние на общество. Пожалуй, на сегодняшний день это один из лучших подходов к пониманию компьютерных технологий как явления в нашей жизни. И эти же сингапурцы предложили миру развивать у детей навык «вычислительного мышления». Дело в том, что мода на языки программирования периодически меняется. Выучить новый язык кодинга не так уж и сложно. Но куда важнее обучиться алгоритмическому способу мышления с логическими приемами и способностью разбивать любую задачу на мелкие части. Этот навык нужен не только программистам, он применим в любой сфере деятельности.
Где этому можно научить ребенка? Думаю, что лучший путь — поиск талантливого и продвинутого учителя информатики, вместе с которым нужно определиться с новым подходом к обучению ребенка.
5. Робототехника и искусственный интеллект.
Этот пункт может выглядеть как дань трендам. Но от этого он не менее важен. Робототехника — это то же программирование, но плюс мейкерство. В этом формате ребенок куда лучше усваивает программный код, потому что практически сразу видит результат своей работы — в движении робота, например. А что касается искусственного интеллекта, то он заслуживает хотя бы поверхностного изучения в связи с поднятым в его честь шумом. А вдруг и правда искусственный интеллект приблизится к аналитическим способностям разума. Не будет лишним понимать, как его «выключить». Тем более что в основе ИИ также лежит программирование.
Где этому учить ребенка? Сегодня в Украине достаточно много школ и курсов по робототехнике. А вот основам искусственного интеллекта учат единицы, тут нужно поискать.
6. Умение учиться.
Самый главный навык будущего, на мой взгляд — это умение учиться и брать ответственность за себя и окружающий мир. Учеба тоже уходит в онлайн- формат,и большинство современных детей не читает книжки, а слушает подкасты и смотрит влоги. Раз и учеба становится мобильной, нужно прививать навык учиться постоянно. Это и есть главный залог успеха в будущем.
Якщо ви зареєстрований користувач і хочете додати коментар то вам потрібно увійти, або ви можете додати коментар нижче анонімно.