Каких навыков не хватает современным школьникам? Какие предметы мы добавили бы в программу и на что хотим обратить внимание учителей?

3 новых предмета которые надо ввести в современной школе

Предмет первый — «Психогигиена и культура личности»

Что это такое?

Психогигиена — это междисциплинарная научная отрасль, главная забота которой — помочь сохранить психическое здоровье, научиться жить в ладу с собой.

Долгое время в научной среде психогигиена воспринималась исключительно как раздел психиатрии. Однако в настоящее время эта система знаний находится на стыке гигиены, социальной и медицинской психологии, психиатрии.

Зачем это нужно?

К сожалению, в наших широтах привыкли пренебрежительно и с некоторой насмешкой говорить о проблемах с психикой («психушка», «дурдом» и т. п.). Поэтому считаем нелишним напомнить, что психические расстройства — это не только те, которые у пациентов спецучреждений.

Когда-нибудь сталкивались с повышенной раздражительностью, чувствовали усталость без видимых причин, бывали периоды, когда вам трудно было уснуть и тяжело просыпаться? Не будем вас пугать, но часто именно так выглядят предвестники невроза. По официальной статистике Минздрава уже 6 лет тому назад это расстройство задело каждого десятого россиянина.

Какие навыки нужно развивать?

  1. Элементарная психогигиена,  в контексте которой объясняют, насколько важны для психики нормальное питание, полноценный отдых и сон, наличие зон отдыха и получения психоэмоциональной разрядки — хобби и увлечения. А также говорят о негативном воздействии алкоголя, наркотиков и других стимуляторов на мозг.
     
  2. Эмоциональный интеллект — умение понимать свои и чужие эмоции.
     
  3. Критическое мышление — это важный навык, который поможет осознать, что не стоит «скармливать мозгу и сознанию, все, что они могут проглотить».

 

Предмет второй — «Поликультурность»

Что это такое?

Поликультурность — набор коммуникационных навыков и ценностных ориентаций, в которых отражается принятие человеком общества в его культурном (социальном, этническом и пр.) разнообразии.

Зачем это нужно?

Главная причина необходимости введения поликультурного образования — сформировавшаяся в конце XX века тенденция к глобализации и открытости мира. IT, как наиболее гибкая и стремительно развивающаяся сфера деятельности современного человека, сегодня подтверждает, что эта тенденция стала фактически нормой жизни мирового сообщества.

Какие навыки нужно развивать?

  1. Ведение межкультурного диалога — способность не просто оценить или рассмотреть культурные различия между разными группами (возрастными, этническими), но также продуктивно сотрудничать и общаться с представителями разных культурных групп.
     
  2. Осознание себя через призму региональной и мировой культуры — формирование более глубоких представлений о культуре своих предков и понимание своих жизненных принципов во взаимосвязи с обычаями и традициями нашего общества.

 

Предмет третий — «Самоорганизация»

Что это такое?

В данном случае под самоорганизацией мы понимаем стратегию поведения, при построении которой человек рассматривает себя как набор ресурсов.

Зачем это нужно?

У каждого из нас есть целый комплекс навыков, способностей и талантов, набор стремлений и целей. Все это ограничено здоровьем и временем. Самоорганизация как отдельная дисциплина, учит нас приумножать полезные навыки и экономно расходовать невосполнимые ресурсы.

Такой учебный курс в идеале должен научить планировать время и решать жизненные задачи, подстраиваясь под сложившиеся условия.

Какие навыки нужно развивать?

  1. Целедостижение — построение стратегий, их планирование и выполнение.
     
  2. Управление своими ресурсами — понимание, какие навыки и как нужно развивать для достижения целей.
     
  3. Тайм-менеджмент — управление личным временем, формирование распорядка дня, учитывающего неотложные и второстепенные задачи.

Послесловие

Мы прекрасно понимаем, что в обозримом будущем ни один из предложенных предметов не будет введен сразу по нескольким причинам. Самая главная — перегруженность школьной программы. Еще одна — возможные споры о необходимости таких дополнительных дисциплин.

Тем не менее, если вы хотя бы частично разделяете наши мысли, можете начать формировать описанные навыки у своих учеников. Тема психогигиены и разговоры о поддержании психического здоровья — важная часть здоровьесбережения. О поликультурности стоит вспоминать на уроках обществознания, истории и литературы, а самоорганизации можно учить на любом занятии или же проводить воспитательные часы.