Каких навыков не хватает современным школьникам? Какие предметы мы добавили бы в программу и на что хотим обратить внимание учителей?
Психогигиена — это междисциплинарная научная отрасль, главная забота которой — помочь сохранить психическое здоровье, научиться жить в ладу с собой.
Долгое время в научной среде психогигиена воспринималась исключительно как раздел психиатрии. Однако в настоящее время эта система знаний находится на стыке гигиены, социальной и медицинской психологии, психиатрии.
К сожалению, в наших широтах привыкли пренебрежительно и с некоторой насмешкой говорить о проблемах с психикой («психушка», «дурдом» и т. п.). Поэтому считаем нелишним напомнить, что психические расстройства — это не только те, которые у пациентов спецучреждений.
Когда-нибудь сталкивались с повышенной раздражительностью, чувствовали усталость без видимых причин, бывали периоды, когда вам трудно было уснуть и тяжело просыпаться? Не будем вас пугать, но часто именно так выглядят предвестники невроза. По официальной статистике Минздрава уже 6 лет тому назад это расстройство задело каждого десятого россиянина.
Поликультурность — набор коммуникационных навыков и ценностных ориентаций, в которых отражается принятие человеком общества в его культурном (социальном, этническом и пр.) разнообразии.
Главная причина необходимости введения поликультурного образования — сформировавшаяся в конце XX века тенденция к глобализации и открытости мира. IT, как наиболее гибкая и стремительно развивающаяся сфера деятельности современного человека, сегодня подтверждает, что эта тенденция стала фактически нормой жизни мирового сообщества.
В данном случае под самоорганизацией мы понимаем стратегию поведения, при построении которой человек рассматривает себя как набор ресурсов.
У каждого из нас есть целый комплекс навыков, способностей и талантов, набор стремлений и целей. Все это ограничено здоровьем и временем. Самоорганизация как отдельная дисциплина, учит нас приумножать полезные навыки и экономно расходовать невосполнимые ресурсы.
Такой учебный курс в идеале должен научить планировать время и решать жизненные задачи, подстраиваясь под сложившиеся условия.
Мы прекрасно понимаем, что в обозримом будущем ни один из предложенных предметов не будет введен сразу по нескольким причинам. Самая главная — перегруженность школьной программы. Еще одна — возможные споры о необходимости таких дополнительных дисциплин.
Тем не менее, если вы хотя бы частично разделяете наши мысли, можете начать формировать описанные навыки у своих учеников. Тема психогигиены и разговоры о поддержании психического здоровья — важная часть здоровьесбережения. О поликультурности стоит вспоминать на уроках обществознания, истории и литературы, а самоорганизации можно учить на любом занятии или же проводить воспитательные часы.