В моей жизни произошла встреча, которая сильно укрепила во мне уверенность в том, что я хочу и буду работать в образовании. Случилось это после знакомства с отцом гуманной педагогики Шалвой Амонашвили. С тех пор я часто использую его заветы и стараюсь внедрять его принципы в наших образовательных проектах. Я выделила для себя основные мысли из семинара Шалвы Александровича, где каждое его слово было пропитано мудростью, опытом и любовью. 

(На фото слева направо: Лена Снигур, Шалва Амонашвили, Евгений Мирошниченко) 

1. Что такое «гуманная педагогика» 

Прежде чем что-то о нем говорить, стоит упомянуть, что ему 87 лет. Но при этом его энергии может позавидовать любой молодой человек.

Его путь начинался с роли школьного учителя. Поскольку тогда ещё не было понятия гуманности в образовании, себя он называл добрым авторитарным учителем. На тот момент это было лучшее из того, что можно было сделать. Добрый авторитарный – это такой, который действует в рамках системы с её внешними стимулами – поощрением и наказанием, но с добротой в сердце.

Позже Шалва не смог мириться с таким отношением к детям – когда единственными мотиваторами становятся оценки, страх и вызовы родителей в школу за плохое поведение. И с сопротивления началась новая эпоха. Эпоха гуманной педагогики.

В основе гуманной педагогики лежит понятие «гуманность». Это слово походит с санскрита и определяется корнем «умэн» – смертный, который ищет своё бессмертие, познаёт себя, находится в духовном поиске. Скорее всего, что наше слово «умный» тоже пошло от этого понятия. Только смысл изменился...

Когда родитель говорит «будь умничкой», отправляя ребёнка в школу, он имеет ввиду: веди себя хорошо, не кричи, не дерись и переходи дорогу в правильном месте. Куда более подходящим было бы понимать под этим – будь щедрым, проявляй доброту, помоги тому, кому нужна твоя помощь, улыбнись, чтобы порадовать другого. Возвращайся домой и расскажи о своих успехах.

Принципиальное отличие гуманной педагогики от других теорий заключается в том, что ученик рассматривается как человек, который пришёл в этот мир с необходимыми ему задатками и способностями для реализации своей миссии. А задача Учителя – помочь ребёнку обратить его внимание на свой внутренний мир и раскрыть своё предназначение.

2. Три кита гуманной педагогики 

Подход гуманной педагогики строится на следующих предположениях:

✅ Бог есть. Душа вечна. Жизнь – отрезок времени для подготовки к вечной жизни.
✅ Мы приходим в этот мир с определенной целью, что мы называем предназначением или миссией. И каждый из нас с рождения наделён всеми необходимыми задатками, которые помогут в реализации своей миссии. 
✅ У ребёнка достаточно много энергии для того, чтобы реализовать себя. Он может все! Что может стать ограничением, так это тело.

Если с этой позиции смотреть на ребёнка-ученика, совсем теряется смысл «запихивания» в него знаний, оценивания по 12-бальлной шкале и вызовов родителей в школу за плохое поведение.

Учитель уже смотрит на своего ученика, как на разумного человека, которому нужно научиться жить в этом мире и помочь ему найти себя. Фокус обучения абсолютно смещается. В центре – природа ребёнка.

Но эти допущения невозможны без веры. Учитель гуманной педагогики искренне верит в эти принципы и действует, исходя из этого.

Благодаря такому взгляду понятие «проблемный ребёнок» просто исчезает. Точнее именно такой ученик становится «точилкой» мастерства истинного Учителя. Мастерство измеряется не количеством учеников – послушных отличников, а количеством детей, которые стали лучше в результате взаимодействия с Учителем.

Поэтому если в человеке есть хоть капля нетерпимости и раздражительности, он никогда не достигнет мастерства педагогики. При проявлении этих качеств лучше вообще не идти к детям. Без терпения и сдержанности ты не Учитель, а преподаватель.

3. Какими должны быть отношения между учителем и учеником

Учитель и ученик. В процессе жизни определения этих слов совсем изменились. Со слов Шалвы Александровича, эти понятия в первоисточнике имели абсолютно иное значение. 

⭐️ Учитель – санскритское слово, обозначающее даритель света. 

⭐️ Ученик – ищущий свет.

Взаимодействие между учителем и учеником – это особое таинство, в котором один дарит свет, а другой принимает его. Мы привыкли называть это уроком. Конечно, в нашем понимании «урок» – это совсем не то, о чем говорит Шалва.

Истинный урок подготовленный для каждого ученика свой. Даже если в классе 30 детей. Каждый должен вынести после общения с учителем свой урок. Заметьте, ОБЩЕНИЯ 💙. То, что происходит на привычных нам уроках – это ложное общение. В нем чаще всего вы услышите учителя, который говорит: кто сделал домашнее задание, к доске пойдёт... давай дневник, двойные листочки... И этот ряд можно продолжать известными фразами, которые все знают. Мы ведь все учились в школе.

Настоящее же обучение происходит в истинном общении. В котором есть место размышлениям, высказыванию собственных мыслей, поддержке, извинениям  и простой улыбке. Стоит отказаться от урока, как формы организации учебного процесса и перейти к тому, чтобы воспринимать урок, как подарок  от Учителя своему ученику. Учитель от Бога  готовит свой урок, думая о каждом своём ученике. Они буквально прыгают по его конспектам, которые он составляет для них. 

4. Откуда учителю черпать вдохновение

Шалва Амонашвили начал свой рассказ с того, что вспомнил имена великих людей классической педагогики: 
⭐️ Коменский 
⭐️ Ушинский 
⭐️ Макаренко 
⭐️ Сухомлинский

Он вспомнил эти имена неспроста. Так как основой гуманной педагогики, которую он представляет, является классическая педагогика.

Все необходимые основы для природоориентированного образования уже заложены в работах классиков. Но почему в Китае уже больше 11 миллионов учителей работают по системе украинского педагога Сухомлинского, когда у нас его подходы не настолько популярны?

Прежде чем смотреть на инновации западных коллег, стоит изучить то, что создано на нашей земле.

Рассказами о ценности идей классической педагогики Амонашвили пробудил во мне стойкое желание исследовать все труды классиков с ручкой и тетрадью. И, как советует Шалва, обратить внимание на подтексты, чтобы понять глубокий смысл, заложенный автором.