Что и как можно обсуждать в новом проекте ФГОС, «ВО» рассказал Михаил Лазарев, основатель Домашней онлайн-школы ИнтернетУрок, которая по праву может считаться самой большой школой России. Сейчас в ней учится почти 7 тысяч учеников.

Я думаю, что современное образование должно формировать у ребёнка две основные способности:

1) Способность к пониманию.

2) Способность принимать решения.

 

Стандарты, ориентированные только на «знать» и «уметь», безнадежно устарели.

Изменения в системе образования должны быть естественно связаны с изменениями во внешней среде.

Развитие техники в ХХ веке настолько освободило мышечный ресурс человека, что мы придумали тренажёрные залы, чтобы их занять. Уже сейчас компьютеры освобождают мозг от занятия рутинной интеллектуальной работой.

Мы можем прожить жизнь без умения разжигать костёр или запрягать лошадь, а в обозримом будущем не понадобится и умение водить автомобиль.

Из триады «Знать. Уметь. Понимать» первые два элемента в большой части отходят к компьютерам и роботам. Функции секретаря и домработницы теперь выполняют «Алиса» и стиральная машина.

 

Поверхностное знание иностранных языков – умение, которому многие родители очень хотят научить своих детей – с развитием искусственного интеллекта и синхронных переводчиков тоже станет менее актуальным.

Изменения ускоряются. Если профессия наездника была востребованной несколько тысяч лет, то пришедшая ей на смену профессия водителя – всего около сотни. Следствие такого ускорения – мы не можем предсказать, какие умения будут нужны через 20 лет человеку, который сейчас идёт в первый класс.

 

Но сама непредсказуемость – тоже информация, которая помогает сделать вывод – основное внимание в школе нужно уделять пониманию.

Оно необходимо для того, чтобы выделить главное и отбросить ненужное – построить модель для решения задачи. Работа с выбранной моделью – это уже «техника», которая и останется технике.

 

Человеку придётся непрерывно учиться, несколько раз за жизнь переучиваться, менять профессию. Поэтому важной задачей образования становится научить ребёнка учиться.

Обучение умениям предполагает обучение «технике». Но в математике техника должна служить пониманию, а не наоборот. Сейчас же учат упрощать выражения, не вдаваясь в объяснение того, что такое сложность. На литературе много говорят про литературоведение, а не про психологию поступков.

 

 

А ведь в математику можно войти через любую дверь, иногда лучше это сделать не через признаки равенства треугольников, а так, чтобы у ребёнка осталось впечатление, что математика действительно помогает людям.

Та техника, которая изучается в школе, сейчас бесполезна и для будущих математиков (их всё равно будут переучивать в университете), и уж тем более для будущих филологов.

Бессмысленно надеяться, что юрист будет помнить три признака равенства треугольников и почему их именно три, а экономист – чем отличаются голосеменные от покрытосеменных. Но есть идеи, которые нужны всем (алгоритм, эволюция, модель, функциональная зависимость и т.д.). Они и должны быть усвоены, должны стать алгоритмами мышления.

Межпредметные связи держатся на одних и тех же идеях, и все учителя должны об этом знать.

Это позволит освободить место для того, чтобы учить принятию решений.