ЗНО, как, впрочем, и ДПА, для украинских детей - это, пожалуй, один из самых сложных и ответственных испытаний, успешно пройти которые под силу не каждому. В этом случае очень важна поддержка близких людей, в которой и заключается главный секрет успеха. 

Известный психолог Светлана Ройз опубликовала несколько простых и очень действенных советов:

«Я не верю в экзамены, не верю в цифры оценок и жду времени, когда мы будем готовить детей ко встрече со взрослой жизнью и реализацией, а не к «показательным» экзаменам. Надеюсь, достаточно скоро будут внесены в систему новые способы определения уровня знаний.

В прошлом году племянница заканчивала школу, я, просмотрев примеры заданий ЗНО, поняла, что при своих интеллектуальных амбициях не сдам адекватно ни один экзамен... и огромное уважение детям, которые все эти знания вмещают или пытаются в себя вместить, и преподавателям, которые им в этом помогают.

Скоро ЗНО. Я думала, чем можно поддержать детей.

ЗНО - Знаємо, Надихаємо, Обіймаємо

  1. Наверное, я бы заменила расшифровку этих трёх букв ЗНО на – «Знаємо» потенціал наших дітей «Надихаємо» їх на щасливе майбутнє і «Обіймаємо своєю любов'ю». Часто взрослые - Родители, родственники, преподаватели - своим напряжением, ожиданиями, тревогой, амбициями - делают и так большую ответственность детей - непосильной. 

  2. Оценки .... отличники, к сожалению, редко умеют «пользоваться» знаниями. Часто они чудесно знают материал, но не могут его «креативно использовать». И часто они становятся заложниками своего «статуса», не позволяя себе ни ошибиться, ни расслабиться. Отличные Оценки - мы же знаем это - не пропуск в счастливое будущее. Так важно именно ответственным отличникам давать позволение ошибаться. И так важен наш внутренний настрой – «ты мой любимый ребёнок не зависимо от твоих достижений. Тебе всегда есть место в семье, в моем сердце...я верю в твоё будущее и твой потенциал и доверяю твоей взрослости.. и, конечно, важно, чтобы мы помогали осваивать детям в школе «компетенции», а не «стопки знаний». 

  3. Когда ребёнок готовится к экзамену, ему можно предложить писать шпаргалки - символами - конечно, не для использования на самом экзамене - когда ребёнок "шифрует" информацию, он ее «многограннее» запоминает. 

  4. Во время экзамена, особенно в незнакомом помещении, особенно при возможных «досмотрах» - совершенно закономерен выброс гормона стресса - кортизола. Когда нам страшно, блокируется доступ к нео-кортексу, лобным долям мозга - нашему «думательному» центру. 

  5. После экзамена - важно дать возможность «выдохнуть», так как для вашего ребёнка продуктивно. Это нормально, если кто-то после экзамена расплачется, у кого-то, возможно, будет вспышка гнева, кто-то уснёт, кому-то нужно будет заняться спортом - у всех нас своя способность справляться со стрессом. 

 

«Техника безопасности» на ЗНО:

  • Важно: если это позволяют правила - дать ребёнку с собой воду, 

  • для ощущения границ и баланса есть очень простое упражнение »крыло ангела» - правая рука кладётся на левое плечо, как будто обнимая. Можно представить, что это рука друга/родителя/преподавателя. 

  • важно научить дыхательным упражнениям, в которых выдох длиннее вдоха, такое «парасимпатическое» дыхание помогает успокоиться. 

  • для того, чтобы почувствовать устойчивость, можно положить руки на живот и сделать несколько вдохов- выдохов, - для ощущения опоры, почувствовать, как устойчиво стоят на полу ноги, как опирается на спинку стула или стену спина.

  • можно помассировать область тыльной стороны ладони между костями, разделяющими четвёртый и пятый палец- это зона, отвечающая за реакцию стресса, страха, тревоги. 

  • есть очень простые и продуктивные упражнения из кинезиологической «гимнастики мозга». Их много в открытом доступе в интернете. Поищите «позитивные крюки» и упражнения - энергетизаторы - совершенно простые и очень действенные. 

  • можно подготовить заранее «якорёк внимания» - пришить яркую пуговицу, подготовить браслет, взгляд на которые сможет вернуть ребёнка в реальность. 

  • от чудесного преподавателя Людмилы Булыгиной: «Мы еще делаем перед выступлениями иногда «рекогносцировку на местности» : постучать по столу, переставить стул, разложить ручки, обозначить, что это «свое» - ощущение «своего места», где бы ни был, даёт возможность доступа к ресурсу». 

Наша «взрослая» задача - быть поддержкой, проводниками и иногда «контейнерами» для того, с чем дети ещё не научились справляться. С возрастом мы учимся выдерживать напряжение все больше и больше.

Я очень надеюсь, что мы «Знаємо» потенціал наших дітей «Надихаємо» їх на щасливе майбутнє і «Обіймаємо» своєю любов'ю». Для меня ЗНО звучит так».


 

 

семейный психолог

Светлана Ройз

 

 

 


фото: depositphotos.com