Родители хотят, чтоб их дети были успешными. Но учат моделям поведения, которые срабатывали у них и приводили к целям. Профессор Стэнфордского университета Эмма Сеппала и выделила 6 вредных установок про успех, которые закладываем детям, и которые отдаляют детей от успеха. И рассказала, как же правильно.

1. Говорим детям: Сосредоточься на будущем. Думай о вознаграждении.

Скажите: Живи (или работай) в моменте.

Трудно быть постоянно сосредоточенным. Исследования показывают, что наш ум спит половину времени нашего бодрствования. А летая в облаках, начинаем думать о прошлым или переживать за будущее, а это приводит к негативным эмоциям – гневу, жалости и стрессу.

Ум, который постоянно пытается сосредоточиться на будущем ("Как получить высокий бал и поступить в институт?"), подвержен большей тревоге и страху. Небольшой стресс мотивирует. Но долгосрочный, хронический стресс ухудшает здоровье, интеллектуальные способности, в том числе – внимание и память. Потому чрезмерное фокусирование на будущем снижает производительность.

Дети лучше учатся и чувствуют себя счастливее, когда они в моменте. А когда люди чувствуют себя счастливыми, способны быстрее учиться, мыслят творчески и легче решают проблемы. Исследования показывают, что ощущение счастья повышает нашу продуктивность на 12%. Положительные эмоции делают нас более устойчивыми к стрессу, помогая быстрее преодолеть вызовы и неудачи, и вернуться в строй.

Детям, конечно, нужно видеть конечную цель. Но вместо того, чтобы поощрять их гонку в выполнении всех задач на пути к цели, помогите сосредоточиться на текущей задаче или беседе.

2. Говорим детям: Стресс неизбежен; продолжай идти вперед.

Скажите: Научись расслабляться.

Дети испытывают стресс с младшего школьного возраста, переживая об оценках. На них давят и требуют лучше учиться в школе. Наш взрослый образ жизни показывает детям, что стресс – обязательная часть успеха. Но мы истощены, перевозбуждены, и пьем алкоголь по вечерам, чтобы успокоиться. Не лучшая модель жизни, которую возьмут дети. Исследования показывают, что дети, родители которых выгорают на работе, больше сверстников предрасположены к выгоранию в школе, и это логично.

Рекомендую родителям учить детей быть стойкими в условиях стресса. Требования к работе и жизни нам не подвластны. Но научить методам медитации, йоги и дыхательных техник, чтобы лучше справиться с давлением, можем. Эти инструменты помогают детям научиться привлекать парасимпатическую нервную систему «отдохнуть и переключиться», в отличие от состояния «борьбы или полета».

3. Говорим детям: Займись делом.

Скажите: Отдыхай и наслаждайся ничего неделаньем.

Сегодня в западной культуре люди больше ценят волнения и бурные положительные эмоции, чем спокойствие, ценное для жителей стран Восточной Азии. В результате, дни наших детей расписаны по минутам, наполнены внеклассными занятиями, семейными выездами. А для бездействия времени не остается.

Позитивные волнения, веселье и поиск новых впечатлений прекрасны. Но с точки зрения физиологии работают как стресс, истощают. Иногда родители и не догадываются, что на внешкольные и семейные дела дети растрачивают энергию, так необходимую в другие моменты жизни, для решений других задач.

Исследования доказали: мозг генерирует блестящие идеи, когда мы в состоянии расслабленности, например, в душе. А значит, вместо чрезмерной организации и загрузки детей, лучше давать свободное время, которым они распорядятся сами - поиграют, будут читать, гулять с собакой или лежать под деревом, глядя в облака. Любое такое занятие приближает к более спокойной, мирной жизни. Наличие у детей такого свободного времени поможет быть более творческими и инновационными. И научит расслабляться.

Важно не перегружать детей, дать возможность самостоятельно играть, быть собой в мечтах и стремлениях, научить быть счастливыми. Быть, а не казаться.

4. Говорим детям: Делай ставку на свои сильные стороны.

Скажите: Делай ошибки и учись падать.

Родители склонны определять детей их талантами и наклонностями, и это нормально: «математик», «дипломат», «художник». Но исследования показывают, что такой подход фактически ограничивает ребенка и тот в меньшей мере будет пробовать новое, в чем потенциально будет неплох. Например, ребенку-спортсмену сложнее выйти из этой зоны комфорта и попробовать себя в драматическом кружке.

Из-за этого ребенок более тревожно и подавлено справляется с неудачами или новыми вызовами, потому что само наличие препятствий воспринимается как «неуспех» в этой сфере.

Наш мозг настроен на познание и изучение нового. Хорошо учиться на своих ошибках, пока мы молоды. Поэтому кроме усиления сильных сторон, лучше научить ребенка пониманию, что он может научиться всему, стоить только захотеть. Дети оптимистично и даже с энтузиазмом примут новые вызовы, зная, что всего-то надо освоить новый навык. И легче отнесутся к неудачам.

5. Говорим детям: Знай свои слабые стороны, и не будь мягким.

Скажите: Оценивай себя адекватно.

Мы привыкли думать, что самокритика важна для самосовершенствования. Это важно, но невзначай учим детей быть слишком самокритичными. Родители могут сказать «Будь активнее», а ребенок воспримет как критику, особенно ребенок-интроверт.

Но исследования показывают, что самокритика – это само-саботаж, заставляет сосредоточиться на том, что не так с нами, уменьшая доверие к самим себе. Потому боимся неудач в работе, отказываемся от нового и принимаем плохие решения. Самокритичность приводит к беспокойству и даже подавленности при столкновении с переменами в жизни.

Родители, поощряйте в детях сочувствие к себе – умение быть другом себе, и во время неудач тоже, как относились бы к другу в такой ситуации. Так дети научатся не ругать и не терзать себя. Например, застенчивая девочка поймет, что быть застенчивой нормально, и  надо развивать навык общения. Поставит маленькую, достижимую цель. И такое мышление приведет к успеху.

6. Говорим детям: В этом мире человек человеку – волк, будь первым.

Скажите: Проявляй сострадание к другим.

Наши социальные связи - это показатель нашего здоровья, счастья и даже долголетия. Положительные отношения с другими людьми необходимы для нашего благосостояния. Это влияет на наши интеллектуальные способности и успех.

Симпатия – одна из основ успеха. Выражая сочувствие родным, близким, создаете благоприятные отношения вместо зацикливания на себе, и это приводит к успех в долгосрочной перспективе. Пока не позволяете людям использовать вас.

Важно поощрять природные инстинкты детей заботиться о чувствах других людей, желания ставить себя на их место. Наш мир жесток. Он мог бы быть добрее, доноси мы детям, что конкуренция не стоит наших усилий.

 

Оригинал статьи psychologytoday.com

 

Osvita nova%281400%d1%85300%29