Об уверенности, синдроме самозванца и эффекте Даннинга-Крюгера в обучении и встраивании навыков

Я сейчас глубоко исследую эти явления как тренер, коуч и преподаватель, и с моей точки зрения, они равнозначно важны при изучении английского языка, или, например, при встраивании навыков переговоров или публичных выступлений.

Итак, мои мысли и наблюдения:

  • Уверенный в себе человек учится гораздо быстрее и достигает большего прогресса, чем человек с более высоким IQ, но сомневающийся в себе, поэтому на уровень уверенности стоит обращать внимание.
     
  • Эффект Даннинга-Крюгера ярко прослеживается при изучении иностранного языка. Естественно, есть индивидуальные особенности, но при этом остаётся общая закономерность.
     
  • На начальных уровнях после достижения первых результатов часто приходит эйфория и уверенность резко идёт вверх. Я, кстати, как преподаватель и тренер, стараюсь воспользоваться этим периодом по максимуму и пытаюсь на этом гребне дать как можно больше информации, которая усваивается быстро и эффективно.
     
  • Потом к уровню Intermediate, который чаще всего ощущается, как плато, уверенность падает, и процесс обучения усложняется работой над самооценкой. 
     
  • Во встраивании навыков «софт скиллз» часто прослеживается та же тенденция, но она менее уловима и имеет свои особенности. 
     
  • Синдром самозванца – один из самых страшных врагов прогресса. Я очень часто вижу талантливейших людей, которые сами тормозят свое развитие, фокусируя все своё внимание на «я не достоин». Как с этим работать, я предлагаю через формулу в следующем пункте. 

Моя формула УВЕРЕННОСТИ на данный момент: Уверенность = субъективное ощущение адекватности количества прилагаемых усилий МИНУС желаемый результат на данный момент. 


Возможно, выглядит слегка замысловато, но пока я для себя подтверждаю ее действенность, поэтому сейчас попробую объяснить.

Начну с конца: чем больше мы от себя хотим прямо сейчас, тем меньше наша уверенность. Выход: необходимо проверять адекватность требований к самому себе, учитывая тот бэкграунд, который у нас есть. Например, не можете вы через два месяца изучения английского с нуля поехать в Англию и свободно понимать таксистов, попутчиков в поезде и уж тем более проводить переговоры на английском языке. Поэтому не стоит расстраиваться, когда из долгой речи вашего собеседника вы выловите только отдельные фразы, а сами сможете выразиться только в примитивных предложениях. 

Точно также нет смысла ждать, что после одного модуля тренинга по переговорам вы перестанете эмоционально включаться, тем более, когда задевают ваши глубинные ценности. На выработку нейронных связей, которые дают потом нужный нам навык, нужно время, это факт. А каждый раз, когда вы расстраиваетесь, что у вас пока что-то не получилось, вы подрываете собственную самооценку и только тормозите процесс обучения.

Теперь о субъективном ощущении адекватности приложенных усилий. Этот компонент – моя гипотеза, но это очень интересно. Я заметила, что уверенность снижается, когда человек глубоко внутри (возможно, не осознавая) испытывает чувство вины, понимая, что он недорабатывает в отношении поставленной цели.

Выглядит это примерно так: «Учитель, я вот стараюсь, а у меня ничего не получается!». Хотя на самом деле метасообщение следующее: «Учитель, я понимаю, что домашние задания на 100% не выполняю, мне из-за этого стыдно, но я не хочу сам себе в этом признаваться, поэтому я перехожу в позицию жертвы, и буду утверждать, что мне не дано достичь результата, чтобы ты меня пожалел».

Возможно, человек взял на себя непосильный объём с учетом его общей загрузки и нужно пересмотреть количество домашнего задания, а возможно, необходимо просто засучить рукава и честно работать, и тогда уверенность вырастет сама собой.

Таким образом, уверенность тем выше, чем больше мы чувствуем, что мы добросовестно работаем над продвижением к цели, и тем ниже, чем менее достижимую планку мы ставим на данный момент.

Подводя итоги, как можно работать с уверенностью: 

  • понимать и быть готовым, что будут волны в ощущениях нашего прогресса, и это нормально;
  • разбивать большую цель на маленькие подпункты и оценивать себя соответственно реально достижимым результатам на данный момент;
  • честно оценивать собственный ресурс и тот объём работы над собой, который вы готовы выполнять, и соответственно – ту скорость, с которой вы будете подвигаться. Но после старта – не филонить с необходимыми усилиями.