Osvitanova.com.ua

Делиться опытом семейного обучения мне еще рано — старшая дочь отучилась дома лишь год. Зато у меня есть большой опыт смены школ и полное фиаско на этом пути. Семейную форму обучения мы выбрали, зайдя в тупик и столкнувшись с тем, что школьная система моему ребенку просто не подходит. Последней каплей стали болезни. Несмотря на то что моя дочь никогда не жаловалась на здоровье, в последний год в школе у нее начались сильные головные боли, а врачи диагностировали «предастматическое состояние». Обследования в НИИ подтвердили, что происходящее — психосоматика.

Никто не давал мне советов переводить ребенка учиться на дом. Головные боли в нашем обществе — это совсем не повод бить панику. «Пройдет», «подростковый возраст», «разгружайте ребенка, она устает» — вот что я слышала чаще всего. Но в начале прошлого года мы приняли решение уйти из школы. И это решение далось мне очень тяжело. Именно для тех родителей, кто находится в похожей ситуации, я решила написать эту статью и развеять некоторые страхи.

Сейчас вокруг меня очень много мам и пап, которые практикуют семейную форму обучения (СО), официально признанную в России в 2012 году. Я и представить себе не могла, что большинство выбирает ее не под давлением обстоятельств, а по собственной воле, считая более подходящей для ребенка и для всей семьи. Все же круг общения сильно влияет на сознание: все дети в нашем окружении ходили в школу, учеба на дому ассоциировалась с инвалидностью, и поэтому я не сразу осознала, что СО — это альтернатива, которая нам подходит.

Мотивов, почему детей забирают из школы или не отдают в нее вовсе, огромное множество. Некоторые даже не рассматривают школу как возможный канал получения образования. Кто-то открывает в себе талант педагога и понимает, что дома обучать эффективнее и удобнее для всей семьи. У кого-то очень способный ребенок, который быстро начинает изнывать от скуки на уроках, и его уже в октябре забирают из школы, чтобы выстроить индивидуальный образовательный маршрут. Некоторые максимум времени уделяют внешкольной деятельности. Есть и те, кто очень ценит СО за то, что оно создает особенную атмосферу в семье и является частью духовного пути родителя. Имея их пример перед глазами, уже не так страшно пробовать. В конце концов, право вернуться в школу в любой момент у нас никто не отнимает.

Я очень хорошо помню момент, как в начале прошлого учебного года шла по улице и испытывала бурю чувств: желание улететь на другую планету, ужасную злость на всех, необъяснимую панику. И вдруг я поняла, что за всем этим кроется страх. Всего лишь страх перед неизвестным. И я сказала себе: «Я имею право бояться. Но я приняла решение». Можно разрешить себе бояться, но оставаться при этом ответственным родителем. Первый год на СО принес нам множество открытий и укрепил в решении продолжать. Мы еще в начале пути, и делать какие-то выводы рано. Но уже сейчас понятно, что есть опасения мнимые, а есть реальные. И я хочу рассказать о самых распространенных из них.

Я не педагог.

Чаще всего, узнав, что моя дочь учится вне школы, я слышу вопрос: «А кто же с ней занимается?» Мне всегда удивительно это слышать — ведь речь идет не об университетском образовании, а всего-навсего о школе, в которой мы все когда-то учились. Когда я отвечаю, что большинство предметов мы с мужем преподаем сами, что моя дочь уже большая и способна многое изучить сама, а мы лишь проверяем и помогаем с организацией процесса, то слышу: «У меня точно не получится/это не для меня/меня трясет, даже когда я делаю уроки с ребенком». На это я иногда говорю, что если получилось у меня, то получится у кого угодно.

Это, конечно, шутка. Но, признаюсь, я никогда не видела себя в роли педагога. Я не люблю методики раннего развития. Меня тоже трясло от домашних заданий и презентаций, когда дочь училась в школе. Я вообще не люблю чему-либо учить людей. Зато я очень люблю учиться. Оказалось, что это не менее важно. Я обожаю осваивать что-то новое и люблю работать с информацией. Как и многие, я мало что помню из школьной программы, и мне пришлось снова открывать учебники, смотреть вместе с дочерью фильмы, вспоминать правила. Да, переводя ребенка на СО, придется потрудиться. Как минимум — изучить варианты учебников, пособий, онлайн-курсов. На это могут уйти дни и ночи, временно уйдут на второй план другие дела и даже работа. Но совсем не обязательно быть хорошим педагогом. Можно учиться вместе с ребенком.

Дома ребенок ничего не будет делать.

Если рассмотреть этот страх внимательнее, то мы можем сделать для себя не самое приятное открытие. Не находимся ли мы под властью иллюзии — раз ходит в школу, значит учится? Когда моя дочь осталась на СО в 6 классе, у меня возникло ощущение, что 5 класс прошел мимо нее, и она сама удивлялась тому, что практически все забыла. Пришлось восполнять пробелы. Очень часто оказывается, что школы недостаточно. И это еще одна причина, по которой родители переводят детей на СО: если школьникам приходится много помогать, нанимать репетиторов, не лучше ли учиться дома?

Но даже больше, чем отсутствие базовых знаний по программе, родителей пугает мысленная картинка: ребенок, отпущенный в свободное плавание, целыми днями лежит с гаджетами на диване. Однако проблема тут не в форме обучения, не в диване и даже не в гаджетах, а в отсутствии мотивации. На уроках дети тоже украдкой смотрят в телефоны, пряча их под партами, в пеналах и за подставками для книг. Получается, что на СО решить эту проблему даже проще. А решать ее надо в любом случае.

Социализация.

«Где же ваш ребенок общается?», «а как же коллектив?» — такие вопросы я тоже слышу очень часто. Для меня очевидно, что школа — не единственное пространство для общения и дружбы. Секции и кружки, клубы по интересам, соседи, друзья во дворе — все это хорошая возможность для общения. Мне всегда казалось, что детского сада и школы недостаточно для общения, что необходимо открывать двери своего дома, ходить в гости, устраивать общие праздники, вылазки в музеи и парки, играть в настольные игры.

Знаю много примеров, когда ребенок, находясь в школе или саду, ощущал себя одиноким, не успевал сблизиться с кем-то, испытывал трудности в общении. Ведь в школе не так уж много свободного времени для общения, игры, реализации общих идей. К тому же с классом и коллективом может повезти, а может — нет. И на работе у нас не всегда складываются отношения с людьми. Ребенку хорошо бы уметь находить возможности для общения в разных местах. И, по моим наблюдениям за детьми, обучающимися на СО, коммуникативные навыки у них развиты отлично.

Что сказать бабушке?

Семейное обучение становится все более популярным, тема вызывает горячие споры, выходят статьи и книги, но для многих жизнь без школы — все еще другая планета. Даже в госучреждениях вы можете встретить непонимание и осуждение. Многие школьные учителя и даже психологи не в курсе, что семейная форма обучения — это не подмога для детей с проблемами здоровья, а альтернативная форма учебы, где родители берут на себя ответственность за образование детей. А те, у кого проблемы со здоровьем, находятся на домашней форме обучения.

Конечно, бабушки детей, которых лишили школы, могут быть сильно обеспокоены таким решением. У них в голове не укладывается: как это — не ходить в школу? Они не знают о существовании огромного количества обучающих ресурсов, они не в курсе, что многие всемирно известные вузы открыли доступ к лекциям, а издательства выпускают невероятные обучающие детские книги, какие бабушкам и не снились. Разумеется, неравнодушные родственники будут напуганы. И, конечно, ребенок постоянно будет слышать вопросы: «хочешь в школу?», «ты из какой школы?» и тому подобные. Придется или проводить подробный ликбез, или придумать какой-то короткий удобоваримый ответ. Можно приводить данные: около 3 миллионов детей во всем мире сегодня находится на семейном обучении, около 500 тысяч — в США, где эта форма была разрешена раньше, чем у нас, и около 100 тысяч — в России, и число их растет. Некоторым можно напомнить, что большинство писателей, произведения которых сегодня изучают в школе, сами в школе не учились.

Это дорого.

Действительно, вложения потребуются. Мало кто способен дать ребенку все школьные предметы. Деньги могут уходить на репетиторов, интернет-школы, посещение обучающих групп. Конечно, придется покупать книги, карты и все, что вам покажется нужным и эффективным в учебе. Но многое можно найти и бесплатно. Если вы будете проходить аттестацию в школе, то учебники вам выдадут в библиотеке. Или их можно скачать или взять в городской библиотеке (хотя, увы, не все библиотеки укомплектованы учебниками). Книгами и пособиями удобно обмениваться с единомышленниками. Не забывайте, что некоторые библиотеки по вашему запросу могут заказывать книги у издательства. Есть группы для изучения иностранных языков — платные и бесплатные. Можно и самому организовать разговорный клуб. Мамы детей на СО с готовностью предлагают свои ресурсы: кто-то каллиграфию, кто-то математику, кто-то академический рисунок. В общем, обойтись небольшими финансовыми вложениями можно, хоть и сложно. Все же, увлекшись темой семейного обучения и видя огромное количество интересных материалов, сложно ограничивать себя малым.

Родитель — не авторитет.

Распространено мнение, будто чтобы учиться, ребенку обязательно нужен человек со стороны, к которому он будет больше прислушиваться, которого будет уважать и за ним тянуться. Конечно, большая удача, если у ребенка есть пример для подражания в виде талантливого школьного учителя, увлеченного наукой дедушки или успешной старшей сестры. Но обязательно ли родитель должен потерять свой авторитет? Всегда ли учитель в школе для ребенка — авторитет? Я думаю, что гораздо важнее развить в ребенке уважение к любому человеку, который готов поделиться знаниями, научить его чему-то. Сформировать это в школе порой очень сложно, так как присутствует элемент принуждения, а неудачный первый опыт может начисто убить желание учиться. Дома ребенку проще увидеть, что обучать — это труд, что мама и организует, и изучает, и ищет способы донести тему до ребенка. На СО у ребенка очень много возможностей поучиться самостоятельно. И он быстро понимает, что проще и удобнее обращаться за помощью.

Конечно, мы должны чувствовать меру и не переборщить с наставничеством, обучая детей дома, должны оставлять им поле для проявления самостоятельности, чтобы ребенок научился принимать решения. СО открыло мне, что подросткам очень нужны родители. Стоя на пороге принятия важных решений, они очень хотят нашей чуткой помощи и мягкого участия. Да, они уже выросли и многое стремятся делать сами. Да, многие темы они не готовы обсуждать с родителями, но при этом ценят нашу помощь.

Личное пространство.

Один из распространенных страхов родителей — страх проводить много времени вместе с ребенком. Большинство мам, дети которых не ходят в школу, работают дома, на фрилансе или не работают вовсе. Ребенок просыпается, и весь день он рядом.

Могу сказать, что адаптация при переводе на СО будет обязательно. Раздражение, желание вернуть личное пространство — все это имеет место. Но я могу сказать, что СО как раз дает шанс укрепить отношения и сблизиться. Семейная форма обучения может стать именно семейной — то есть образом жизни всей семьи. Некоторые, узнав о СО, представляют спящего до обеда ленивца. Мой личный опыт другой: дочка стала просить будить ее пораньше, ведь впереди совместный завтрак и интересные разговоры.

Самым большим моим открытием стало то, что учиться на семейном обучении начинают все члены семьи. Все пространство дома должно стать развивающим, провоцировать к получению знаний, иметь общее направление и общие ценности. Это именно та цепочка, которая позволяет нам, родителям, передать свои ценности детям. Я думаю, что многие родители, дети которых учатся в школе, способны создать такую атмосферу и не забирая ребенка из школы. Но мне было сложно реализовать это, когда ребенок проводил полдня на уроках, а я была увлечена работой и бизнесом. Оказалось, что мне необходимо именно проводить много времени вместе и потрудиться над тем, чтобы дом стал местом, где ребенку не просто хорошо жить, но и хорошо учиться.

Физика, химия и другие монстры.

«Ну ладно началка, но физика, химия! Тут точно нужны специалисты», — говорят мне. У меня все наоборот: я пока еще не имею опыта обучения ребенка в начальной школе, и эта перспектива меня пугает (младшей дочери 4 года). А вот вместе изучать историю, разобраться с основами физики и понять (наконец-то!) химию — проще. Ведь это действительно интересно.

Я хорошо помню, как папа помогал мне с физикой и геометрией, и именно эти занятия показали мне: изучать устройство мира — это очень увлекательно! Конечно, нужно найти качественные книги и пособия, выбрать и прослушать лекции; возможно, придется обратиться к знакомым, которые лучше вас разбираются в ботанике и истории, задать вопросы, сходить в музей. Но это всего лишь школьная программа! Очень удобно, когда оба супруга занимаются домашним обучением и каждый берет на себя то, что ему ближе. Если какой-то предмет не дается или совсем не хочется в него погружаться, можно нанять репетитора или слушать онлайн-уроки.

Ребенок — это не эксперимент.

Переводя ребенка на СО, нам может казаться, что мы ставим над его судьбой опасный эксперимент. Я думаю, что это самый сильный и губительный страх. Но избавиться от него можно, осознав, что, отдавая ребенка в школу, мы тоже идем навстречу неизвестности, и это тоже своего рода эксперимент. Я переводила дочь из одной школы в другую по рекомендации родственницы, которая работала в этой же школе и посоветовала мне чудесного учителя. Но в итоге контакта у моего ребенка с учителем не сложилось. Так бывает. Она уходила в школу в мрачном настроении и возвращалась домой такая же, скучала по старой школе, откуда мы забрали ее из-за непомерных нагрузок.

Переведя ребенка на СО, я не могу быть уверенной в том, что она получит хорошее образование, так как верю в то, что каждый ребенок все равно возьмет то, что ему будет нужно. Я не уверена, что она скажет мне за это спасибо. Не уверена и в том, что сдаст ЕГЭ и поступит в вуз. Я могу ориентироваться лишь на малые победы, которые есть сегодня и сейчас: дочь на СО стала много читать. Она стала очень инициативной, много предлагает по части организации процесса и задает вопросы (раньше их было гораздо меньше). Вчера мне позвонили с одного образовательного ресурса и спросили, какие услуги интересуют. Я удивилась — ведь я не звонила им. Оказалось, что моя дочь изучила этот сайт и зарегистрировалась. Столько воодушевления и любопытства в ней не было, когда она ходила в школу. Наша семья сильно укрепилась, и появились новые цели, которые нас по-настоящему воодушевляют. И да, чуть не забыла! Головные боли бесследно прошли.

Сложно рекомендовать что-то тем, кто задумывается о семейном обучении. Литературы много. Посоветую лишь одну книгу — «Семейное обучение как система» Алексея Карпова. Думаю, что после ее прочтения появится ясность, нужно ли вам это. Книга, кстати, может быть полезна не только родителям детей, обучающихся дома, но и тем, кто активно помогает детям в учебе, не забирая их из школы.

Поширити у соц. мережах: