Учитель математики и директор Ecole Dynamique Рамини Фаранжи убежден, что свобода и доверие в развитии ребенка – это самое главное. На сцене TEDxSaclay поделился тем, как он пришел к мысли об альтернативном образовании.
АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ. По словам Рамини Фаранжи, идею альтернативной школы он «подсмотрел» в США. В маленьком городке Фаминхэм в штате Массачусетс почти 50 лет действует школа Sudbury Valley School, где дети сами выбирают, чем им заниматься в течение дня. Школу основали супруги, преподаватели Колумбийского университета Даниель и Анна Гринберг для своих троих детей. Ими руководило убеждение, что дети – это такие же члены демократического общества, как и взрослые, они тоже личности и имеют право на свободу выбора.
Вопреки прогнозам скептиков, дети супругов-экспериментаторов не стали изгоями в жизни. Их старший сын стал профессиональным музыкантом и фотографом и открыл ресторан в Нью-Йорке. Средняя дочь стала психотерапевтом. Младший сын – фермером.
БЕЗ ЕДИНОГО УЧЕБНИКА. Больше всего, говорит Фаранжи, его поразила история парня по имени Дан. Он учился в Sudbury Valley School в 1980-х годах и с 10 до 15 лет ежедневно то и делал, что рыбачил. Это было его главное и единственное увлечение в жизни. Но в возрасте 16 лет он с таким же фанатизмом увлекся компьютерами. Спустя год он уже занимался продажей компьютерной техники. Заработанными деньгами Дан оплачивал себе учебу в университете и параллельно работал в IT-компании.
Рамини Фаранжи делает вывод, что именно благодаря тому, что Дана не принуждали заниматься неинтересными ему делами, у него получилось построить карьеру в той области, которая ему по душе. И это без единого школьного учебника!
Есть и другой пример. Это Лора Пойтрас, которая училась в той же школе. Все детство и юность она занималась в основном фотографией, а читать она научилась только в 13 лет. Закончив альтернативную школу, она стала режиссером документальных фильмов, а в 2014 году – получила «Оскар» за лучшую документалку.
Кстати, по словам Фаранжи, около 80% выпускников Sudbury Valley School поступили в университеты, в том числе Гарвард и Беркли. Оставшиеся 20% реализовали себя в сфере искусства, предпринимательства или ремесленничества без диплома о высшем образовании.
СВОЯ ШКОЛА. Попутешествовав по миру и увидев другие альтернативные школы, где свобода воли учеников в приоритете, Рамини Фаранжи решил создать собственное учебное заведение. Открытие состоялось в Париже в 2015 году. Школа, где учится всего два десятка детей от 3 до 16 лет, называется EcoleDynamique, то есть «Динамичная школа». В ней нет традиционных школьных программ и уроков, структуры и иерархии, а дети сами определяют, чему хотят учиться.
Дети, конечно, учатся читать и писать, но каждый в своем темпе и по-своему. Привычные школьные методики здесь не используют. Фаранжи называет это «обучением через взаимодействие с окружающим миром».
Что касается математики, то детей младшего возраста в этой французской школе не обучают намеренно, так как убеждены, что это не нужно и не эффективно. Тем не менее, по словам директора Ecole Dynamique, дети каждый день сталкиваются с большим количеством математических задач. С одной стороны, учителя доверяют их решение самим детям, а с другой – всегда готовы оказать помощь.
ДОВЕРИЕ. В целом именно на доверии основан процесс взаимодействия педагогов и детей.
Рамини ФАРАНЖИ, директор Ecole Dynamique:
Речь о серьезном образовательном подходе, цель которого – совершенство учеников.
Мы позволяем своим ученикам принять самый большой вызов для человека – быть независимым и ответственным за все в своей жизни в любом возрасте. Отказываясь обучать их напрямую традиционным методом, мы проявляем к ним доверие, в котором они так нуждаются, чтобы справиться с любыми препятствиями в своей жизни.
Единственный «минус» такой альтернативной школы – это отсутствие привычного аттестата. Однако Фаранжи уверяет: если ученик проявит желание получить документ, он сможет это сделать, подготовившись и сдав экзамены. И на подготовку, по словам педагога, уйдет максимум один год.