Сколько бы мы ни говорили о том, что образование меняется, подход к ученикам и преподаванию тоже, я в своей практике (особенно в начале года) встречаю огромное количество родителей с запросами о том, что ребенок отказывается делать домашку, психует, плачет и чуть ли не ненавидит школу (в особенности учителей, которые задают это огромное количество домашней работы).

Дети часто жалуются, что учителя их перегружают, и они физически не успевают выполнить домашнее задание. Некоторым из них я охотно верю. Даже у меня в университете была казусная ситуация, когда нам за месяц до госэкзаменов и защиты диплома поставили курс «Основы тренинговой работы». А для тдопуска к экзамену нужно было сдать эссе, прочитав весь роман «Братья Карамазовы». Сказать, что это было ударом – ничего не сказать.

Но студенты – уже взрослые люди, а вот младшим школьникам сложнее принять эту реальность с домашними заданиями и родителями, которые контролируют ее выполнение.

Так что же делать для того, чтобы домашняя работа не приносила столько боли и страданий (особенно в младших классах)?

1. ВЫЯСНИТЕ ПРИЧИНУ
Важно отследить, ваш школьник не хочет делать какие-то конкретные задания или всю домашнюю работу в целом? Это даст понять, есть ли у ребенка проблемы с определенными предметами или он просто ленится (встает в оппозицию).

2. СНАЧАЛА ОТДЫХ, ПОТОМ ДОМАШКА
Не спрашивайте у ребенка с порога о том, что ему задали. Лучше поинтересуйтесь, что нового он узнал и с кем играл на перемене. Дайте ему какое-то время на отдых, а потом уже поинтересуйтесь домашним заданием.

3. УСТАНОВИТЕ ВМЕСТЕ ВРЕМЯ
Соблюдение режима во все времена было полезным занятием и для домашки - не исключение. Договоритесь ВМЕСТЕ, во сколько ребенок будет садиться за уроки. Можно еще договориться о том, как вы можете ему напомнить, что час Х настал. Например, придумать какое-то слово, которое будет обозначать, что через 5 минут пора садиться делать домашку. Ребенка можно поощрять за это великое дело (например, завести блокнот и клеить туда наклейки супергероев).

4. МЕТАФОРА
Мне очень нравится следующая метафора, я часто ее говорю школьникам:
«Ты представь, что домашка – это червяк, и тебе нужно его съесть. Будешь ли ты долго разжевывать этого червяка, чтобы почувствовать весь его вкус? Или быстро засунешь в рот и запьешь водой? Вот тоже самое с домашнем заданием, чем дольше ты тянешь время, чем невнимательней читаешь задание, тем хуже себя чувствуешь. Настроение падает, да и свободное время уходит». Как говорится: «сделай дело – гуляй смело», а в нашем случае: «быстро съешь червяка и отдыхай до конца дня».

Читайте також: Восемь шагов к формированию у ребенка веры в себя


5. ДЕЛАЙТЕ ПЕРЕРЫВЫ
Перерывы для каждого ребенка – свои. Кто-то может отсидеть 30 и даже 40 минут, а кто-то теряет свое внимание через 10.
Установите с ребенком будильник. Например, каждые 15 минут он должен сделать перерыв на 5 минут. Потом постепенно увеличивайте время работы (25 минут работаем и 10 отдыхаем, для старших школьников 45 минут работа и 15 отдых).
Во время перерыва ребенок может походить по комнате, пойти на кухню попить воды, НО не стоит брать телефон/планшет в руки.

6. НЕ ДЕЛАЙТЕ УРОКИ ЗА НЕГО
Многие первоклассники могут делать уроки сами с первого дня. Некоторым помощь нужна только в организации (усадить в начале и проверить в конце).
Немного самостоятельности здесь не помешает. Транслируйте своему ребенку уверенность, а не стойте над душой, проверяя каждую строчку.

7. МОТИВИРУЙТЕ
Мотивировать школьника можно по-разному, чем старше ребенок, тем менее материальной должна быть мотивация. Можно, например, сделать блокнот Super Domashka и клеить туда наклейки за вовремя выполненную домашку без слез и нервотрепки. Собрал 12 наклеек – получи какой-то приз. Ну, например, поход в кино или прогулка всей семьей в развлекательный центр (вы дарите эмоции).

Читайте також:  Как качественное общение влияет на детско-родительские отношения

8. ЗАНИМАЙТЕСЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Если вы отчетливо видите, что ваш ребенок отстаёт в математике, чтении или иностранном языке, то ПОМОГИТЕ ему.
Позанимайтесь с ребенком сами или договоритесь с классным руководителем о дополнительных занятиях.

9. УЧИТЕ МАТЕРИАЛ ПО ЧАСТЯМ
Часто ребенок не в силах усвоить мысль целиком, в этом случае ее нужно разбить и объяснить ему частями.
Без раздражения и злости. То, что элементарно для нас, взрослых, часто может быть не понятно ребенку.
Решайте не все уравнение, а его часть, и только тогда, когда эта часть будет усвоена, переходите к следующей.

10. КОНТРОЛИРУЙТЕ СВОИ ЭМОЦИИ
Домашнее задание - не каторга, и ваши эмоции тому пример. Когда родитель с искренним негодованием отзывается о заданном задании ребенку или, еще хуже, бесится при словах «домашняя работа» (потому что понимает, что ему предстоит), тогда и ребенок считывает и впитывает эти эмоции.

11. РАЗБИРАЙТЕСЬ С ЭМОЦИЯМИ РЕБЕНКА
Сильные и отрицательные эмоции ребенка блокируют мышление.

Читайте также: О причинах буллинга в младших классах