Osvitanova.com.ua

Как взрослые, мы обладаем обязательствами по отношению к нашим собственным детям и детям вообще. Это наша ответственность – создать безопасное, здоровое, наполненное взаимным уважением окружение, в котором дети смогут развиваться. Это наша ответственность удостовериться, что у детей есть подходящая еда, свежий воздух, не вредные места для игры и множество возможностей свободно взаимодействовать с другими людьми в широком спектре возрастов. Это наша ответственность – быть моделью благопристойного человека для них. Но есть одна вещь, о которой нам не стоит беспокоиться – это то, как нашим детям получать образование.

Мы не должны беспокоиться о программах, расписаниях уроков, о том, как мотивировать детей учиться, как их оценивать – о всём том, что обычно перечисляется в рубрике «Педагогика». Вместо этого, давайте лучше направим нашу энергию на создание среды, подходящей для того, чтобы дети играли. Образование детей – это ответственность самих детей, но не наша. Только они сами могут сделать это. Они созданы для этого. Наша же задача в образовании - только быть где-нибудь позади и позволить этому произойти. Чем больше мы пытаемся его контролировать, тем больше мы мешаем.

Когда я говорю, что образование детей – это ответственность самих детей, и они самой природой предназначены для того, чтобы принять эту ответственность, я не ожидаю, что вы примете это утверждение, как данность. Мы живём в мире, где подобное утверждение не является истиной в первой инстанции. Мы живём в мире, где почти всех детей и подростков, начиная с самого раннего возраста и заканчивая самым поздним, отправляют в школу, которая устроена по стандарту. Мы измеряем образованность количеством баллов, полученных в тестах, а успех – скоростью продвижения от одного уровня школьной системы к другому. Разумеется, так мы почти автоматически приходим к пониманию образования, как чего-то, что делается исключительно специально обученными в области наук и педагогики специалистами, которые знают, как провести детей по дорожкам от их врождённых способностей к готовому, образованному уму.

Я поставил перед собой задачу доказать своё утверждение. Большинство способов доказать это напрямую ведут к ситуациям, в которых мы можем видеть, как дети образовывают сами себя без помощи чего-то, что мы привыкли считать «школой». Здесь я привожу три таких ситуации, каждую из которых я затем тщательно разберу в отдельных еженедельных публикациях в этом блоге.

1. Дети получают огромную часть своего образования до того, как вообще начинают ходить в школу.

Наиболее очевидное доказательство детской способности к самообразованию доступно любому из нас, кто готов открыть свои глаза и наблюдать детей в первые пять лет их жизни, прежде чем кто бы то ни было начнёт пытаться учить их чему-нибудь систематически. Только подумайте, сколько всего им приходится выучить в этот период! Они учатся ходить, бегать, прыгать, лазать. Они изучают все физические объекты в зоне их доступности и то, как ими манипулировать. Они выучивают свой родной язык, что является одной из самых сложных когнитивных задач, с которой любой человек когда-либо сталкивался. Они на базовом уровне изучают психологию других людей – как спрашивать у них, как им надоедать, как получить от них то, что им нужно. Они изучают всё это не с помощью чьих-то лекций, а с помощью свободной игры, ненасытного любопытства и природной тяги к постижению поведения других людей. Мы не сможем помешать им изучить всё это и больше этого, даже если закроем их в одиночестве в туалете!

2. Дети в племенах охотников-собирателей, которые не пользуются ничем, напоминающим школу, вырастают успешными взрослыми.

Большую часть существования человечества мы жили в относительно маленьких, кочевых группах. Наша базовая человеческая природа – включая нашу любовь к игре, любопытство и все другие биологические формы адаптации к обучению – эволюционировали в контексте именно этого образа жизни. Некоторые племена и их культура сохранились в нетронутом виде до сих пор. Антропологи, которые изучали такие племена – в Африке, Азии, Новой Зеландии, Южной Америке и где угодно ещё – обнаружили удивительное единство их подходов по отношению к детям. Во всех этих культурах детям и подросткам разрешается играть и следовать своим собственным интересам без вмешательства взрослых, по сути, от заката до рассвета. Все эти люди, от рождения не знакомые с нашим тысячелетним опытом, верят, что дети обучают себя сами с помощью игры и открытий и затем, когда становятся готовы действовать, начинают естественно использовать то, что они выучили, к выгоде всего их племени. С помощью своих собственных усилий дети охотников-собирателей приобретают невероятное количество умений и знаний, которые необходимы им для выживания и успешной взрослой жизни.

3. Дети из демократических школ, где нет ничего похожего на обычную школу, вырастают успешными взрослыми.

Многие годы я наблюдал за детьми и подростками в школе Садбери Велли, что во Флеммингеме, штат Массачусетс. Школа была основана сорок лет назад людьми, которые верят, что настоящее образование поразительно близко к тому, что происходит у охотников-собирателей. Это школа для детей в возрасте от четырёх лет и до возраста поступления в ВУЗ, в которой нет ничего похожего на обычную школу. Это демократичное окружение, в котором дети действительно наравне со взрослыми и где учащиеся учатся целиком через самостоятельно выбранные активности. Это, по сути, безопасная среда, в которой молодые люди могут играть, исследовать, принимать на себя ответственность, и свободно взаимодействовать с другими людьми в самом широком диапазоне возрастов. Там нет тестов, нет никаких звёздочек или других «наград», зачётов или незачётов, курсов или курсовых работ, нет принуждения и уговоров детей учиться, нет ожиданий, будто персонал школы будет отвечать за обучение. Прямо сейчас сотни молодых людей образовывают сами себя в таких средах. И нет, они не стали охотниками и собирателями. Они стали мастерами, художниками, поварами, врачами, инженерами, предпринимателями, юристами, музыкантами, учёными, социальными работниками и разработчиками программного обеспечения. Вы найдёте их в любой профессии, какие мы ценим сегодня в нашем обществе.

В своих следующих трёх еженедельных выпусках я, один за одним, рассмотрю подробнее каждый из этих источников доказательств способности молодёжи к самообразованию.

Перевод Stanislav Samykin

Поширити у соц. мережах: