Я не говорю, что СДВГ не существует! Но…

Как это ни парадоксально, эта публикация не про СДВГ. Скорее она про два типа активности ребенка.

Существует два типа движения объекта. Один – когда объект перемещается в пространстве, все больше удаляясь от начальной точки, а другой  – когда он раскачивается, подпрыгивает, ёрзает, трясется на одном месте.

Или по-другому. Один – когда мы куда-нибудь идем, а другой – когда мы топчемся на месте.

Один условно можно назвать потоком – это когда вода всем объемом постоянно несется вдоль берегов. Другой – когда вода бурлит на одном месте.

Применительно к детям, первый – это когда ребенок рассматривает большую кучу игр и игрушек, пробует то одну, то другую, не задерживаясь долго на какой-либо одной, а второй – когда он "застревает" надолго на каком-то одном занятии.

Если представить себе такую "идеальную" ситуацию, что ребенок не голоден, никто над ним не нависает, ему не нужно никуда спешить и ничто не отвлекает его достаточно долгое время, мы увидим, что эти состояния чередуются у него с определенной периодичностью.

Причем, во-первых, в совсем младенческом возрасте длительность "устойчивого" периода в несколько раз меньше длительности "потокового" периода, а то и вообще практически отсутствует, во-вторых, с возрастом она естественным образом постепенно увеличивается, в-третьих, у всех детей это происходит по-разному.

Если долго удерживать ребенка в одном формате обучения, например, традиционная школа реализует исключительно "устойчивый" формат, а радикальные альтернативные школы в пику традиционной школе фиксируются порой только на свободном, то есть "потоковом", формате, то происходит искажение естественного процесса развития ребенка.

Его психика начинает защищаться, выстраивая при этом самые разнообразные механизмы защиты. От простого сопротивления до апатии, вспышек агрессии и/или различного рода неврозов.

Аналогичная закономерность наблюдается и с группой детей. Хотя у каждого ребенка свои циклы, свои ритмы, если не применять к детям жесткого регламента, они сонастраиваются в какой-то один более или менее устойчивый ритм. Хороший учитель/родитель знает об этом и интуитивно чувствует, в какой момент лучше придержать активность детей, а в какой момент лучше дать побушевать потоку.

Из этого достаточно простого наблюдения проистекает сразу несколько конструктивных выводов.

1. Если построить процесс обучения чему-либо на следовании этой постоянной смене фаз активности детей, у них не притупляется, а наоборот, заостряется живой интерес к тому, чем они занимаются. Их интерес просто постоянно проходит разные фазы. Главное, дать насытиться каждой фазе!

2. При этом не возникает ни насилия со стороны взрослого, ни сопротивления детей тому, что предлагает взрослый в такой ненасильственной форме.

3. У детей в так построенном процессе постепенно формируется привычка следовать своей природе, организовывать более эффективно процесс любой деятельности, доверять своему состоянию и т. д.

 

Как вы думаете, уважаемый читатель, с какого типа активности лучше начинать общение с ребенком?

Скорее всего вы угадали! С того типа активности, в каком ребенок находится на момент начала общения.

Любопытно также отдельно пронаблюдать, как формируется этот общий ритм в классе. С момента появления первого ребенка. Как он меняется с приходом каждого следующего. В зависимости от настроения, в котором приходит каждый ребенок. А также в зависимости от времени года, от времени дня, от погоды и т. д.

Не уверен, что классно-урочная система, господствующая ныне в традиционной украинской школе, позволит произвести такое наблюдение, и что она вообще обращает внимание на этот феномен. Буду рад, если ошибаюсь))). Ведь без учета этого феномена вообще нельзя построить адекватный образовательный процесс!

И вернемся к заголовку. К сожалению, ребенка, у которого достаточно длинная «поточная» фаза и почти отсутствует «устойчивая» фаза, проще припечатать диагнозом СДВГ и тем самым «закрыть» проблему. И тем самым покалечить ребенка, раз и навсегда отнеся его к маргиналам. А ведь часто достаточно понаблюдать за ним и предложить ему другой ритм активности.

8 ноября в 19.00 приглашаю вас обсудить, почему дети  не хотят учиться и что с этим делать . Подробности по ссылке .


Подписывайтесь на наш канал в Telegram