Зачем ребенку искусство стихосложения и как его освоить

Диана Гольдэ – украинская поэтесса-песенник, автор популярных песен-хитов, в прошлом журналист. Родилась в Эстонии, приехала 20 лет назад из России в Украину, выучила за 4 месяца украинский язык и пишет как на русском, так и на украинском. На ее счету 500+ песен, которые исполняют София Ротару, Валерий Меладзе, Анастасия Приходько, Ирина Билык, группы "Авиатор" и "НеАнгелы" и др. Специально для читателей "Освіта Нова" Диана написала, как можно при помощи поэзии привить ребенку любовь к чтению, расширить лексический запас, улучшить память. Кроме того, стихосложение – своеобразная терапия, позволяющая освободиться от груза страхов и проблем, разобраться в сложных и запутанных жизненных ситуациях, оставив на память о них лишь рифмованные строки. 

Наша жизнь достаточно прозаична. По крайней мере, нам так кажется. Дни, один насыщеннее другого, сменяются днями, ночи пугают недосыпом или бессонницей от чрезмерного переутомления. Проблемы, заботы, дела, нерешенные вопросы и сложности в отношениях не дают нам возможности даже вспомнить о прекрасном мире поэзии. Мы без страха раним друг друга словами, не менее легко даём невыполнимые обещания, даже на секунду не задумываясь о том, как бездарно используем Великую Магию Слова, данную нам мудрым Творцом! Мы действительно совершенно утратили веру в силу Слова. Мало того, мы абсолютно разучились пользоваться этим великим даром в той степени, в какой это было предусмотрено изначально. Мы успели забыть, что «вначале было Слово!»

Давайте попробуем отложить не несколько минут все дела, и просто вспомнить, приходилось ли вам хотя бы один раз в жизни что-то рифмовать. Думаю, что приходилось. И неважно, были это безобидные школьные «дразнилки» или первые рифмованные фразы о любви, робко зародившейся в юношеском или девичьем сердце. Важно, что это – было. Было хотя бы раз с каждым из нас! Но, если стихи – это так несерьезно, почему мы, хотя бы раз в жизни, пробовали их писать? Да потому что мы пережили яркий эмоциональный всплеск, испытали нечто доселе неведомое, но настолько загадочное, чарующее и прекрасное или настолько болючее и трагическое, что простых слов нам стало мало… Где-то на подсознательном уровне нам захотелось запечатлеть эти эмоции, придав им необычную для повседневной жизни форму. И мы решили укутать наши мысли и чувства в эпитеты, сравнения и метафоры. Но это был всего лишь порыв, всего лишь попытка высечь эмоцию из сверкающе холодного мрамора мысли.

Что было бы, если бы каждый из нас, на правах доброго друга, впустил поэзию в свою повседневную жизнь? Не зря ведь, в далекие времена умение красиво рифмовать, считалось признаком хорошего воспитания и высокой культуры, а, не знающие страха, японские самураи, наряду с боевыми искусствами, постигали и нелёгкое искусство стихосложения. Владение словом, ставилось в один ряд с владением мечом. И это абсолютно справедливо! Ведь слово – это тоже оружие, и куда более опасное, чем меч. Не вовремя сказанное слово становилось причиной начала войн, а мудрое слово было в состоянии остановить эти войны.

И мне кажется, что нам пора уже вспомнить о силе и магии слова, и вернуть себе прежнюю власть над ним. Мы увлеклись развитием технического прогресса, и это привело к тому, что никто из нас уже и не вспомнит, когда в последний раз писал обычное письмо – ручкой, на бумаге. Мы начинаем забывать, что такое читать книги – ведь есть электронные книги, специальные ридеры для них, и еще масса всяких технических благ, на первый взгляд делающих нашу жизнь более удобной и комфортной. Но, увы – на самом деле все далеко не так. Именно развитию технического прогресса и засилью всевозможных «умных гаджетов» мы обязаны резкому падению культуры речи у наших детей, да и у нас самих. Это мы учим наших детей «френдиться», «чатиться» и «коннектиться»; это мы с ними говорим не с глазу на глаз, а просто «онлайн»; это мы дарим им «палку для селфи» вместо книги! И, мне кажется, именно сейчас самое время остановиться и вспомнить, зачем нам было дано Слово.

И вот тут-то нам и пригодится поэзия, со всеми ее секретами и тайнами. И эти тайны, и секреты неплохо было бы постигать с самого детства. Зачем это нужно – спросите вы. А разве вы не хотите, чтобы ваши дети научились мыслить творчески, имели хорошую память и могли мыслить логически, обладая при этом богатым лексическим запасом? Разве вы сами, не хотели бы, стать немного свободнее?  Хотя бы ровно настолько, чтобы заметить, что небо – это не просто привычная картинка над вашей головой, а синяя бездна, манящая своей красотой и таинственностью; это простор, куда вам хочется улететь на невидимых крыльях, и почувствовать себя, хотя бы на мгновение, счастливыми и раскованными. 

Вы не поверите, но владение искусством стихосложения поможет вам освободиться от груза страхов и проблем, разобраться в сложных и запутанных жизненных ситуациях, оставив на память о них лишь рифмованные строки. Это своеобразная терапия с помощью поэзии. Конечно, поэзия не всесильна, но сделать первые несколько шагов на пути к освобождению из плена повседневности, она вполне в состоянии. Вы и не заметите, как научитесь видеть мир вокруг себя совершенно иным – сверкающим, манящим, ярким, вдохновляющим! Самое сложное – это сделать первый шаг и поверить в свои силы. Но я уверена, что это возможно! Я вовсе не говорю, что каждый из вас сможет влюбиться в поэзию так, как влюблена в нее я, и что поэзия станет делом всей вашей жизни, но рифмованные строки способны исцелять раны на сердце, укреплять веру в себя и подталкивать к движению вперед. Искусство владения словом делает нас более интересными для окружающих, позволяет открывать в себе скрытые ресурсы и находить нестандартные решения в самых, казалось бы, прозаических жизненных ситуациях.

Наверное, это звучит как фантастика. Но вы не видели глаза детей, которые впервые сумели создать свои первые стихотворные строчки! Сколько счастья, света и радости в этих глазах! Они открывают для себя прекрасный мир Творчества, постигают магию Слова, чувствуя себя маленькими Волшебниками. И мне невероятно приятно, когда дети, общаясь между собой, говорят о вечере:  он был «прекрасный», «невероятный» и «бесподобный», вместо «классный», «клевый» и «крутой». Прикасаясь к поэтическому слову, они постигают его тонкость, красоту и могущество.

Если мы хотим воспитать читающее, умное, грамотное, свободное и сильное поколение, которое сможет изменить будущее нашей страны, мы должны дать ему все самое лучшее, что было изначально дано человечеству. И Слово – это одно из важнейших рычагов, с помощью которых можно изменить целый мир!

Я приглашаю ваших детей прикоснуться к миру поэзии и научиться писать стихи на курсе для детей «Володар слова» по адресу: г. Киев, улица Спасская 1/2, «IQ hub famyly club». Старт программы – 10 октября.

Занятия проводятся по средам.

Младшая группа (8-10 лет) – с 15:00 до 16:30

Старшая группа (11-14 лет) – с 17:00 до 18-30

Подробности и регистрация по ссылке.