Ксения Рощина, со-основатель семейного центра MonteKids, в рамках конференции «Kid's education. Обираємо освіту своїм дітям разом!», рассказала про то, как организовано обучение детей, в чем отличие системы Монтессори от государственной, и почему дети, учащиеся в этой школе, без проблем сдают все школьные тесты. «Освіта Нова» записала самое интересное.

Ксения Рощина: «Мы идем за интересом ребенка»

Монтессори образование очень далеко от украинского образования. Это два совершенно разных полюса. Для того, чтобы учить детей по Монтессори системе, нам самим пришлось переучиваться. Наши педагоги получили профессиональное образование именно по методу Монтессори.

Есть различие между методом Монтессори и системой. Метод – это элемент, инструмент для достижения какой-то конкретной цели. Он работает, и это хорошо. Но система Монтессори – это комплексный подход к обучению, целая атмосфера. Для ее внедрения нужно специально оборудованное пространство, в котором находятся педагог, дети и родители, специальная мебель, игрушки и материалы и много еще чего. Мы работаем именно по системе, внедряя каждый элемент.

Школа небольшая, рассчитана на 12 человек. И пока что это – начальная школа до 12 лет.

Ксения Рощина: «Мы идем за интересом ребенка»

Аттестуются дети в винницкой школе «Дельфин» раз в году. Предварительно к тестам не готовимся, потому что покрываем программу гораздо больше благодаря самой методике Монтессори.

Начальная школа Монтессори – это формат, когда мы детей заинтересовываем в обучении. Мы идем за интересом ребенка.

Например, если ребенку интересны танки, мы переводим этот интерес в конструктив и обучение – начинаем измерять скорость, длину, вес, то есть учим математику, и подключаем речь.

Как устроено обучение

Дети приходят в школу в 8 часов утра. У них есть час побегать, попрыгать, пообщаться, позавтракать. В 9 часов утра мы начинаем нашу академическую часть занятий.

Ксения Рощина: «Мы идем за интересом ребенка»

Дети в классе могут заниматься кто речью, кто математикой, геометрией, географией, историей одновременно. Все это – с первого класса. В результате, охватываем гораздо больше, чем наша государственная система предлагает первому классу. Это – глобальный охват.

Дети все делают по интересу, мы никого не натаскиваем, не заставляем. Наша задача – преподавать интересно ту же химию, основы физики или дроби так, что ребенок вовлекался.

Все материалы в Монтессори классе можно взять в руки в любой момент и манипулировать.

Роль нашего педагога – это направление ребенка, поддержать его внутренний огонь, внутренний интерес.

Мы в первую очередь в ребенке видим личность, идем за ним, а не за академической госпрограммой. Если ребенку интересно, углубляемся в историю, географию, геометрию несмотря на то, что эти предметы в классическом образовании идут только в 5-6 классе.

У нас разновозрастной класс. Дети младшие учатся у старших, старшие помогают младшим и это очень классно работает. Когда старший ребенок отрабатывает какие-то знания и помогает младшему освоить тему, он становится для него тренером и оттачивает свои знания. Младшие дети тянутся за старшими. Шестилеточке может быть что-то непонятно, неинтересно, но он видит, как работает ребенок 7-8 лет, и ему тоже хочется. Срабатывает фактор: «Я тоже хочу попробовать».

У нас есть свой двор школы на 10 соток земли. Многое дисциплины изучаем прямо на улице, на практике.

Применяем STEM-подход. Подвязываем изучение любого предмета к междисциплинарным параллелям. Например, если ребенка интересуют динозавры, мы подтягиваем вопросы – чем питались, какого размера были, почему вымерли.

Работа строится на проектах, в группах. В этом вопросе мы кардинально отличаемся от государственной системы. В одной группе могут быть дети разного возраста. Кто-то уже хорошо читает, пишет и может записывать результаты проектной деятельности, а кто-то понимает что-то другое, в зависимости от возраста. И так они координируют усилия и реализовывают проекты.

Ксения Рощина: «Мы идем за интересом ребенка»

Работая в группах, дети коммуницируют, могут найти сами ответ на свои же вопросы. Часто бывают достаточно жаркие дискуссии по каким-то вопросам. Но тем не менее общая работа в группе очень помогает им учиться разговаривать, общаться и находить ответы.

Такой подход прямо с первого класса дает ребенку понимание глобальности мира. Все, что нас окружает, не заключается в задачках по математике и прописях… Мы объединяем все сферы жизни и изучаем их параллельно.

Мы работаем по специальному Монтессори материалу. Основная задача – от практики перейти к абстракции. То есть, ребенок сначала держит все предметы, считает, умножает, делит на Монтессори материале, а потом учится делать это в абстракции.

Ксения Рощина: «Мы идем за интересом ребенка»

 

Чего у нас точно НЕТ

Нет учебников. Работаем по Монтессори материалу, которые заменяют учебники. В Монтессори классе стоит одновременно около 100-150 материалов, и в хранилищах должно лежать в разы больше. Есть Монтессори книги и энциклопедии. Задания, которые есть в обычных учебниках, часто неинтересные и непонятные. Потому дети придумывают их сами или придумывает педагог.

Нет уроков. Одно задание длится для младшей школы 3-4 часа. Старшие дети, особенное если пришли из Монтессори сада, в первой половине дня работают над своими проектами, а во второй их презентуют. Выглядит это очень круто, когда ребенок семи лет выходит и рассказывает на публику. Он тренирует свои умения высказываться понятно, четко, и учится работать с материалом, который собрал и объединил в проект.

Нет парт. Дети свободно передвигаются по классу. Могут работать за столом, на ковре, сидя, лежа, стоя. Если ребенок гиперактивный или просто перешел к нам из госшколы, больше 40 минут сидеть не выдерживает. Соответственно, у него есть возможность выйти в любой момент на улицу, побегать и вернуться обратно.

Нет общих программ. У каждого ребенка своя программа развития, потому что все дети разные по темпераменту, скорости восприятия информации. Кому-то достаточно увидеть один раз презентацию. А есть дети, которым необходимо показать 2-3 раза, отработать в группе, сделать презентацию и только потом запомнят полный объем информации.

Нет фронтальных уроков. Педагог не выходит и не говорит: «Так, детки, сели, сейчас мы будем слушать тему какую-то». Педагог передвигается по классу и дает каждому ребенку либо группе детей определенную презентацию на каждую из тем. Поэтому педагогу важно иметь высокий уровень знаний и образования, чтобы одновременно дать арифметику, историю, биологию каждой группе, а потом спуститься через полчаса в лабораторию и работать еще там.

Нет беспорядка. В школе работают четкие правила, дети являются их хранителями. Они знают, что есть правило: «Мы всегда поддерживаем порядок и чистоту». Если кто-то за собой не убрал, обязательно подойдет другой ребенок и скажет: «Знаешь, друг, ты тут не убрал, убери, пожалуйста, за собой». Педагог не ходит и не напоминает, что надо убрать. Дети это решают.

Учитель – не главный в классе. Педагог является наставником и куратором для всех детей, старшим другом, который поможет, подскажет, и в случае конфликта, который не могут решить дети, всегда подойдет и поможет детям найти совместный выход из ситуации.

 

Мероприятие проводит ZELENKA – коворкинг с детьми