Забирая в 8 классе сына из школы, я понимала, что будет нелегко. Но я и представить не могла, что от него могут отвернуться учителя, у которых он проучился несколько лет. В 8 классе все самые сильные ученики перешли в другие школы. По моим ощущениям, учёба закончилась уже в сентябре. К февралю закончилось моё терпение, и я забрала сына из школы. Сделала я это с его согласия. Мне предложили обучение по индивидуальному плану. Но за полтора года я так и не смогла получить ни один план.

Часть преподавателей смотрели на меня как на идиотку и высказывали сыну всё, что они думают обо мне и о семейном образовании, кто-то предложил сдать несколько работ и на этом всё закончилось. Но были и такие, которые считали, что нужно раз в неделю писать контрольную. Закончилось все педсоветом и попыткой прийти к общему мнению. В теории оказалось всё просто — на практике невыполнимо. В 9 классе ребёнок во время аттестации заболевал — включилась психосоматика. Это то, что касается школы. С тех пор я неприемлю никаких устных договорённостей ни с учителями, ни со школами.

Первое, что сделал сын, — это выспался. По правде говоря, мы всей семьёй выспались

А после: книги, кино, музыка и немного учёбы, того, что называется школьной программой. Среди моих знакомых есть и химики, и физики, и математики, и программисты. Поэтому я решила попробовать разбудить в ребёнке интерес к этим наукам через общение и обучение у этих людей. Люди понравились, но ни физику, ни математику он не полюбил, хотя иногда приходит к нам в «Открытую школу» на физику (что-то видимо всё-таки заинтересовало). Я разрешала ему неделями ничего не делать. Он без конца менял какие-то занятия, курсы. Главное для меня было, чтобы он понял для себя, чем ему интересно заниматься.

Со стороны это выглядело вызывающе. Ребёнок, получающий удовольствие от жизни и не думающий об оценках. Мать, которая всё это позволяет

А ещё ходит ругаться с учителями из-за консультации в 7.00 утра и отказывается привозить в школу сына, пока не получит список вопросов и критерии оценок. В этом году он сдаёт ЕГЭ. Три года потребовалось ему, чтобы понять, чем он хочет заниматься в жизни. Я ни разу не пожалела о том, что сделала. Мой сын сам находит для себя информацию, он умеет учиться, и это самое главное, чему я смогла его научить дома.

Главной трудностью оказалось разрешить сыну временами ничего не делать, а себе — спокойно смотреть на это. А главной проблемой — найти общий язык с учителями, которые считают невозможным самостоятельное обучение. В нашем случае — диалог со школой не получился.