С появлением ребенка Неля Подгорная начала осваивать абсолютно новую для себя профессиональную сферу – педагогику. Благодаря своему природному интересу к этому теме, смогла создать новый для себя бизнес – Центр гармоничного развития ребенка «Японский сад». О том, как ребенок изменил нашу героиню и что лежит в основе воспитания счастливого малыша, а также – интересные научные факты о физиологии детей, читайте в нашей статье.
Дивіться найповніший каталог незалжених навчальних закладів України. Тут ви зможете підібрати найкращий заклад для вашої дитини
Неля Подгорная, основатель Центра гармоничного развития ребенка «Японский сад», мама дочери Эрики.
Идея
До беременности я достаточно успешно работала маркетинг-менеджером в большой международной компании. Но всегда искала другие варианты самореализации путем открытия собственного дела. Перед рождением ребенка купили с мужем квартиру в жилом комплексе «Чайка» (8 км от «окружной», ст. м. «Житомирская», г. Киев). На детских площадках в ЖК всегда играло много детей. Однако инфраструктура для удовлетворения их потребностей не была подготовлена. Представляете: комплекс закрытого типа, где живут 7 тысяч семей с детьми, и в нем очень ограниченный выбор заведений для детского досуга и развития! Просто рай для новых сервисов.
Вместе с нашими близкими друзьями, еще одной семейной парой, мы, проанализировав ситуацию, решили заняться услугами в сфере дошкольного развития детей. Но профессиональным опытом в этом деле никто из нас не обладал.
Поэтому вначале изучали уже готовые варианты по созданию такого бизнеса – предложения по франчайзингу от сетевых субъектов рынка. Встречались с представителями таких сетей. Но ни одна их идея не «зацепила». Хотелось увидеть комплексный подход к бизнесу, но не нашли такого образца.
Ключевой вывод, который мы сделали в результате поисков, – это то, что в основу такого бизнеса должна быть заложена качественная педагогическая методика. В оцениваемых нами сетевых заведениях применялись очень разные подходы к формированию методики воспитания и развития ребенка. И здесь нет единого стандарта, обеспечивающего однозначный успех на рынке. Поэтому приняли решение создать свой подход – синтез самых эффективных педагогических методик.
Во время беременности я прочла книгу японского инженера и изобретателя Масару Ибука «После трех уже поздно», как раз о раннем развитии ребенка. Методика японского воспитания мне показалась очень прогрессивной. Основной ориентир в ней – это то, что дети до трех лет как губки впитывают информацию, поэтому очень важно успеть дать максимум информации в раннем возрасте. В общем, Япония заразила.
К счастью, у нас есть друзья среди японцев, которые помогли добыть больше информации о деятельности детских садов в Японии. Они рассказывали о нюансах жизни детей в Японии, подходах в общении родителей с ними, организационных вопросах обучения детей: режиме дня в садике, построении расписания, методике проведения занятий и др.
Мы долго думали над названием и концепцией центра, и как вписать в это все японский подход. Ведь по сути, если говорим о детском садике, то методика дошкольного образования регламентируется украинскими программами, которые мы также должны применять. Поэтому решили внедрять японские методики, но с учетом украинской реальности.
Сроки и затраты
Процесс создания и запуска центра – поиск помещения, консультирование с разными специалистами, закупка оборудования и учебных пособий, подбор персонала – прошел быстро, всего за три месяца: февраль-апрель 2015 г.
Общие инвестиции в бизнес составили несколько десятков тысяч долларов. Больше всего затрат ушло на закупку оборудования, методических пособий и наглядных материалов для занятий центра. Качественные наглядные материалы очень дорогие, а покупать их нужно по шесть экземпляров – по количеству детей на занятии.
Мы подключали специалистов из других центров, с большим опытом построения эффективной работы такого заведения. В этом бизнесе оказалось нюансов больше, чем я ожидала. Представители японской культуры помогли сформировать правильный режим дня, а также внедрить особенности воспитания, которые применяются в японских садах. Консультанты из других украинских центров помогали закупить необходимые методические материалы – деревянные мозаики, конструкторы, пирамиды, музыкальные инструменты и т.д. – наборы для развития деток. Этих пособий очень много, занимают целую комнату. Закупали частично в Украине, частично за границей. Этот этап важно правильно реализовать, чтобы не понести дополнительные затраты.
Очень важный процесс такого бизнеса – составить эффективное расписание. Консультанты помогли сделать так, чтобы расписание было удобно как для клиентов, так и педагогов.
Представители японской культуры помогли организовать работу по японской методике
В начале мая 2015 г. наш центр уже начал работать. Забавно, что лето – самый неблагоприятный период с точки зрения спроса. Многие центры сезонно закрываются и дают отпуск сотрудникам.
К счастью, этот период выдался для нас удачным – мы смогли привлечь клиентов (см. ниже «Клиенты»). Три месяца лета использовали для обкатки всех методик, налаживания многих процессов в работе.
За лето смогли выйти на операционную прибыль. Ее нынешний уровень позволяет рассчитывать, что первоначальные инвестиции окупятся через три года.
Что у нас получилось
Мы создали детский Центр гармонического развития ребенка «Японский сад», в котором есть два направления – детский сад и развивающие занятия для детей.
Открытие детского центра провели в формате Фестиваля японской культуры
Наше помещение – это арендованный цокольный этаж в жилом доме площадью 200 кв. м. Помещение разделено на две части для двух направлений – садика и центра развития. Мы создали комфортные условия и для мам, и для деток. Сделали креативный дизайн интерьера с акцентом на использование деревянных материалов, светодиодного освещения и мебели по нашим индивидуальным чертежам.
Так как для организации детских учреждений выставляются специфические требования и нормы по безопасности и прочему, мы сразу приглашали представителей государственных контролирующих органов и с учетом их указаний делали ремонт. Например, пришлось сделать три разных санузла – один детский, один — для персонала и один — для посетителей. Розетки размещали на высоте 180 см и т.д.
Детский сад рассчитан на детей в возрасте от 2 до 6 лет, а центр развития предоставляет занятия для детей с 6 месяцев до 8 лет. Фактически это два абсолютно разных направления бизнеса, для каждого — отдельная бизнес-стратегия развития.
С организацией работы детского сада все более-менее понятно. Ты должен предложить родителям профессиональный персонал, высокое качество методик занятий и питания.
В нашем случае мы взяли для детсада за основу государственную программу «Ребенок» – самую новую и детализированную, но применяем иначе, чем в обычных детсадах. То есть программа занятий более насыщенна, качественнее, с использованием современных наглядных пособий.
С центром развития дела обстоят иначе. Считаю, что этот сегмент рынка слабо развит. Центров много, но они применяют кардинально разные подходы к процессам развития детей, дезориентируя родителей. Поэтому мы приложили массу усилий, чтобы в нашем центре предоставить максимально качественные насыщенные занятия. Спектр услуг центра мы дополнили еще курсами подготовки к школе, проведением праздников для детей, услугой няни почасово и коррекционными занятиями с логопедом.
Клиенты
Наша целевая аудитория – это семьи, жители ЖК «Чайка» и близлежащих домов. В районе проживает большое количество молодых семей с детьми.
Но чтобы клиент регулярно пользовался твоими услугами – только удачной локации недостаточно. Очень важно, чтобы правильно сочетались все факторы: время занятий, цена, понравились педагог и темп занятий. Самым сложным оказался вопрос кадров: как распознать надежного сотрудника, как обучить, как мотивировать к работе? Постепенно мы научились.
Начиная с мая, развивающие занятия в нашем центре посетили порядка 500 детей, которые воспользовались услугой хотя бы раз. Детский сад удалось заполнить на 50% (максимальная загрузка детсада – 30 человек). Эти успехи радуют, ведь начали мы работать в низкий сезон.
Сейчас у нас сформирована клиентская база целевой аудитории, которую собирали с первого дня открытия. С каждым месяцем количество посетителей растет на 20%.
Как показывает практика, самая благодатная и благодарная аудитория – родители детей от года до двух. На занятиях дети учатся ощущать себя в социуме, среди других людей, привыкают к процессу обучения и познания, что в будущем очень положительно сказывается на их способностях учиться и усваивать информацию. Другими словами – дети учатся учиться. А поскольку эти занятия проходят в парах мама+ребенок, мамы видят, как учатся их дети, и остаются довольны результатом.
Собственно японская педагогика основана на комплексном подходе к умственному и физическому развитию ребенка. Мы в центре активно применяем методику профессора Макато Шичиды, согласно исследованиям которого у детей до трех лет активно работает правое полушарие мозга, способное считывать информацию с огромной скоростью. Малыши запоминают образами. Поэтому для детского развития необходимо мелькание, быстрое предоставление новой информации, которую ребенок способен запомнить навсегда. Со взрослением подключается левое полушарие, которое всю информацию достает вовремя и правильно использует. Для взрослых это сложно, ведь их мозг уже не способен работать, как у детей. И японцы уверяют, что если не подпитывать детский мозг учебой, весь его потенциал и природные возможности со временем притупляются и даже вовсе исчезают.
Как это внедрили в «Японском саду»? За занятие, которое у нас длится 50 минут, ребенок выполняет около 20 заданий, за счет чего переживает очень много эмоций: он многое пощупал, многим позанимался, пообщался со своими ровесниками.
Чтобы максимально качественно внедрить эту методику, мы адаптируем, переводим материалы, педагоги центра разрабатывают специальные дидактические материалы под этот подход к развивающим занятиям.
Программа прописана на год вперед, заложена последовательность развития – от простого к сложному. Мы выстроили грамотную структуру и методическое наполнение занятий, поэтому все работает правильно. Именно поэтому мамы видят на наших занятиях то, чего нигде больше не увидят.
Исследования показывают, что развитие клеток головного мозга к трем годам завершено на 70-80%, поэтому закономерно родителям направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста. Ни один ребенок не рождается ни дураком, ни гением – все зависит от личного опыта познания в период роста мозговых клеток (приблизительно до семи лет).
Маркетинг
Наше название Центр гармонического развития ребенка «Японский сад» придумывали сами. Оно отображает суть деятельности, помогает объяснять родителям нашу особенность: у нас все базируется на конкретных научных исследованиях и опыте высокоразвитой страны Японии. Мы поставили знак равно между японской методикой и ранним развитием ребенка. И судя по позитивной реакции родителей, все сделали правильно.
Чтобы привлечь внимание к себе и японской культуре, само открытие центра провели в сотрудничестве с Украинско-японским культурным центром. Оно проходило в формате Фестиваля японской культуры, в рамках которого провели целый комплекс мероприятий и выставок, чем привлекли к себе внимание. Хотели, чтобы это было не просто открытие нового заведения, а полезное событие для жителей микрорайона.
Особенность рынка: людям еще надо объяснять, почему важно развивать ребенка до школы, зачем ходить на специальные занятия. Ранее развитие способствует успешному дальнейшему обучению детей. Поэтому наша основная коммуникация с родителями сейчас состоит именно в объяснении практической пользы от услуги и ее необходимости для конкретного ребенка.
Из всех методов рекламы мы использовали внешнюю рекламу (борды на трассе, ведущей к ЖК «Чайка») и точечную – раздача информационных листовок в нашем районе, а также sms-рассылку. Пока сложно сказать, что работает лучше, мало времени для анализа. Однозначно эффективнее всего — «сарафанное радио», позитивные рекомендации наших клиентов – самый надежный канал рекламы, на него и ориентируемся.
Цены
Средняя цена за услуги детского сада полного дня (с 8 до 19 часов) – 4200 грн в месяц. В услугу включены присмотр за ребенком, 4 занятия в день по программе комплексного развития, плюс все режимные моменты, такие как утренняя гимнастика, прогулки, дневной сон, чтение сказок.
Стоимость абонемента на услуги в центре развития составляет 650-850 грн за 8 занятий в месяц с участием нескольких профильных педагогов. Разница в ценах зависит от продолжительности занятия и количества педагогов. Например, занятия длительностью час, которые ведут два педагога (каждый по 30 минут), стоит 650 грн в месяц, а 1,5 часа с тремя педагогами – 850 грн в месяц. Это средние по рынку цены.
Команда
Педагоги – люди особые. Я не ожидала, что будет действительно так много подводных камней именно в работе с ними. Главный критерий по оценке педагогов – любовь к детям. Второй фактор – высокий профессионализм, способность качественно готовиться и проводить занятия.
Благодаря тому, что мы брали консалтинг на этапе открытия, нам помогли понять, какие требования выдвигать к персоналу, каким стандартам они должны соответствовать. Например, важно, чтобы педагог музыки, языков, хореографии специализировался именно на дошкольном возрасте, ведь уровень восприятия детей трех лет совсем другой, нежели в шесть лет. С малышами все упражнения подаются в формате игры, важно заинтересовать, увлечь так, чтобы ребенок не понял даже, что он на занятии вообще, а это крайне тяжело сделать человеку неподготовленному. Вот и приходится либо искать специалистов с опытом, либо обучать их самостоятельно.
Очень много нюансов с выстраиванием расписания. От того, в какое время и для какого возраста проходят занятия, зависит, будет ли удобно людям приходить и сможем ли мы педагогам обеспечить грамотный график работы?
Сейчас в штате центра около двадцати человек, но он еще не укомплектован. В штате у нас няня, два администратора, четыре воспитателя (по два человека на каждую смену), педагог раннего развития, методист, два управляющих, уборщица. Остальные – «почасовики» – педагоги, которые приходят на конкретные занятия 2-3 раза в неделю по таким дисциплинам как музыка, хореография, английский язык, подготовка к школе, театральное мастерство.
У нас глобальная цель – создать гармоничный коллектив. От этого зависит качество услуг и безопасность детей. Хочется, чтобы центр функционировал как самостоятельная организация, которую лично мне не надо каждый день контролировать. Но пока что нужно на 100% участвовать в операционной деятельности компании.
Планы
Мы понимаем, что одно заведение не способно дать высокий финансовый результат. Поэтому нужно создавать сеть таких центров. Уже ищем помещение под новый комплекс. Требования к помещению – наличие возле него придомовой территории, высокая безопасность материалов внутренней отделки и другое. Пока что идеального места не нашли. Но уверена, постепенно мы откроем сеть центров гармонического развития ребенка «Японский сад».
О беременности и материнстве
Еще до беременности важно понять, что рядом с тобой человек, который тебе подходит. С которым ты хочешь прожить всю жизнь, не хочешь его менять, принимаешь полностью. Это должно формироваться на уровне подсознания: это – мой идеал и моя судьба. Человек, с которым я хочу быть всю жизнь, и нет никаких мыслей типа: «Давай попробуем, а если не получится, разойдемся». Такого не должно быть, когда планируешь ребенка. Потому что ребенок в неполной семье – это совсем другой человек, к сожалению.
Я рада, что отношение к беременности у многих сейчас достаточно легкое, как к нормальному периоду, а не как к болезни. И у меня беременность проходила очень легко. Все время что-то делала, чем-то занималась. Возможно, поэтому период был интересным и активным.
Жалею только, что больше внимания не уделила вопросу лактации. Я не осознавала, что этот момент требует каких-то особых знаний. Думала, что это природный процесс, где нет подводных камней. Оказалось, есть нюансы.
В роддоме поняла – я не знаю, что мне делать с болезненными ощущениями в районе груди. Не знала, что можно провести массаж и помочь лактации, и доктора этого не говорили. Не знала, что может быть лактостаз и хорошо, что удалось его избежать. Было неприятно при самом процессе притока молока. Но потом я стала читать специальную литературу на эту тему и почувствовала себя намного увереннее. Всем будущим мамам теперь желаю изучать вопрос о грудном вскармливании до родов.
Когда родился ребенок, внутренний мир перевернулся с ног на голову. Вдруг изменяются ценности, совершенно меняется взгляд на мир и даже на дружеские отношения.
И знаете, женщина до материнства и во время – это совсем другая женщина. Как бы строго не хотелось воспитывать ребенка, все равно чувства материнства, которые появляются с появлением крошки, нивелируют все эти домыслы.
О семье
Я не понимаю, как ребенок может стать причиной каких-то разрозненных взглядов на семью. Мне кажется, что ребенок как клей, связующее звено, которое очень сильно объединяет родителей. Например, даже со своими родителями благодаря появлению внуков мы начинаем общаться чаще и плотнее. Это – новая и общая ценность, семейная связь крепчает.
В нашей семье после рождения ребенка все изменилось в сторону позитива.
Мы гармонично с мужем вовлечены в процесс воспитания. И честно, я не ставила изначально ребенка в приоритете выше мужа, на каком-то уровне подсознания понимала, что наша семья – это все мы, а не только ребенок.
Но и у мужа моего как-то заложено, что основа – это полная семья. Если будут хорошие отношения между папой и мамой, то и ребенок будет счастлив.
Поэтому развитие нашей семьи проходит хорошо и гладко.
Что еще важно, у нас есть общие темы и интересы помимо ребенка.
Я считаю, что у женщины должны быть цели помимо ребенка. Если она мыслит на перспективу и хочет сохранить брак, то понимает, что надо работать над собой. Как минимум, когда тебе тяжело и становишься агрессивной, просто анализировать свое поведение. Это как минимум. И это позволяет сохранять отношения.
Вот представьте себе, поднимаетесь в космос и смотрите на свою жизнь как на игру каких-то актеров. В данный момент есть маленький ребенок, семья, глобальная цель – сохранить отношения. А потом ребенок растет и вы с мужем остаетесь вдвоем. И что тогда? Надо смотреть на множество шагов вперед и оценивать ситуацию иногда в перспективе долгосрочных целей и ценностей.
О воспитании
Ребенок у меня еще маленький, но некоторые обязательные моменты в воспитании ребенка я уже для себя очертила.
Первое – это осознанное отношение к ребенку. Для меня табу что-то делать на автомате, например, ответить между делом, а не объяснить. Важно внимательно, осознанно и расстановочно рассказывать ребенку о вещах, которые происходят вокруг. Ведь для него все это новое, а нам привычное. От того, насколько ты находишься в моменте здесь и сейчас при общении с ребенком, настолько зависит его восприятие всех вещей в жизни, и соответственно, его нервная система.
Очень важно не говорить «нельзя» потому что «потому». А это бывает часто при неосознанном подходе.
Второе – совместная деятельность, общие занятия. Как можно больше заниматься чем-то вместе. Мы много катаемся на велосипеде всей семьей, я планирую отвести ее в картинную галерею, потому что сама увлекаюсь искусством. Эрика постоянно ходит дома с тряпкой, потому что видит как я на кухне вытираю, например, и она тоже хочет. Нужно поощрять совместные занятия.
Третье. Обеспечить присутствие максимального количества людей в жизни ребенка. Постоянное общение – и папы, и бабушки, и воспитатели, и люди на площадке. Это важно, чтобы он видел разные модели поведения и отношения людей, таким образом развивался в социуме.
Исходя из того, что я наблюдаю в нашем центре, самая большая ошибка родителей — они не дают детям возможности действовать самостоятельно, например, одеваться. Ребенок по возрасту уже готов лепить тесто, рисовать красками, кушать ложкой, но родители берегут свое время и нервы и отстраняют от элементарных процессов.
Надо давать ребенку возможность ошибиться, оступиться, чтобы он жил самостоятельно.
И еще родители мало дают возможностей детям ощущать мир через прикосновения. Надо давать дотронуться до плиты, зарыться в песок, упасть в траву, запачкаться, вступить в холодную лужу… Любой опыт очень ценен для ребенка!
О проблемах
Мой муж мой очень практичный человек. Он всегда меня учил, что нельзя переоценивать значимость событий. Любое происшествие, будь оно негативное или позитивное, не есть поводом чрезмерно огорчаться или радоваться, надо воспринимать все адекватно моменту. Потому то, что сегодня кажется проблемой, завтра будет уже пустяком.
Этот подход не преуменьшает кайф и удовольствия от жизни. Он помогает созидать.
И мне кажется, что все проблемы людей в жизни происходят из-за того, что мы просто переоцениваем значимость событий.
Как бизнес меня изменил
Я начала изучать педагогику и поняла, насколько в ней все взаимосвязано, сколько в ней нюансов! Я стала понимать, настолько важна роль педагога в жизни ребенка, и насколько она одновременно недооценена родителями. А каждый родитель – это педагог. Мне кажется, критично важно читать мамам именно о педагогике, чтобы лучше понять процессы, которые происходят с ребенком.
Сейчас я постоянно развиваюсь в сфере педагогики, изучаю процесс развития детей, и меня это захватывает. Например, достаточно недавно я узнала, что в возрасте 5 лет человеческий мозг не может еще в полной мере управлять собственными эмоциями, потому что еще не развита соответствующая часть головного мозга. Поэтому бесполезно кричать на ребенка, чтобы он встал с пола и не устраивал истерику в магазине, например. На самом деле, этим криком мамы усугубляют ситуацию. Если бы родители больше пытались изучать физиологию ребенка и то, как он формируется, как мозг формируется, им легче бы было находить общий язык с ним.
Еще благодаря японской методике воспитания я узнала, что возраст ребенка противоположен способности воспринимать информацию.
И первые недели жизни ребенка, когда мы думаем, что он ничего не понимает и совсем беспомощный, не дает взамен эмоций, именно этот период на самом деле основоположный в его формировании. Когда нужно слушать классическую музыку, ласково разговаривать, очень важны сенсорные ощущения – прикосновения, поглаживания, объятия мамины и папины. Ибука и японцы это знают и применяют.
Японцы говорят, что до трех лет, это связано с физиологическим развитием ребенка, – это самый благодатный период, когда можно заложить основы способностей ребенка в дальнейшем воспринимать информацию. Они не говорят, что могут научить чему-то ребенка в этом возрасте. Они говорят, что вы можете научить ребенка учиться и в будущем это даст залог успеха в понимании мира, взаимоотношениях, умении находить общий язык с окружающими, ощущать себя комфортно в любых условиях.
Существует стереотип, что ранее развитие – это нагрузка для ребенка. Но на самом деле это минимум, который мы, взрослые, можем дать.
Ребенок должен видеть смену окружающей среды, должен выходить из зоны комфорта, он должен понимать, что не мир вокруг него вращается, а все происходит так, как происходило до него, и нужно приспосабливаться.
Есть законы общества, которые ребенок хорошо выполняет именно находясь в коллективе. Например, держать ложку и кушать самостоятельно ребенок начинает быстрее, если он видит детей, которые это уже делают. Дома у мамы нет этой возможности. Поэтому занятия в группах просто помогают ребенку социализироваться. И это нормальный процесс.
Тайм-менеджмент
Построение целей давно уже стало основополагающим элементом моей успешной и продуктивной деятельности. И именно их написание. То, что цель в голове, ничего не значит. Если ее написать, мир поспособствует достижению этой цели.
Сейчас мне нравится планировать на неделю. Расписывать дни, расставлять задачи на разные направления и сферы жизни. Например, личные дела – сходить к косметологу или на маникюр – тоже должны быть отдельно запланированы. Необходимо научиться отводить время для каждой сферы жизни – и для работы, и для ребенка, и просто день на чтение книги. Это очень эффективный прием для самоорганизации.
И, конечно, день надо начинать с вещей не срочных, но очень важных для достижения вашей глобальной цели. Если делать именно так, то продвигаешься вперед к своим желаниям и мечтам. Если не делать этого, откладывать, то в конце дня чувствую незавершенность, съедается какая-то моя энергия. И это ощущение мне неприятно, поэтому использую такой прием.
Если у тебя есть желание что-то реализовать, делать, достичь, то ты волей-неволей захочешь и научиться управлять временем, чтобы все совмещать — не тонуть в работе и быть в семье.
Так сложилось, к счастью, что с появлением бизнеса мне стало намного интереснее общаться с ребенком. Потому что многие приемы хочется попробовать на Эрике. Сейчас я чувствую в себе огромную область для развития. Что личность растет, развивается. Это совсем новая территория, мозг работает очень интенсивно. Поэтому последнее время я сама очень много тренингов по тайм-менеджменту прохожу, сама обучаюсь в этой сфере.
Бизнес-совет
Если вы хотите открыть свой сад или центр развития, а наверное, и любой другой бизнес, будьте готовы, что около года им придется заниматься постоянно, иногда без заработка, а вкладывать в процесс. Иногда необходимо освоить новую профессию, если до этого вы не имели соответствующего образования. Нужно разбираться в таких тонкостях, которые ранее не были в вашей жизни. Если к этому вы морально и физически готовы, то просто берите и делайте! Результат того стоит.
Якщо ви зареєстрований користувач і хочете додати коментар то вам потрібно увійти, або ви можете додати коментар нижче анонімно.