Новая педагогика

Понятие “новая педагогика” можно кратко определить как новую модель учебных взаимоотношений среди учащихся  и между учащимися и учителем, которая направлена на глубокое обучение в условиях повсеместного цифрового доступа. Большинство учебных элементов новой педагогики не являются такими уж “новыми”. Однако, принципиально новое отличие состоит именно в формировании активных партнерских отношениях с учениками.

Если начать изучать теоретические основы новой педагогики, то можно заметить, что многие из стратегий обучения, о которых так актуально говорить сегодня, были описаны в прошлом столетии (а некоторые и в начале прошлого столетия) Дьюи, Пиаже, Монтессори и Выготским. Но раньше не было соответствующих условий для реализации этих идеи. Сегодня это становится возможным. Кардинальное отличие идей новой педагогики от идей прошлого столетия заключается в том, что они имеют потенциально более высокую точность, специфичность, ясность и, самое важно, большую учебную мощность.

Отличие старой педагогики от новой педагогики

В условиях старой педагогики качество работы учителя оценивалось, в первую очередь, с точки зрения умения доставлять контент в своей предметной области. Педагогическое мастерство было вторично и его развитие в педагогических институтах сильно варьировалось в зависимости от страны и культуры.  И чаще всего под “педагогическими стратегиями” понимались прямые указания и инструкции. Технологиям, что появились за последние десятилетия, присвоилась роль доставки контента и используются они для того, чтобы поддержать ученика в освоении обязательной учебной программы.

В новой же педагогике качественным основанием для оценки деятельности учителя является — его педагогический потенциал, который включает в себя владение различными учебными стратегиями и их возможностью для формирования партнерских взаимоотношений с учащимися в освоении учебного процесса. Технологии в новой модели повсеместны и используются для того, чтобы открывать знание, овладевать им и создавать новое знание для использования его в условиях реального мира. Именно таким образом и достигаются цели по обеспечению глубокого обучения.

Иллюстрация, приведенная ниже демонстрирует как отличаются новая педагогика и глубокое обучение от модели образования, которая доминировала в прошлом веке.

Отличия между новой и старой педагогикой (Fullan, Langworthy, 2014)

Представленная образовательная модель является новой, так как:

  1. позволяет достигнуть глубокого обучения, которое включает создание нового знания и использование его в реальном мире.
  2. декларирует новые учебные партнерские отношения среди учащихся и, между учителем и учащимися, в ходе учебного процесса, который является центром открытия, создания и использования знания.
  3. принимает технологии и дает возможности для использования их как в школе, так как и за ее пределами.

Три компонента новой педагогики

1. Новые учебные партнерские отношения между учениками, и между учителем и учащимися

Стартовая точка для всего, что описано выше начинается именно с этого: с формирования доверительных отношений между учителем и учащимися, и с того как меняются их роли. Если таких отношений не построено (например, учащиеся боятся спросить или задать вопрос на уроке; учитель не интересуется мнением учащихся или не учитывает его), то новая педагогика не работает.

Роль учитель в учебном процессе не становится меньше, но она уже другая и заключается в бОльшей работе с учащимися.

Учащиеся не хотят более слушать, они хотят быть вовлеченными в учебный процесс и  заинтересованы в том, чтобы действовать на уроке. Я даже повторю еще раз и выделю отдельно НА УРОКЕ. Не дома, не на дополнительных занятиях, не на внеурочной деятельности, а именно на учебном уроке.

2. Новые задачи, которые перестраивают учебный процесс в направлении создания знания и их целенаправленному использованию, и поддерживают развитие ключевых навыков

Для создания и использования в учебном процессе заданий, которые обеспечивают глубокое обучение, потребуется реструктурировать учебную деятельность. Сделать это требуется для того, чтобы чтобы осуществить уход от внимания к исключительно овладению контента, к развитию у учащихся способности учиться и  в том, чтобы они могли сами создавать знание и активно использовать его.

Создание или конструирование нового знания означает, что учащиеся создают что-то новое вместо того, чтобы воспроизводить или применять старое знание. В условиях старой педагогики учитель предоставляет учащимся пакет с готовыми знаниями (опираясь на содержание учебника) и если они (ученики) что-то не понимают или с чем-то не справляются, то это уже их проблемы. Оба: и учитель и ученики в этой ситуации воспроизводят существующие контентные знания. Для обеспечения глубокого обучения, следует развивать новые знания посредством интеграции предшествующих знаний с идеями, информацией и концепцией в совершенно новый продукт, концепцию, решение или контент. В очень хороших заданиях для глубокого обучения учащиеся выходят за рамки создания новых знаний для того, чтобы  с ними что-то сделать — использовать их в реальном мире.

3. Дигитальные инструменты и ресурсы, обеспечивающие условия для глубокого обучения

Цифровые инструменты и ресурсы имеют потенциал для обеспечения качественного обучения способами, которые ранее были недоступны. Но важно понимать, что огромные финансовые вложения школ в свой технологический парк, этот потенциал не реализовали и затраченных денег не оправдали. Без изменения старой образовательной педагогической модели, в которой учителя учат, а учащиеся учатся, инвестиции в технологии превращаются в использовании их для доставки контента более интересным способом и на тренировку основных умений, основанных на репродуктивной деятельности.

Влияние цифровых технологий теряется, если не делается упор на использовании педагогики и технологий в учебном процессе (Higgins et al., 2012; Fullan, 2013). Мы меняем педагогику и тогда технологии удачно вписываются в изменившийся учебный процесс, в старой педагогике они либо вытесняются, либо используется исключительно для доставки учебного содержания и проверки усвоения учебного содержания учащимися.

Три компонента новой педагогики (Fullan, Langworthy, 2014)

Новые доверительные партнерские отношения между учителем и учащимися являются основой для эффективной новой педагогики. Для учащихся обучение становится осмысленным: они принимают участие в определении целей обучения, связывают обучение с собственными интересами и стремлениями, становятся более внимательны к своему прогрессу и берут ответственность за свое обучение.

Используемы материалы:

  • Fullan, M., Langworthy, M.(2014) How New Pedagogies Find Deep Learning
  • Higgins, S., Xiao, Z. and Katsipataki, M. (2012) ‘The Impact of Digital Technology on Learning: A Summary for the Education Endowment Foundation.’ Durham: Durham University.
  • Иллюстрация к посту  Kelly Sikkema on Unsplash