Osvitanova.com.ua

Сегодня мы все чаще слышим слово «тьютор». Школы заявляют о том, что у них работают тьюторы, а организаторы одно- и двухдневных тренингов уверяют, что могут обучить премудростям тьюторинга за столь короткий срок. С одной стороны, это очень радует, потому что, благодаря именно тьюторской модели, ребенок находится в центре образовательного процесса. С другой стороны, читая определения – кто же такой «тьютор», понимаешь, насколько по-разному сегодня в педагогической среде трактуется суть данной профессии.

Если мы говорим, что тьютор – это профессия, то определенно ей нужно учиться. Тогда возникает вопрос: «Может ли одно- или даже двухдневный тренинг дать все необходимые знания? И какова квалификация людей, которые передают эти знания?» Вопрос, конечно, риторический.

Выбирая для себя профессию тьютор, я поняла, что учиться необходимо у настоящих профессионалов, имеющих практический опыт и колоссальные знания, успешно практикующих тьюторинг. Совсем не тех, кто, прочитав несколько книг готов нести
сокровенные знания в массы.

Сформулирую три критерия профессионализма людей, обучающих тьюторов:

1. Люди, которые на себе попробовали опыт настоящего тьюторинга – в Оксфорде, Кембридже, Гарварде и т.д. Так называемый «тьюторинг из первых рук».

2. Люди, имеющие опыт внедрения тьюторской модели в длительном образовательном цикле (как минимум два полных учебных года в школе или вузе).

3. Авторы успешных программ обучения тьюторов для школ и вузов. Под «успешностью» подразумеваю востребованность в педагогической среде, возможность реализовать знания на практике, практичность курса и, что очень важно, серьезный теоретический фундамент (современные исследования педагогов, психологов, философов и других специалистов мирового масштаба).

Так кто же такой тьютор?

Существует мнение, что тьютор – это адвокат ребенка. Исходя из определения, адвокат – это тот, кто представляет и защищает чьи-то интересы. Тогда возникает вполне обоснованный вопрос: от кого надо защищать ребенка в школе, где работает тьютор?

Исходя же из концепта тьюторинга, тьютор – это наставник, который в первую очередь, помогает стать ребенку самостоятельным.

И снова вопрос: когда же, только защищая и представляя интересы ребенка, тьютор достигнет со своим подопечным этой самостоятельности?

Я убеждена, что тьютор не просто поддерживает ученика в его начинаниях, он показывает ему возможности для самореализации и безусловно верит peaceв успехи своего подопечного. Осуществляя совместное планирование деятельности ребенка, тьютор готовит поле для проб, направляет и мотивирует подопечного для достижения поставленных целей. Цели же и способы их достижения ребенок выбирает сам. Тьютор учит ребенка осознанно принимать на себя ответственность за все возможные последствия своего свободного выбора и проводит совместную рефлексию по результатам деятельности.

Иногда может случиться так, что ребенок поменяет свою цель.

Должен ли тьютор настаивать на завершении процесса, ибо его долг помочь ребенку «не слететь со своей индивидуальной траектории» потому что, по его мнению, ребенок просто «передумал» или ему «надоело»? Может ли быть так, что ребенок в процессе меняет свои приоритеты? Безусловно. Ведь мы исходим из интересов ребенка, его возможностей и способностей. И задача тьютора не в том, чтобы не дать свернуть ребенку, а в том, чтобы помочь сохранить интерес. А если так случилось и интерес потерян, понять, что стало причиной ухода с траектории, помочь ребенку осознать, а что же дальше, где он может быть
успешен или где ему развить свой потенциал.

Именно здесь тьютор играет ключевую роль – помогает раскрыться возможностям ребенка. Ведь согласно исследованиям в позитивной психологии, необходимо найти, осознать и раскрыть свои сильные стороны.

Отдельно о привязанности. Прочитала интересный вывод: «дети следуют за строгим учителем, потому что к нему привязаны». Думаю, что дети следуют за строгим учителем не потому, что они к нему привязаны, а потому, что он для них авторитет. Да, тьютор должен быть авторитетом для своего подопечного, заботливым и одновременно требовательным, тем, кто способен показать больше, чем видит его подопечный, а также тем, кто уважает автономность ребенка. Ведь каждый ребенок – это уникальная личность и задача тьютора эту уникальность сохранить. 

Может ли тьютор претендовать на столь глубокое чувство, становиться тем, без кого не прожить? Тьютор – это не тот, с кем можно просто поговорить, наполниться энергией, как в «тихой гавани». Это тот, кто расширит горизонты ребенка, поможет ему стать более сознательным по отношению как к себе самому, так и к обществу. А энергией ребенок наполнится благодаря продуктивной и серьезной работе над своим развитием с помощью тьютора. Ведь работа тьютора предполагает очень серьезную подготовку к каждой беседе со своими подопечными, умение планировать свою деятельность, и очень четкое понимание – зачем он это делает. И уже после ответа тьютора самому себе на вопрос «зачем?», следует –
«что и как я буду делать».

Важно понять, что тьютор не будет создавать комфортную обстановку своему подопечному.

Это – двухсторонний процесс, а роль тьютора поддержать ребенка в его деятельности. В атмосфере доверия ученик может быть готовым выйти из зоны комфорта, чтобы встретиться с неизвестным, без страха совершить ошибку. Ибо в тьюторинге ошибка –
необходимый элемент исследования нового. 

Вера в собственный потенциал, в то, что завтра ребенок сможет достичь больше, нежели сегодня, мотивация к работе и к достижению высоких целей, все это возможно благодаря отношениям только с настоящим тьютором.

Тьютор должен помогать ребенку, определить свой путь, но последнее слово всегда остается за ребенком. Это должен быть его выбор, за который он несет ответственность – успешный или нет.

В любом случае тьютор помогает провести рефлексию.

Должен ли тьютор помогать учить таблицу умножения или писать сочинения? Не о репетиторе ли мы говорим в этом случае? А вот помочь ребенку самостоятельно мыслить, действовать, научить учиться и добывать знания –да, это задачи тьютора.

Безусловно, можно спорить о том, кто такой тьютор и каковы его функции в школе. Могут быть разные подходы в определении этой профессии и компетенций, которыми должен владеть тьютор. Но спорить предпочтительно с научной и практической точек
зрения.

Поширити у соц. мережах: