Кадр из фильма «Враг класса»

Необходимость социализации детей через общение со сверстниками взрослые обсуждают горячо и часто, тем временем, вопрос взаимоотношений ученика и учителя отходит на задний план. Однако именно преподаватель, пользуясь авторитетом и практически безграничной властью, формирует представления ребёнка об окружающем мире.

Мой сын третий год учится дома сам, аттестацию в школе по всей программе класса сдаёт один раз, в апреле. За несколько месяцев до экзаменов я встречаюсь с каждым учителем, чтобы выяснить, в какой форме будет проходить аттестация, на что обратить внимание, какие требования. И вот с одной учительницей у нас состоялся интересный диалог в школьном коридоре.

— А вы не хотите отдать ребёнка обратно в школу?

— Я постоянно спрашиваю его об этом, но он отказывается.

— Ребёнка надо не спрашивать, а ставить перед фактом.

— Я так не думаю.

— Поверьте мне, вы многого его лишаете! Коллектив, разрешение конфликтов и опыт общения необходимы.

— Он достаточно общается с людьми.

— Но школу-то, школу ничто не заменит!

И тут, внезапно, она оборачивается к детям, которые активно шумят в ожидании возможности зайти в кабинет, и кричит: «А ну замолчите быстро! Сколько можно орать?! Как стадо баранов, честное слово! Неужели нельзя заткнуться и спокойно ждать?!». Это была настолько яркая иллюстрация к её словам о прекрасном школьном опыте, которого лишился мой ребёнок, что я не поверила своим ушам. Я ждала, что она хоть немного смутится, извинится за вспыльчивость, хоть как-то прокомментирует случившееся. Но нет. Как ни в чём не бывало она продолжила говорить мне о необходимости и незаменимости школы. По мнению этого опытного учителя русского языка и литературы, ничего «такого» не произошло.

Орать на детей, унижать, оскорблять их и наслаждаться видом смущённо опущенных глаз — это нормально для современной школы

Это её будни, на которые никто не обращает внимания. А как ещё поддерживать дисциплину? А как ещё разговаривать с невыносимыми и хамоватыми современными недорослями?

Я раньше думала — почему взрослые люди в России так часто безропотно терпят хамское отношение к себе от чиновников или начальства? Почему проглатывают несправедливые требования и позволяют помыкать собой? Выходят на работу сверхурочно, выполняют чужие обязанности, идут в свой выходной на политические митинги, где их присутствие проверяют по спискам. Почему возмущаются только шёпотом на кухнях, но не пытаются постоять за свои права открыто? Теперь понимаю. Потому что их научили этому в школе. Запомни, маленький человек, ты не важен. Выполняй чужие требования и не задавай лишних вопросов. На тебя можно повышать голос, тебя можно унижать в присутствии друзей, оскорблять и поучать. А ты должен терпеть, опускать глаза, извиняться, садиться за свою парту и не отсвечивать. Попытка отстоять честь и достоинство будет расцениваться как новый проступок и невоспитанность, «попререкайся мне тут ещё, сопляк!»

Считается, что школа готовит детей к взрослой жизни. Многие родители любят повторять: «Им всё равно придётся с этим столкнуться в будущем, поэтому опыт преодоления таких проблем нужен». И я считаю, что они в корне не правы. Ошибка полагать, что все мы получаем в своё распоряжение какие-то одинаково поганые жизни и преуспеет только тот, кто лучше научится терпеть. Нет, каждый из нас получает такую жизнь, которую способен осилить, такое отношение, какого требует, такую справедливость, которую может отстоять. Выносить унижения всю жизнь человеку приходится не потому, что таков мир, а потому что таков сам человек, умеющий терпеть, но не умеющий противостоять. И если ребёнка вырастить в атмосфере уважения к его мнению, личности и потребностям — ему не придётся выслушивать оскорбления во взрослой жизни, потому что он сам не позволит так разговаривать с собой.

Получается, что взрослые, которые хотят подготовить детей к ужасам взрослого мира, сами эти ужасы обеспечивают

И прилежные ученики, вырастая, не могут избавиться от болезненных отношений, нелюбимой работы, зависимости от других. Потому что им ещё в детстве объяснили, что они — стадо баранов, которое должно заткнуться.

В целом у учительницы вышла не самая удачная попытка внушить мне уважение к школьной атмосфере. И если о необходимости общения со сверстниками ещё можно подискутировать, то взаимодействие с такими учителями и исполнение роли «барана» — однозначно не полезный опыт. Мы с сыном решили эту проблему просто — отказались от школы целиком. Но это, конечно, не для всех. И пока неповоротливая махина начального и среднего образования в нашей стране не изменится, нам нужно активно противостоять её привычке унижать учеников. Необходимо вставать на сторону ребёнка и его человеческих прав, не позволять никому унижать детей, в том числе и себе. Пусть лучше они вырастут дерзкими и уверенными, чем безвольными жертвами, верно?