Про учебу в Green School на Бали, свою школу «Холм’s» в России и чему обучать современных детей, рассказала Юлия Алехина, практикующий психолог, уже более 7 лет нейропсихолог, клинический психолог, арт-терапевт, соавтор частной школы «Холм’s», мама замечательного подростка Мити – 11 лет, учился в Green School (Бали).

Почему вы изначально решили, что обычная госшкола – не для вашего ребенка? 

Мой сын развивался особым путём. В 3,5 года ему поставили диагноз «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ), при котором ребёнок не может удерживать внимание и концентрироваться на объекте более чем 5-7 минут, и все это сопровождается гипперактивным поведением. Уже в 4 года мне пришлось забрать ребёнка из обычного детского сада, так как стандартный режим не подходил, а на реплику воспитателей «ты должен», мой сын реагировал как инопланетянин, и не готов был делать то, что его не вдохновляет. Мне пришлось составить сыну большую коррекционною программу с участием различных специалистов – психолога, нейропсихолога, логопеда, арт-терапевта и музыкального педагога.

Такая картина развития ребёнка даже не позволяла мне тешить себя иллюзией, что мой сын пойдёт в обычную школу.

Моей задачей было развивать его неординарность, выправлять и тренировать слабые стороны, делать его ум креативным. А наши государственные школы, к сожалению, с этим не справляются.

Главный минус, который останавливал меня от образования по государственной системе, – это развитие только левого полушария. Именно так выстроена система: схема – аналитика – обработка – запоминание. Это делает систему аналитического мышления
ребёнка однобокой, лишая возможности много вариативного мышления.

Какие принципы в образовании детей сейчас основополагающие для Вас? Если учитывать, что мы не знаем, в каком мире будем жить через 5-10 лет, к чему надо и можно подготовить наших детей?

Для меня развитие маленького человека всегда многогранно. Есть большое заблуждение, что в школе надо только учиться, именно подача информации в приоритете. Но это не так.

Первично - эмоциональное, психическое состояние ребёнка. Когда оно в порядке, мозг не тратит свою энергию на выравнивания эмоциональной волны, а готов полностью принимать новые знание и обрабатывать их.

Принципы - это целостное образование:
- развитие эмоционального интеллекта ребёнка;
- развитие проектной деятельности (работа левого и правого полушария);
- развитие коммуникативных навыков;
- обработка образовательной информации через разные носители – устные, письменные, интерактивные;
- телесно-ориентированное развитие, то есть формирование привычки здорового питания и заботы о своём теле, через тренировки и режимность.

А если заглядывать в будущие и ориентироваться на потребности общества 2018-2022 года, то можно говорить, что основным ценным критерием в обществе будет способность человека мыслить и решать вопросы мультизадачно. Поэтому важным критерием является развитие креативного мышления, способность мыслить нестандартно, развитие быстроты реакции и выдаваемых решений. Как бы стремительно не развивался мир машин, интернета и прогресса, всегда будет в цене хорошо развитый ум в соединении со здоровой психикой.

Школьное образование наших детей впервые в истории в ближайшем будущем может перейти в принципиально новый статус - целостное образование. И мотивацией получать новые знания будут не «мой ребёнок обязан поступить в институт», а «я хочу стать человеком мира, и у меня нет преград в реализации своих идей».

Этим процессом можно управлять, создавать «зону ближайшего развития школьного образования» или «систему альтернативного образования», что уже более пяти лет активно и происходит. Многие родители самостоятельно открывают частные школы и берут ответственность обучения ребёнка в свои руки.

Какие системы образования с ребенком Вы пробовали? Какие из них «зашли», какие нет и почему?

Мы пробовали очень разные системы. И гуманистический подход. И обучение через проектную деятельность в частной школе «Ковчег» 21 век» в Москве. И обучение, направленное на развитие талантов и качеств ребёнка, через его интересы – в Green School на острове Бали, Индонезия. И обычную государственную школу в Санкт-Петербурге. И синтез системы образования по методу Щетинина, и обучения через проектную деятельность в частной школе «Холмс» в Сочи.

Я всегда отталкивалась от желаний своего ребёнка. Когда он говорит, что ему скучно ходить в школу, мы с ней расстаемся.

Основным принципом и задачей для меня является поддерживать в ребёнке мотивацию к образовательному процессу, формировать желание узнавать новое и уметь этим пользоваться.

Для нас с Митей самой эффективной системой подачи информации в образовании стала - методика Щетинина, которая базируется на погружении в ту или иную дисциплину. Например, неделя математики, и дети изучают только математику, проекты связанны тоже с этой темой – творчество, музыка и физическая активность тоже вплетены в данную тему.

Как Вы оказались на Бали и почему выбрали эту школу? Какой опыт, методики, которые применяются в обучении детей в этой школе, применяете до сих пор в жизни и какие переняли для своей частной школы?

Моей мечтой было дать ребёнку много языков на хорошем уровне. Просто путешествовать и изучать язык был не вариант, ведь Мите было 8 лет, а в этом возрасте важен режим, которого в путешествиях не сыскать.

Я искала школу, которая точно привлечёт моего ребёнка, и место где нам двоим, будет хорошо. Изучала различные школы, просмотрела топ 10 самых неординарных школ мира, в этом списке и была школа Green School. Я в неё влюбилась сразу. Её архитектура и месторасположение не оставят равнодушным никого. А когда я стала изучать устав школы более глубоко, поняла, что это лучший вариант для моего сына. Было принято решение переехать и попробовать пару лет получить образование на английском языке.

Адаптация и погружение в языковую среду произошли очень быстро. Уже через три месяца Митя мог свободно говорить и понимать программу на английском. Он получал среднее образование на Бали – 2 и 3 класс.

По результатам обучения мы абсолютно осознано решили среднюю школу ребенку давать в России. На мой взгляд, обучение в Green School хорошо для развития и образования ребенка именно в начальной школе, а старшая и средняя школа показывают низкие интеллектуальные показатели.

Какие плюсы обучения ребенка в Green School?

Во-первых, мультикультурная среда детей. У Мити в классе учились дети из 10 разных стран. Идет полное погружение в изучение английского языка. Митя сейчас думает на английском и свободно читает, смотрит фильмы и общается.

Плюс – формирование у детей желания заботится об окружающей среде, уважать и ценить природу и всех живых существ. Сами условия обучения – открытый воздух, солнце, пальмы и океан – огромный плюс.

Есть структура и распорядок занятий и перемен, на которых с детьми постоянно присутствует тьютор. Используется парная педагогика.

Развитие креативного мышления через проектную деятельность.

Ориентированность на ребенка, на взаимоотношения между учениками и эмоционально-психологическое состояние учеников, например, через медитацию у кристалла, тренинги и психологические игры.

А минусы Green School?

Большое отставание от российской школьной программы. Главное внимание уделяется творчеству и физической активности, но мало интеллектуальной деятельности.

Нет ориентира на «зону ближайшего развития», детям нет необходимости тянутся, и в здоровом смысле этого слова – соперничать.

И питание весьма своеобразное – еда острая и однообразная.

И стоимость обучения - $1200 в месяц (1,5 года назад).

Были у Вас внутренние родительские диалоги в стиле: «Надо, чтобы ребенок ходил в школу, получал оценки и аттестат» и «Кому это надо?»? Если да, то как справлялись, как нашли свой путь?

Мы много беседовали на эту тему с папой Мити, в чем-то спорили, в чем-то приходили к общему мнению. Главная проблема при принятии решения о смене системы образования – это страх. Страх перед общественным мнением «ты совершаешь ошибку, ты – плохой родитель». И страх перед неизвестностью, ведь при выборе самостоятельного обучения ребенка вся ответственность лежит только на родителях.

Мне помогли справиться со страхами рассказы друзей, которые уже обучали своих детей самостоятельно в путешествиях, и достаточно успешно. А так же моя установка: «Только мама знает, как и что лучше для ее ребенка».

При недолгой работе, я уже была полна энтузиазма и вдохновения и видела множество вариантов, как обучать Митю, помимо государственной школы.

Расскажите о Вашей частной школе «Холмс». Как пришли к ее созданию? В чем суть методик, ценности, и что ее отличие от других школ?

Отличие от других школ в том, что дети обучаются по системе погружения в предмет. Основная идея в том, чтобы дать ученикам системное видение предмета. Это не замена знаний. Знания в рамках каждого предмета, безусловно, необходимы, но они должны «наслаиваться» уже на «подготовленный» мозг.

Первый и последний день, преимущественно, проходят в диалоге. Подача материала ведется таким образом. Первый день – в беседе передается видение предмета, рассказывается о том, где и как в жизни можно применять эти знания. Со второго по
четвертый день происходит основное освоение материала. А пятый день – частично временной «резерв», частично общение с учениками для фиксации представления о том, как прошло погружение, кто и какой объем освоил. Дети задают вопросы по материалу, идет обратная связь, задается домашняя работа.

Мы достигаем успешных результатов обучения в школе благодаря применению нескольких педагогических приемов. Например, целостность в представлении содержания обучения – направление ученика к зоне его перспективного развития ввиду
максимального отражения всего материала на каждом этапе. Междисциплинарность – взаимопроникновение дисциплин. Например, при изучении физики используются законы и понятия математики, химии, при изучении географии и истории – биографии композиторов и их величайших произведений.

Даем возможность выбора индивидуальной учебно-познавательной траектории и скорости её прохождения (антропологичность).

Интерактивность – ученики постоянно взаимодействуют с другими учениками. У нас в школе нет традиционной атмосферы, временного лимита, звонков, обязательной классной комнаты и фиксированного положения ученика на уроке. Мы – за природосообразность. Разновозрастные группы, возможность перехода из одной группы в другую, то есть неравновесность.

Практикуем «коллективное погружение» в предмет познания 4 раза в год по 5-7 дней, 6-7 часов занятий. Углубленное изучение информации с осмыслением и анализом проведенной работы.

Ученики находятся в сотворчестве с преподавателями, вместе ищут идеи и пути их реализации.

А еще мы создаем ситуации успеха, повышающее мотивацию учащихся и создающее благоприятный эмоциональный фон в школе.

Насколько легально в России обучение в альтернативной школе?

Чтобы ребенок мог учиться в частной школе, которая не имеет государственную аккредитацию, он должен быть прикреплен к обычной школе на формат семейного образования. При таком типе образования ребенок появляется один-два раз в году для
сдачи аттестационных экзаменов.

Отсутствие времени у родителей – не повод лишать ребенка того образования, которого он достоин!

Большинство частных школ семейного типа или пансионов официально представляет собой «консультационный центр» в помощь родителям, оформившим своих детей на семейное образование. Это позволяет не привлекать лишнего внимания к организации развивающей деятельности.

Каким должен быть запрос современного родителя на образование ребенка? Какие самые частые ошибки и упущения родителей Вы наблюдаете?

Одной из самых распространенных ошибок, которые я встречала в своих проектах и психологических консультациях, – это резкий переход от одного типа образования в другой.

Лучше всего пробовать альтернативное образование в начальной школе. Намного сложнее перестроить ум, перерабатывать информацию в 7-8 классах, когда на носу сдача ЕГЭ и повышается тревожность.

Так же большие трудности испытывают и дети, и родители при переходе с обычной государственной системы образования на дистанционную. Такой тип образования подходит не многим детям. При нем ребенок должен быть достаточно усидчивым и
мотивационно ориентированным на успешность в обучении, ведь никто не будет его подгонять и организовывать. Весь процесс обучения падает на самого ребенка и родителя, и как правило, оба не готовы к ответственности. А как следствие, низкие
интеллектуальные показатели и снижение интереса к процессу познания.

Если бы у Вас была возможность изменить систему образования, как бы Вы это делали, с чего начали? И вообще, возможно/нужно ли менять систему?

Большая проблема в том, что в современной системе образования уделяется большое внимание теории без ее практического применения, акцент на зазубривании информации, что приводит к штампованному стереотипному мышлению, без творческой
составляющей.

Первое что я поменяла бы – это направила обучение на формирование у ребенка самостоятельности. Выдвигать гипотезы, находить ответы и рассуждать, вести постоянный диалог, в котором ребенок научится формировать интерес к новой
информации. А затем применять ее в проектной деятельности и передавать самостоятельно другим детям. Роль ученика и учителя можно совместить.

Второе, что необходимо сделать, – это поставить на первое место ученика, его интересы. Его темп работы, способности и таланты.

Сейчас ключевой центральной фигурой в обычных государственных школах является взрослый, вся познавательная мотивация ребенка формируется под влиянием интересов преподавателя. Например, цифры говорят, что учебная деятельность формируется у 10-15% детей к подростковому возрасту, тогда как должна формироваться к 5 классу.

А нужно давать возможность ребенку курировать различные предметы, например, старшеклассники передают знания младшим. Когда интерес к предмету будет транслироваться от ребёнка ребенку, мотивация в учебе возрастет, ведь уже к 5 классу авторитетом у детей являются сверстники.

Сейчас в госшколах нет гармоничного акцента на трех самых важных компонентах в личностном развитии ребенка – эмоциональном, физическом и интеллектуальном. Им надо уделять равное количество времени, а не перегружать только интеллектуальный блок, не истощать центральную нервную систему учеников.

Система образования должна быть комплексной. Это значит:

  • Естественное формирование духовно и физически здоровой и свободной личности.
  • Создание максимальных условий для раскрытия творческого потенциала ребенка.
  • Внедрение высоких технологий в эко-пространство.
  • Формирование положительного эмоционального опыта от периода детства.
  • Формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
  • Обретение навыков в коллективной работе, воспитание чувства взаимопомощи, ответственности за близких, окружающую природу.
  • Формирование тенденции к саморазвитию, самодисциплине, самообслуживанию.
  • Приобщение детей к национальной и мировой культуре, а также к здоровому образу жизни.

 Ирина Порецкая, “Освіта Нова”