Учиться по-новому. Главные новшества реформы образования в Украине

В Украине окончательно подготовили самую масштабную реформу образования за все годы независимости. Фокус выбрал главные её новшества, которые на десятилетия вперёд во многом определят будущее не только  отечественного образования, но и страны в целом.

Учиться по-новому. Главные новшества реформы образования в Украине Старшая школа будет профильной

Предполагается, что последние три года учёбы школьники будут получать либо профессиональное образование, либо профильное с углублённым изучением предметов по выбору. Чтобы уделить больше времени профильным предметам, внедряется понятие интегрированных курсов — это объединение нескольких предметов схожей тематики в один. Например, если речь идёт об истории Украины, то её интегрируют в курс всемирной истории. Будет и пилотный проект для естественных наук. Причём школы получат право самостоятельно выбирать, какие курсы будут объединёнными. Министерство образования и науки прогнозирует, что интегрированный курс с историей выберут многие школы, поскольку и всемирную историю, и историю Украины преподаёт один учитель. С естественными предметами, где учителя ведут разные курсы, будет сложнее. Для 10–11 классов интегрированные курсы МОН предлагает запустить с начала 2018–2019 учебного года.

Учиться по-новому. Главные новшества реформы образования в Украине Все школы станут равны

Реформа предполагает унификацию общеобразовательных учреждений. Относящиеся к средней ступени (5–9 классы) станут гимназиями, а старшая школа — лицеями. Делается это для того, чтобы прекратить злоупотребления статусом, когда в обычной школе, переименованной в гимназию, остаётся прежний уровень преподавания. Также это поможет уйти от социального расслоения между общеобразовательными учебными заведениями.

Учиться по-новому. Главные новшества реформы образования в Украине Все виды обучения легализуют

Законодательно закрепляются специфические формы и виды образования: домашнее, неформальное, когда человек получает знания за пределами учебных учреждений. Если ребёнок изучил предмет на определённом уровне вне школы и может это подтвердить документально, то в школе его не заставят повторно писать контрольные, самостоятельные, сдавать экзамены по этой дисциплине.

Учиться по-новому. Главные новшества реформы образования в Украине Переход от школы знаний к компетентностям

Это значит, что ученик должен не просто владеть неким набором фактов, но и уметь их правильно применять. Например, компетентность в естественных науках предполагает научное понимание природы и современных технологий, способность формулировать гипотезы, собирать данные, анализировать результат. Всего таких компетентностей будет 12.

Учиться по-новому. Главные новшества реформы образования в Украине 12 лет обучения вместо существующих 11

Кроме изменений в школьной программе, это приведёт и к реформе высшего образования. Украина перейдёт на систему, которая используется в большинстве цивилизованных стран, когда дополнительный год обучения в профильной старшей школе де-факто заменяет первый год обучения в вузе. В результате для получения диплома бакалавра студенты будут учиться не четыре года, как сейчас, а три. Дополнительный год обучения в школе, а значит, и более зрелый возраст выпускников даст им возможность осознаннее выбрать будущую профессию.

Есть два сценария внедрения 12-летнего школьного образования. По основному из них первые школьники, которые будут учиться 12 лет, пойдут в школу 1 сентября 2018 года. Тогда в последний класс они попадут в 2029-м. По второму сценарию предполагается, что в случае запроса общества и наличия необходимого финансирования перейти на 12-летнее обучение смогут и те, кто уже учится в школе.

Учиться по-новому. Главные новшества реформы образования в Украине Первоклассников будут учить только переподготовленные педагоги

Повысят квалификацию 20 тыс. человек, которые в 2018 году возьмут первые классы. Преподаватель сможет сам выбирать, как улучшить свои знания, — в институтах последипломного образования, других учебных заведения либо у физических лиц — известных специалистов, учителей, мастеров. После этого у педагогов появится возможность добровольно сертифицироваться. В случае успешной сертификации учитель будет получать надбавку в объёме 20% от оклада в течение трёх лет действия сертификата.

Учиться по-новому. Главные новшества реформы образования в Украине Язык обучения

Авторы реформы нашли компромисс между двумя противоположными задачами: одновременно продвинуть украинский язык, но не нарушить право учиться на родном языке, гарантированное Конституцией. Министерство использует европейский опыт. Там в начальной школе большинство предметов изучается на языке национальных меньшинств. Вместе с этим дети учат государственный язык. В средней школе эти языки используют в равной степени, а в старшей язык меньшинства остаётся как отдельная дисциплина, а все предметы изучаются на государственном. Для поддержки украинского языка в школах национальных меньшинств, особенно с неславянским языком преподавания, в начальной школе уберут английский, а дополнительные часы отдадут под изу­чение украинского. В высших учебных заведениях язык национальных меньшинств будет изучаться только как отдельный предмет, а всё образование должно проходить на государственном языке — украинском.

Учиться по-новому. Главные новшества реформы образования в Украине Школы станут автономнее

Органы местного самоуправления перестанут быть дополнительными контролёрами школ. Их функция сведётся к обеспечению условий обучения. Отделы образования лишат контроля над работой учителя, а качеством процесса преподавания займётся независимая от местных властей структура — Государственная служба качества образования. Также предполагают отменить аттестацию школ, дискредитированную коррупцией.

Учиться по-новому. Главные новшества реформы образования в Украине Академическая свобода учителя

Педагог сможет сам распределять количество часов между темами, которые необходимо пройти классу, самостоятельно выбирать программу обучения. Останется лишь главное требование к такому учителю — соответствие результата его работы государственным стандартам образования.

Учиться по-новому. Главные новшества реформы образования в Украине Прозрачность финансирования

Предполагается введение прозрачной отчётности обо всех финансовых поступлениях и тратах школы, с которыми смогут ознакомиться и родители, и учителя, и дети.

Учиться по-новому. Главные новшества реформы образования в Украине Больше самоуправления

Директоров школ будут выбирать на конкурсной основе. На своей должности они смогут работать не больше двух сроков подряд по шесть лет. Таким образом МОН хочет обеспечить ротацию, у молодых кадров появится шанс возглавить школу. При этом директор получит возможность самостоятельно подбирать школьную команду. Благодаря этому отделы образования больше не смогут устраивать на работу в школу нужных им людей, а также блокировать увольнение учителей, не справляющихся со своими обязанностями.

Учиться по-новому. Главные новшества реформы образования в Украине Финансовая автономия вузов

Сейчас учреждения высшей школы считаются бюджетными организациями, поэтому все деньги, которые вузы привлекают со стороны, они переводят на счета Госказначейства. Реформа предлагает им новый статус — получателей бюджетных средств. В таком случае отчитываться перед Госказначейством вузам придётся только за те деньги, которые получены от государства. Ответственность за остальные средства — получение, трату и уплату с них налогов — будет нести руководство учреждений. В таком формате работают ведущие иностранные университеты.

Учиться по-новому. Главные новшества реформы образования в Украине Учить тому, что пригодится в работе

Впервые в Украине на общегосударственном уровне собираются создать механизм связи образования и рынка труда. Национальное агентство профессиональной квалификации обяжут собирать у работодателей профессиональные стандарты, после чего внедрять их в учебный процесс.

Учиться по-новому. Главные новшества реформы образования в Украине Плагиата не будет

Реформа призвана побороть интеллектуальное воровство в образовании, вводя определение академической добропорядочности. Те, кого уличат в плагиате, списывании, фальсификации, не смогут ему соответствовать. Это касается всех этапов образования, начиная с детского сада, заканчивая защитой докторских диссертаций. У обманщиков шансы получить учёную степень, хорошую оценку или важную должность будут стремиться к нулю.

Научить учиться

Директор школы Андрей Мельник, выбранный на открытом конкурсе, рассказал Фокусу о взгляде практика на реформу образования, её сильных и слабых сторонах

Учиться по-новому. Главные новшества реформы образования в Украине

Учитель истории Андрей Мельник в 2015 году отправился в зону АТО. По возвращении он принял участие в открытом конкурсе на должность директора школы, став в итоге руководителем столичной специализированной школы №203. Предлагаемая реформа образования Мельнику в целом нравится, но ответов на многие вызовы, по его словам, она по-прежнему не даёт.

— Последние 400 лет мы понимали, чему надо научить детей: читать, считать, знать элементы природоведения и истории. Сейчас мы в ситуации, когда не уверены, что навыки, которые даём сегодня, будут нужны завтра. Мы не можем объяснить восьмикласснику, для чего надо учить алгебру и геометрию. Всё то, что надо использовать в жизни из математики, я выучил до третьего класса.

Менять систему образования надо, другого выхода нет. Плюс реформы — исчезнут местные отделы образования, где сидят люди, которые живых детей последний раз видели лет 20 назад. И они будут рассказывать, как проводить урок? Второй плюс — это система компетенций. Понимаем ли мы, каким будет мир через 20 лет и чему нужно учить сейчас? Главная компетенция, на мой взгляд, это умение учиться, добывать знания и приспосабливаться к этому миру. Возьмите коммунальные платежи, с которыми сталкиваются все. Почему школа не учит, как их посчитать, сколько надо заплатить, к примеру, за горячую воду? Надо брать платёжку, приносить в класс и показывать механизм действия.

Финансовая мотивация. Ну не может бедный человек научить быть богатым, особенно если это педагог, который едва сводит концы с концами. Последние годы выбор учителей был очень маленьким, потому что жить на эту зарплату нереально. Все любят приводить в пример финскую систему. Но чтобы вы понимали, поступить в педагогический вуз в Финляндии могут только 25% наилучших учеников. Это конкретное требование — будь наилучшим. У нас же нормальных учителей физики, химии, математики просто не выпускают, не подготавливают их. Проходной балл для поступления в педвуз — тройка. И эти люди потом придут учить детей?

Сегодня школа — это резервация, куда вы сдаёте ребёнка с 6 до 17 лет. Для родителей это очень удобно: привели, отдали под присмотр, юридическую ответственность за него несут директор и учитель. Родители начинают задумываться о том, чему учат их ребёнка, только в 11 классе, потому что ему поступать надо. До этого момента их этот вопрос не волнует. Что самое парадоксальное, вы не сможете забрать ребёнка из школы, если захотите. К примеру, ваш сын — IT-гений, и вы решили, что он должен учиться дома. Но нет, он не может начать работать, он должен отсидеть 12 лет в школе. Ты можешь быть миллионером, ненавидеть школу всеми фибрами души, знать больше, чем учителя, но ты должен ходить в школу.Реформа же узаконит неформальные виды образования, которые наконец решат этот вопрос. Хотят родители обучать отпрыска дома — хорошо, это же их ребёнок и их решение.

Всё то, что надо использовать в жизни из математики, я выучил до третьего класса. Мы в ситуации, когда не уверены, что навыки, которые даём сегодня, будут нужны завтра

Я против двенадцатилетки. Если честно, я бы вообще внедрил восьмилетку. Надо внести в закон, что полное среднее образование, то, что гарантировано Конституцией, это 8 классов. Научили читать, писать, считать, и всё. Деление школы на среднее базовое и профильное поможет, но всё равно ты должен высидеть там 12 лет. Зачем, если ты хочешь, к примеру, торговать на базаре? Это можно делать уже с седьмого класса.

Не очень понимаю механизма выбора руководителей школ. Я вот выбранный директор, контракт у меня по 2021 год. А дальше? Меня уволят и стану учителем или отправят в новую школу? Ничего смертельного в этом нет, ротация директоров — это хорошо, к сожалению, человек привыкает к своему положению, происходит застой. До меня в школе, где я работаю, директриса правила 30 лет. У неё всё было схвачено, заниматься школой ей уже было неинтересно. Когда я пришёл в кабинет, там не было ни компьютера, ни проведённого интернета. Как она работала?

С другой стороны, если я классный директор, то почему должен уйти? Поставьте себя на место директора, который управляет уже 10 лет и знает, что через два года уйдёт. Ему вообще надо что-нибудь в этой школе? В лучшем случае сделает элементарный ремонт. Но на десятом году работы пропадёт мотивация что-либо делать, это палка о двух концах.

Ещё одна проблема реформы — нет целостного видения образования. Если с садиками и школой понятно, то с высшим ничего не ясно. Зачем вообще нужно такое количество вузов и дипломов? Когда идёшь на работу, то требуют диплом, неважно какого университета, неважно по какой специальности. При всём моём уважении к работнику супермаркета, зачем ему диплом биолога? Зачем государство 5 лет его учило, он вышел и ни дня по специальности не отработал. Зато когда приходит, говорит: "Да, у меня есть высшее образование". Это порождает огромное количество вузов, штампующих дипломы, которые потом никто не читает. Я не уверен, что реформа решает эту проблему.