Osvitanova.com.ua

Тренд №1 — обучение станет главной повседневной активностью

Если в прошлом мы тратили на обучение небольшую часть повседневного времени, то в будущем, время, которое нам придется выделять на обучение, существенно вырастет.

Именно обучение станет нашей доминирующей ежедневной активностью (ДЕА). Сейчас наша ДЕА — работа, телевизор, социальные сети, выживание, воспитание детей. Кстати, по данным Р. Флорида, приведенным в его бестселлере “Креативный класс”, средний представитель этого класса учится около 14 часов в неделю *). Это было почти 10 лет назад. Кстати, не хотите ли узнать чему стоит учиться, особенно если Вам 40+?

Доля времени, которое мы тратим на обучение, по отношению ко всем остальным занятиям, с 1900 года прошлого века и до 2031 года. Обратите внимание, что после 2030 время, которое мы ежедневно тратим на обучение, возможно, резко упадет до 0. *)

Тренд №2 — обучение станет пожизненным

Если в прошлом мы учились только небольшую часть жизни, то в будущем нам придётся учиться всю свою жизнь.

На инфографике показано, как меняется доля времени, которое мы тратим на обучение, по отношению к остальной активности. Мы можем проследить, как эта доля увеличивается за последнее столетие, и нарастает в будущем. Также мы можем видеть, как доля обучения меняется с возрастом, захватывая всё больше времени. Мы начинаем учиться во всё более раннем возрасте, не прекращаем в зрелости, и продолжаем в пожилом возрасте.

Разными цветами показана доля времени, которое люди тратят на обучение, на протяжении жизни, в разные периоды за 100 лет и в будущем. К примеру, красный цвет показывает 2025 год, и разные возрастные категории. Здесь также виден Тренд №1 — обучение станет нашей основной деятельностью.

Тренд №3 — традиционное лекционное обучение уступит место проектному и проблемно-ориентированному

Проектное обучение полностью соответствует требованиям современности, поэтому его доля будет нарастать, вплоть до полного выдавливания классической университетской модели.

Лекционное обучение доминировало на протяжении 1000 лет, как удачная модель масштабирования, способная удовлетворить массовый спрос на квалифицированных специалистов. В то время как индивидуальное проектное обучение оставалось всегда дорогим, и мало доступным, так как основано на менторстве. Менторство трудно масштабируется, поэтому всегда оставалось бутылочным горлышком, которое сдерживало рынок. Наше решение устранило это препятствие.

На графике показано, как менялось соотношение проектного и лекционного обучения на протяжении истории, и к чему эта тенденция приведет в будущем.

Тренд №4 — изменение моделей масштабирования образования

Индивидуальное обучение, основанное на индивидуальном плане и доступности менторов для каждого, постепенно заменит массовое коробочное образование.

На диаграмме показано развитие и угасание разных подходов к масштабированию образования, на протяжении истории и в будущем:

Классический лекционный аудиторный подход в школах и ВУЗах Персональное наставничество (менторинг) Персонализация и индивидуальная образовательная траектория Дистанционное обучение Дистанционный менторинг

Рассмотрим каждый подход отдельно.

Развитие и угасание традиционного лекционного подхода, который выдавливается дистанционными форматами.

Жирная бежевая линия показывает развитие и угасание традиционного лекционного формата.

Угасание традиционного персонального менторинга через личные встречи.

Жирная синяя линия показывает угасание традиционного менторингового формата.

Стремительное развитие и угасание дистанционного обучения, основанного на копировании традиционного лекционного формата, который будет выдавлен персонализированным обучением и дистанционным менторингом.

Жирная красная линия показывает развитие и угасание традиционного дистанционного обучения.

Угасание и возрождение полностью персонального подхода к обучению, за счёт современных технологий, AI/Big Data.

Жирная зеленая линия показывает развитие персонализированного обучения.

Развитие дистанционного менторинга, как доминирующего формата обучения, который заменит все традиционные подходы, и удовлетворяющего всем современным требованиям. Технологии обеспечат доступный менторинг в режиме 24/7 любому.

Жирная жёлтая линия показывает развитие дистанционного менторинга.

Тренд №5 — смена технологий, которые изменяют образование

Все предыдущие тренды обеспечены развитием технологий, которые отменяют старые подходы и привносят новые возможности.

Здесь можно ясно видеть, как бОльшая часть обычного образования уйдёт в онлайн и в виртуальную среду, добавится персонификация, моделирование и прогнозирование карьеры, основанное на использовании искусственного интеллекта, и подходов Big Data. Наконец, в перспективе светит полная симуляция виртуальной реальности, как в фильме Матрица, а на закуску, мечта трансгуманистов — улучшение человека, его когнитивных способностей и возможная киборгизация.

Более подробно о будущем рынка образования (4 минуты читать).

Прогноз развития рынка образования на 15 лет вперед (14 минуты читать), какие технологии уйдут, какие будут развиваться.

Зачем, я всё это показал? Эти тренды демонстрируют технологии, которые обеспечат прорыв в образовании:

масштабируемый, доступный, дистанционный, полноценный менторинг для каждого; моделирование и прогнозирование индивидуальной учебной траектории, которая становится синонимом карьеры — по сути моделирование судьбы… advanced training protocols (тренинговые протоколы), основанные на нейропластичности, способные изменять топологию нейронной сети мозга и, тем самым, кардинально увеличивать скорость и глубину обучения.

Именно эти направления я вместе с партнерами скромно развиваю в рамках проекта Serendipity University. Некоторыми направлениями я начал заниматься почти 25 лет назад, какими-то значительно позже, но так или иначе, один период завершился, и начинается следующий, когда я снова привлекаю финансовые ресурсы, чтобы вывести на образовательный рынок уникальный продукт.

В связи с этим я готовлю питч и тизер для предстоящей встречи с бизнес-ангелами, хочу по-репетировать. Если Вам интересно послушать 5 мнут о нашем проекте, и Вы готовы дать небольшой отзыв, оставьте свой адрес здесь. Спасибо.

* — Это означает, что нейрофизиологические и психофизические улучшения человека достигнут такого уровня, что каждый будет постоянно подключен к общей базе знаний, а процесс обучения будет происходить в реальном времени. Т.е. с этого момента человек “перестанет” учиться, и будет получать необходимые знания и навыки немедленно, как только в них будет возникать потребность. Это близко к тому, что технический директор Google Рей Курцвейл понимает под технологической сингулярностью.
** — Все данные приведены на основе анализа разных сигналов, наблюдений, практики общения и огромного массива источников. Сроки и соотношения могут отличаться, но сами тренды хорошо подтверждены.
Поширити у соц. мережах: