Osvitanova.com.ua

Тимчасовий очільник МОН Сергій Шкарлет, коли наголошував, що Україна не відмовляється від 12-річної освіти в школах, припустив, що було б добре, якби діти йшли до школи в 5 років. І хоча пізніше він підкреслив, що «не йдеться про те, що діти в 5 років мають сісти за парти на 35 хвилин уроку» і що він знає, «діти в 5-річному віці й діти у 6 років мають абсолютно різні рівні психофізичного розвитку» давайте дізнаємось, що про цю ідею думає українська психологиня Світлана Ройз. Ось як вона прокоментувала заяву Шкарлета на своїй сторінці в Фейсбуці.

Психологи и нейропсихологи редко видят готовность к школе у детей в 6 лет. И я часто напоминаю родителям, что между 6-7 годами «вмещается» 5 лет эмоционального развития ребёнка.

Мотивация у детей до 7 лет – игровая. Очень редко у современных детей учебная мотивация дорастает и к 7 годам.

Все, что в обучении до 7 лет не является игрой, – истощает ребёнка.

Важно также учитывать, что нам сейчас придется восстанавливать всех детей (учителей, родителей) после пандемии. Причем восстанавливать на всех уровнях. Учебная мотивация проявляется там, где безопасно. И нам понадобится время, чтоб оценить состояние детей, наработать опыт восстановления. И, мне кажется, все возможные силы сейчас важно направлять на это.

Концепция НУШ, в большей степени, подготовлена к работе с детьми 6 лет, государственный стандарт заточен под детей-шестилеток. И подготовка и переподготовка учителей идёт постоянно. Но для того, чтобы и шестилетним детям в первом классе сейчас было безопасно и была создана обучающая среда – работать и работать. Вспомните, как принимали многие учителя реформу, и как им непросто.  В моей практике сейчас кроме прочего огромное количество запросов о школьной тревоге от семей.

Работа с 5-летним ребёнком и с 6-летним ребёнком – это ещё два разных мира.

Речь может идти только об игровой среде, пре-скул. В сопровождении подготовленных к работе с детьми именно этого возраста учителями. Ещё раз повторю – дети 5, 6, 7 лет – это три совершенно разные группы детей.

Чаще всего обращают внимание на интеллектуальную готовность к школе. Она включает внимание, память, мышление, восприятие, воображение, речь, наличие предметно-специфических знаний, математических представлений, пространственно-графической подготовки и многое другое. В 5 лет єто невозможноЖ, не хватает зрелости префронтальной коры мозга.

Кроме этого нужно еще учитывать эмоциональная готовность к школе. Это, например, способность выдержать разочарование, фрустрацию, умение выполнять задание, которое не нравится, умение регулировать свое поведение. Это все нереально для детей даже 6 лет.

Социальная готовность к школе подразумевает в том числе готовность быть частью группы, понимание значения значения правил и умение соблюдать их (ребенок 7 лет уже умеет играть (действовать) по правилам (игры детей 5-6 лет еще эгоцентрические, по своим правилам).

А еще есть моторная и физическая готовность, крепость иммуннитета.

Вот перечень вопросов, который поможет вам определить готовность ребенка к школе

1. Насколько ребёнок может выдержать нагрузку – быть какое-то время без мамы.

2. Насколько отношения с родителями воспринимаются, как надежные. Ребёнок сможет проявлять активность, любопытство, только отталкиваясь от ощущения безопасности и поддержки в семье. 

3. Насколько ребёнок справляется с напряжением (разочарованием), например, когда ему не дали сразу же желаемого. Как он справится, если захочет ответить, а учитель вызвал другого ребёнка. 

4. Насколько ребёнок подготовлен к общению с детьми и взрослыми разных психотипов, телесных типов, возрастов.

5. Сможет ли ребёнок вынести напряжение, когда на него какое-то время не обращают персонального внимания (учитель, даже самый лучший, не сможет уделять внимание только одному ученику). 

6. Воспринимает ли ребенок себя частью группы, то есть видит ли разницу, когда обращаются лично к нему и ко всей группе. Есть первоклассники, которые не открывают тетради, пока учитель не обратится к ним персонально.

7. Может ли ребёнок попросить о помощи.

8. Если ребёнок учится писать буквы, он говорит: я нарисовал букву или я написал букву? («Нарисовал» – признак игровой, творческой деятельности и мотивации. «Написал» – уже учебной)

9. Насколько ребёнок подвижен, раскован в движениях. Координация движений, физическая направленная активность связана и с волевой, и эмоциональной сферой. И детям важно попадать в цель, ловить и отталкивать, поддерживать физическую активность.

10. Есть ли у ребёнка режим дня, правила, что-то, что выполняется регулярно (это влияет не только на возможность «выдерживать» правила, но и на общее ощущение безопасности).

11. Насколько ребёнок уверен, что он «хорош просто так».

За годы практики я встречала очень мало детей, готовых к школьной жизни в 6 лет, и очень мало учителей, готовых к сопровождению шестилеток в школе. Мне часто приходится объяснять учителям, почему один ребенок в 6 лет и 8 месяцев справляется легко с заданием, а второй в 6 лет и 5 месяцев – начнет это делать только через несколько месяцев.

А если мы говорим о пребывании в школе пятилеток – это должна быть вообще совершенно другая школа, НЕ ШКОЛА, с совершенно иной обучающей средой, с совершенно иным подходом, стандартами, с совершенно другими специалистами и задачами.

Если мы напортачим в обучении детей в 5 лет, к 10, когда они войдут в предподростковый возраст, вернуть в школу их будет уже нереально.

Джерело фото pexels

Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram

Поширити у соц. мережах: