Когда мой сын Дамир закончил первый класс, оказалось, что он не любит не только писать, но и читать. Аналогичная ситуация почти со всеми остальными детьми в классе меня мало успокаивала. Я пытался его уговорить или заставить, ничего не получалось. Тогда мне пришла в голову идея.

Дело в том, что у нас с сыном традиция – почти каждый вечер мы сочиняем разные истории. Началось все спонтанно – я рассказывал ребенку сказки, скоро мой запас народных былин исчерпался и я начал выдумывать сказки на ходу. Занятие это оказалось увлекательным, со временем сын стал подбрасывать детали и повороты сюжета.

Наши сказки я записывал на диктофон. А идея была в том, что расшифровать эти записи, распечатать и дать сыну почитать. Свои истории он ведь точно захочет читать, казалось мне.

Дамир сначала увлекся, по потом энтузиазм его иссяк. На бумаге тексты оказались почему-то только тенью наших увлекательных сюжетов. Тогда я пошел дальше. Это ведь ребенок, ему же нужны картинки!

Эскизы первого иллюстратора сын стал дорисовывать. К нашей работе подключилась замечательная художница, которая превратила наши наброски в настоящие книжные иллюстрации с миллионом подробностей. Теперь, слушая сказки, ребенок поправлял меня: «Ну, и как мы это нарисуем?», и предлагал уже не героев, а сюжеты. Оказалось, что ему не лень писать, и тем более не лень говорить. Просто он  — как и все дети в принципе —  мыслит картинками, и в текст не вовлекается.

Это было только начало. Потом мне предстояло сделать еще много писательских и родительских открытий. Познакомиться с такими важными для сказочника людьми, как редактор, верстальщик, корректор. Одним словом, когда выдумывание историй становится созданием книги, нужна помощь профессионалов.

Теперь я  подготовил к изданию на украинском, русском и английском языках первую книгу о приключениях космических путешественников Крумплика и Бирибомбика -«Планета серой пыли». И имя Дамира значится на обложке рядом с папиным – как полноправного соавтора. К созданию аудио-сказок привлекали профессиональных звукорежиссеров, арендовали студию, писали музыку. Только текст прочитали не профессиональные актеры, а обычные папы. Послушать первую сказку уже можно на странице проекта в Фейсбуке.

Мы начали сочинять истории, когда сыну было три года. С тех пор прошло уже пять лет, были полностью записаны два диктофона, а историй накопилось 450.

За несколько лет работы с сыном собрался  целый арсенал сюжетных секретов, драматургических находок и важных психологических правил. Пришло время делиться опытом.

Первое. Разрешите ребенку перебивать. Много раз мои сюжеты сын прерывал вопросами.  «А зачем им туда идти?» или фразами вроде «И тут прилетел Железный человек!». Мне казалось, что у меня увлекательные сюжеты, да и сын должен научиться терпению, уважению или хотя бы умению дослушать. В итоге истории получались слишком уж искусственными.

Я решил поменять тактику и слушать его идеи. Наши сказки превратились в сюжетные лабиринты, в которых Микки Маус встречал Железного человека. Потом вместе они запросто могли напороться на Котигорошка, подружиться и вступить в схватку с Мегатроном. Иногда к решению сюжетных тупиков привлекался конь Спирит и индеец Гайавата. К счастью, ко времени пика популярности свинки Пеппы сын уже не интересовался этим мультиком. Меня миновала необходимость совместить в рамках одной истории трансформеров и поросенка.

Второе. Не бойтесь показаться сумасшедшим. Придумывайте сюжет по своему усмотрению. Прислушайтесь к детским фантазиям – их запросто можно считать абсурдом, но им нравится. Дети любят действие. Они запросто могут представить курицу в акваланге, выползающую из унитаза с бластером наперевес. И сделать из этого историю, и сыграть спектакль в лицах. Вы замечали, как ребенок играет со, скажем пластиковой бутылкой? Спросите у него — что это? Все, что угодно – лодка, пистолет, бабай, и внезапно – таки бутылка. Сюжеты сказок придумать очень просто – думайте как ребенок. Забудьте о логике,  или о том , что «такого быть не может». Увлекательную историю можно создать из чего угодно. Один мой знакомый отец долго увлекал сына рассказами о том, как они ездят мыть машину на автомойку. Один и тот же сюжет. Но десятки вариантов историй.

Забудьте о морали. Я задумывал свои сказки исключительно как  развлечение и способ поболтать с малышом. Попытки создать историю с моралью породили таких стерильных франкенштейнов, что у меня самого сводило скулы. Поверьте, выдумывая свою историю или даже пересказывая чужую, вы передаете свой опыт. Даже если бы вы захотели сделать иначе – ничего не вышло бы – голос, интонации, акценты все равно делают свое дело.

Юрий Динис, руководитель проекта «Татові казки»

Иллюстрации — Юлии Толмачевой. Предоставлены проектом «Татові казки»