Партнер-основатель венчурного фонда TA Ventures и президент Одесского международного кинофестиваля объясняет, как попасть в ТОП-100 самых влиятельных женщин, найти «дело жизни» и воспитать успешных детей.
16 мая Виктория Тигипко выступит с лекцией в рамках проекта Принципы первых от Нового Времени. Она расскажет о том, как научиться видеть возможности там, где другие видят проблемы, и где искать бизнес-идеи и деньги под них. Накануне мероприятия мы поговорили с Викторией Тигипко о том, как она нашла свои собственные идеи и целых два «дела жизни».
Имя Виктории Тигипко вы обнаружите, наверное, в любом рейтинге успешных и влиятельных украинок. Причем в каждом из них ее успешность может проходить по разным категориям. В ее жизни есть несколько крупных проектов, которые могли бы служить пропуском в такие рейтинги сразу для пары человек.
Первое «дело жизни» Тигипко – IT-индустрия. Она управляет крупным венчурным фондом, который сама основала, TA Ventures, и инвестирует в стартапы далеко за пределами Украины. Она была идейным вдохновителем и организатором нескольких стартап-конференций IDCEE. И она же привезла в Украину международную волонтерскую программу для обучения программированию школьников, Code Club.
Второе «дело жизни» Виктории Тигипко – это кино. Она уже много лет патронирует, финансирует и вдохновляет Одесский международный кинофестиваль. А недавно стала инициатором учреждения Украинской Киноакадемии и Национальной Кинопремии Золота Дзига.
Впрочем, какое из этих дел – первое, а какое – второе, сказать невозможно. Ответа на этот вопрос нет у самой Тигипко. О том, как она искала себя и свое «то самое дело», а главное о том, как она успевает управлять такими большими проектами и собственной жизнью, в которой есть муж и трое детей, мы расспросили ее саму.
- Вы знаете, сколько женщин, листая рейтинги успешных и влиятельных, задаются вопросом: как туда попасть? По-вашему, какие главные вещи делают человека успешным?
- Самое главное – это заниматься любимым делом. И важно его найти как можно быстрее. Это должно быть то, что приносит вдохновение, то, чем ты живешь и чему готов посвятить все свое время – 24/7. Это то, что тебе хочется делать, даже когда все в доме легли спать – открыть интернет, почитать что-то, придумать новую идею. Успеха можно достичь только тогда, когда ты по-настоящему влюблен в свое дело.
Мы начали с любви к своему делу, но сложно двигаться вперед без еще одного важного фактора – упорства. Сложности и нетривиальные задачи возникают даже в самом любимом деле, однако, нельзя позволять себе сдаваться. Нужно упорно идти вперед, ведь любой успех – это серия проб и ошибок, накопление опыта и экспертизы.
Третье – это люди. Вопрос команды – исключительно важный. Я считаю, что ставку нужно делать на самых сильных: они стоят дороже и требуют большего - и в отношении, и в эмоциях, и во времени, и в оплате. Но с такими людьми организация, даже маленькая, может делать очень большие и важные дела.
Четвертое – нужно научиться делегировать, давать людям, которые тебя окружают, право решать вопросы в рамках их компетенции. Сильные люди очень четко понимают, что это право значит, и умеют соблюдать свою территорию и территорию людей, которым они делегируют полномочия. И такие правила в организации лучше строить с самого начала.
Вот это, наверное, основные вещи.
- В ТОП-100 Нового Времени вы оказались в категории Общество, хотя я была уверена, что обнаружу вас в разделе Бизнес или Культура. В вашей профессиональной жизни, действительно, есть два больших проекта – это бизнес и кино. Какой из них главный для вас? В чем вы сама считаете себя наиболее успешной?
- На самом деле, это очень взаимосвязанные вещи. Бизнес не может существовать в отрыве от общества, точно также как общество представляет собой набор правил и отношений на стыке бизнеса и культуры. Если говорить о венчурном бизнесе – каждый стартап несет в себе не только инновационную идею, но и меняет поведенческую модель человека, влияя тем самым на все общество. Еще несколько десятилетий назад никто даже не мог подумать о наступлении цифровой эры, а сегодня она уже пришла в наш дом и изменила не только быт, но и наше поведение, культуру, искусство, этикет, способы коммуникации.
Самое главное – это заниматься любимым делом. Это должно быть то, что приносит вдохновение, то, чем ты живешь и чему готов посвятить все свое время – 24/7.
Что касается кино – мне кажется, каждый выбирает в жизни социальную миссию, в которую он готов инвестировать свои деньги, время, усилия и эмоции. Я выбрала кинематограф, потому что ценю интеллектуальные занятия, мне нравится смотреть арт-кино, которое заставляет по-новому взглянуть на жизнь, людей и собственное восприятие мира, вовлекает эмоционально и меняет тебя.
- Вы смотрите кино для себя или ради фестивалей?
- Я всегда любила кинематограф. Сначала смотрела для себя и вместе с семьей, потом мы начали поддерживать артхаусные кинофестивали. Кино всегда вызывало во мне множество эмоций, и мне хотелось ими поделиться. Мне хотелось, чтобы как можно больше людей увидело качественное интеллектуальное кино, от просмотра которого в их сознании происходили бы какие-то положительные изменения: чтобы они переживали яркие эмоции, плакали, смеялись, выходили под впечатлением. Кино по-настоящему способно заставить мыслить по-другому, и я желала, чтобы как можно больше зрителей тоже смогли это почувствовать. Увлечение трансформировалось в миссию развивать кинематограф и Одесский кинофестиваль. Он сегодня – один из самых больших зрительских кинофестивалей Восточной Европы. В этом году пройдет в восьмой раз, с 14 по 22 июля. Много лет подряд нас поддерживают в этом постоянные партнеры и спонсоры, например, наш генеральный партнер ТАСКОМБАНК, который давно стал меценатом в сфере киноискусства и украинской культуры.
- Для вас кино – это то, что вы говорили про «свое дело»?
- Именно так. Для меня очень важно вкладываться и развивать те направления, которые несут в себе структурные преобразования и трансформации. Кинематограф – это не только фильмы, это целая индустрия. С развалом Советского Союза все кинопроизводство Украины рухнуло. Все первые роли доставались российским актерам, а украинские культурные деятели отошли на второй план. И в этом состоянии мы пребывали практически четверть века! У нас есть свои таланты и идеи, и сейчас они по-настоящему начинают расцветать. Потому и Украинская Киноакадемия, и Национальная Кинопремия сейчас нужны, как никогда – как дань уважения всей отрасли, чтобы познакомить зрителя с национальными кинопрофессионалами, поддержать кинематографистов. Признание важно в любом деле. Те эмоции, с которыми лауреаты первой Золотой Дзиги в этом году уходили со сцены – стоят всех тех усилий, которые мы вложили в это.
Наша главная цель – развитие украинского кинематографа. Нам есть чему поучиться у иностранных коллег: доля национального кино в Великобритании – 45%, во Франции – 35%, в Турции – рекордные 56%. В Украине доля национального кино все еще очень низкая, но нам есть куда стремиться – нужно только консолидироваться и приложить все усилия для развития отрасли.
- Вы видите это как свою личную миссию?
- Трансформирующие проекты – это то, чем я занимаюсь. Как человек действия, я не привыкла ждать изменений, я привыкла реализовывать их. И не только в сфере кино, а и в других областях. Например, в сфере образования мы реализовываем проект, трансформирующий систему образования – волонтерскую инициативу Code Club UA по обучению детей 9-12 лет основам программирования. В школьной программе заложен всего один урок информатики в неделю – и этого критически недостаточно для того, чтобы жить в XXI веке и обладать технологическими навыками для высокого темпа жизни, который нам задает цифровая эпоха.
- Я знаю этот проект, не знала, что он ваш.
- Code Club был основан в Великобритании в 2012 году. Суть проекта – позволить детям изучать программирование в доступной, интерактивной, игровой форме, от базовых понятий до полноценного программирования. Занятия бесплатны, а преподаватели Code Club – учителя информатики, программисты, IT-специалисты. Это отнимает у них всего 1,5 часа в неделю, но позволяет делать огромный вклад в IT-будущее Украины. Программа разработана в Массачусетском технологическом университете, и передается странам-участникам проекта. Во время одной из конференций я познакомилась с основателями этой инициативы. И уже в 2013 году мы привезли этот проект в Украину. Наша страна стала первой, присоединившейся к Code Club. Сегодня их уже 32 – от Австралии до Новой Зеландии.
- Айтишники готовы тратить время на волонтерство?
- Да, многие воспринимают это как свою социальную миссию. Думаю, это продиктовано ростом уровня осознанности по стране в целом – люди хотят, чтобы их деятельность приносила пользу и меняла Украину.
Мы быстро растем – каждую неделю открывается по 5-7 новых клубов. Думаю, на следующей неделе у нас уже будет 250 клубов по Украине. А это значит, что более 3.000 детей научатся не только пользоваться технологиями, а понимать, как они работают. Наша цель на ближайшие два года – открыть тысячу клубов по всей Украине. Но наши планы больше – открыть клубы в каждой школе Украины – а это около 19,5 тысяч учебных заведений. Это амбициозная цель, но я верю, что только ставя перед собой большие задачи можно менять мир вокруг. Потому я и выбрала два направления, которые лучше всего конвертируются в развитие. Начинать надо с детей и культуры.
Я верю, что только ставя перед собой большие задачи можно менять мир вокруг. Потому я и выбрала два направления, которые лучше всего конвертируются в развитие. Начинать надо с детей и культуры
- У нас вышел недавно номер НВ с обложкой и статьей о том, что айтишники в Украине стали некой привилегированной кастой. Когда в 2008-м начался кризис, все шутили, что для украинской девушки главное в жизни – выйти замуж за айтишника, потому что у него зарплата в долларах. Но и сейчас отношение к этой профессии у многих такое: иди учиться на айтишника, и твое светлое будущее обеспечено. Вы как человек из этой сферы как видите будущее этой профессии?
- Сейчас в Украине благоприятная ситуация для развития IT-отрасли, ведь у нас много технических талантов, людей, чьи профессии связаны с точными науками. А в Европе, наоборот, дефицит разработчиков – порядка миллиона человек. И в Америке тоже.
- Почему там дефицит, а у нас – в избытке?
- Их много там, где были сильные математические школы. Если помните, у нас всегда для мальчиков считалось престижным поступать в технические вузы и на специальности, связанные с точными науками. Мало кто с детства мечтал стать рекламным агентом или заниматься дизайном одежды. К тому же, если сравнивать, сколько стоит содержать IT-команду в Украине, и сколько в Германии, Британии или в Америке – то разница вас удивит. Иногда она достигает экономии в десятки раз.
- Это помещение, налоги?
- Множество факторов: аренда, налоги, проживание, питание, расходы. По стоимости ведения бизнеса наша страна находится на восьмом месте в рейтингах наиболее перспективных и дешевых стран для организации собственного дела. Для Украины это очень хороший момент – это по сути программа «возвращения умов». Если отбросить красивую европейскую архитектуру и посчитать, сколько стоит проживание в Европе и в Украине, то тратят на жизнь айтишники там намного больше.
- То есть в Украине их удерживает дешевизна жизни?
- У них больше возможностей. У IT-специалистов в Украине больше шансов реализоваться на senior позиции, при этом, по сути, здесь они получают то же самое – отличные офисы, такие же возможности. Но стоимость жизни в Украине значительно ниже – и в итоге они экономят и могут каждый месяц принести в банк больше средств, чем если бы могли, работая в Европе или Америке. Здесь же семья, родственники, друзья, привычная обстановка и знакомый круг общения. Поэтому не в 100% случаев, но часто это все становится поводом возвращаться обратно и делать какие-то серьезные проекты здесь. Ведь в Украине огромный потенциал: у нас страна с населением более 40 миллионов человек, и любой бизнес, который состоялся уже где-то за рубежом, можно взять и реализовать здесь. Главное – сделать это хорошо. А что именно это будет – решать только вам.
- Вы считаете, это долгоиграющий тренд? Стоит ли сейчас учить детей кодить? Когда они вырастут, это не станет профессией вчерашнего дня?
- Учить детей надо в любом случае. Даже если ребенок не выберет IT-специализацию как свой профессиональный путь в будущем – он должен быть на «ты» с интернетом. Алгоритмическое мышление, которое дети приобретают в процессе обучения программированию, структурирует мышление и позволяет понимать процессы на другом уровне.
Относительно того, нужно ли это детям, хочу отметить, что вопрос в другом – надо смотреть, нужно ли это именно вашему ребенку. Например, моей дочери это пока не интересно, и насильно я ее учить не буду. Хотя мы с ней даже уже сами разрабатываем сайт, чтобы она могла реализовывать на нем свои креативные проекты – и именно это ей интересно.
- Как инвестор как вы отбираете компании и бизнес-идеи?
- Каждая венчурная компания ищет стартапы для инвестирования в собственных направлениях. Наша экспертиза лежит в сфере fintech – то есть финансовых и страховых технологий, digital health – систем цифрового здравоохранения, marketplace – бизнес-платформ для разных рынков, и других инновационных технологических интернет-проектов. Ежегодно TA Ventures инвестирует примерно в 15 проектов.
- К вам стартапы обращаются или вы их где-то выискиваете?
- Хорошие проекты нужно искать самому. Они не лежат на поверхности – нужен постоянный проактивный подход. Я езжу на конференции, выставки, где встречаются инвесторы и стартапы презентуют себя. Общаюсь, смотрю, выбираю лучших. Особое внимание уделяю двум критериям – у проекта должна быть сильная команда и надежная бизнес-модель. Наши стартапы в основном находятся в Европе и в Америке, а также есть немного в Индии, в Азии.
- То есть это не украинские проекты?
- В нашем портфеле есть украинские проекты – их 11, то есть это примерно 10% от общего количества компаний. Четыре проекта находятся в Украине и ведут свою деятельность внутри страны и за рубежом – в Германии и Польше. Остальные семь связаны с Украиной через фаундеров, которые родились здесь, или технологические команды проектов работают в Украине. В последний год мы сфокусировались на украинских проектах – активно их смотрим, если нужно – помогаем – деньгами, советами, экспертизой и контактами.
- Но почему проектов, связанных с Украиной, всего 10 из 100? В Украине мало идей или в Америке или Азии это выгоднее?
- В Украине есть идеи, но их недостаточно, чтобы найти 20-30 компаний в тех секторах, в которые мы инвестируем. На самом деле с точки зрения бизнеса даже интереснее инвестировать в проекты в других географиях, ведь ты видишь, как модели работают по всему миру и отличия процессов на разных территориях.
Плюс в Украине не очень большой рынок, с невысокой покупательской способностью. При выборе проектов мы, прежде всего, делаем ставку на то, чтобы компании были глобальными, работали не на одном рынке, а максимально расширяли свою деятельность.
Главная миссия для нас – взрослых умных людей – это вкладываться в образование детей, чтобы они учились отличать зерна от плевел. Вот это – нормальная цель и для государства, и для общества
- Какой процент компаний, в которые вы инвестировали, можно назвать успешными? Это же рисковый бизнес. Никогда нет гарантии, что та или иная идея выстрелит и будет успешной. Как часто вы сталкиваетесь с тем, что идея не сработала?
- Мы в TA Ventures, благодаря экспертизе и большому опыту в тех секторах, в которые инвестируем, сталкиваемся с этим не часто. Но в Америке, например, фонды сталкиваются с этим чаще. Там до 50% проектов или даже больше закрываются на ранней стадии по разным причинам.
- Какие ваши проекты оказались самыми успешными?
- В нашем портфолио есть 10-12 компаний, которые на этапе нашей инвестиции стоили $1-2 млн, а сегодня их стоимость – более $100 млн. Есть компании, которые стоят более $300 млн. Есть одна мега-успешная компания, которая стоит более $500 млн.
- То есть вы меряете успех идей ростом капитализации?
- Как правило, это общее мерило для всей отрасли венчурного инвестирования. Но сегодня появляется новая модель в области устойчивого развития. Сейчас все пересмотрели подходы к тому, как должны развиваться компании: ведь проект можно «накачать» деньгами и показать за этот счет стремительный рост, а можно двигаться поступательным путем, быть умеренно прибыльными и построить хороший, устойчивый бизнес. Сейчас все чаще склоняются ко второму варианту – и это правильная тенденция. Компания должна иметь четкий горизонт в 3-5-7 лет выхода на прибыльность. Когда компания прибыльная и устойчивая, ей уже не так страшны потрясения на рынке.
- Давайте поговорим о женщинах в бизнесе. Вы всегда выступаете за равноправие женщин и мужчин во всем – в бизнесе, в семье, в отношениях.
- Да, все должно быть 50 на 50 – по-честному.
- Ваш бизнес – это мужской бизнес? Можно ли вообще говорить о том, что какой-то бизнес – мужской, а какой-то – не мужской?
- Интернет-бизнес – это очень мужской бизнес.
- Венчурный, думаю, тоже.
- Да, и он всегда таким был. Но после того, как в обществе стала открыто обсуждаться проблема гендерного баланса, которые привлекли внимание к проблеме, доходит даже иногда до смешного. Всем нужно поднимать долю женщин! В США это приобрело немного странную форму – все навели резкость и начали поднимать, даже где-то немного авансом (смеется), женщин.
С другой стороны, когда ты выходишь на один уровень с мужчинами, которые давно работают, когда понимаешь, какой у них невероятный опыт – ты хочешь соответствовать. Поэтому в каком-то плане это может быть и хорошим авансом, который заставляет и женщин понять, что мы должны быть равны не только за счет гендерного вопроса, но и профессионально.
В Украине в этом плане все было проще – потому что венчурного бизнеса просто не было. А с другой стороны, тяжелее: благодаря воспитанию и наследию СССР наша женщина – и в огонь, и в воду, и коня на скаку, и с гранатой, и на танке. Конечно, зарплаты женщин и мужчин отличались, но критичных гендерных перекосов было немного. Но женщинам было тяжело потому, что надо было работать на равных, а потом дома – выкладываться еще на 100%. Мне кажется, только сейчас наше общество приходит к пониманию того, что такой порядок вещей надо менять. Все-таки усилия должны прилагать все, независимо от пола, как на работе, так и дома. Благо, есть много хороших стартапов, которые и «кабанчиком метнутся», и постирают, и садики есть, и ясли.
Конечно, в этом отношении мы еще только делаем первые шаги. И главное тут – продолжать отстаивать свое право 50 на 50 не только на рабочем месте, но и дома.
- Вы дома боретесь? Или уже победили?
- В этом плане мне повезло. У меня в семье все сложилось нормально, и мне сразу было понятно, что так и будет. Я – мега-загружена, у мужа загрузка на порядок больше. Все остальное свободное время мы уделяем нашим детям и семье. Соответственно, понимая реальное наличие свободного времени и уровень занятости каждого из нас, я, конечно же, какие-то бизнесовые вещи беру на себя. Но я это делаю очень осознанно.
Время перемен – прекрасная возможность начать бизнес. Но для того, чтобы придумать хорошую идею, нужно постоянно заниматься саморазвитием
- Как вы вообще разруливаете все, что у вас есть – несколько таких больших проектов, работа, трое детей, постоянные перелеты?
- Конечно, это бывает сложно. Мне еще повезло, что мой бизнес связан с этим маленьким аппаратом (показывает на телефон). Для того, чтобы решать большую часть вопросов, мне нужен просто заряженный аккумулятор и хороший 3G (улыбается). Я работаю везде, где есть возможность для этого. Если я куда-то еду, лечу, жду чего-то – все это время я работаю. Единственное исключение – когда я общаюсь с детьми. Это время целиком посвящено им. Я считаю, что общение с детьми – это особое время и ему надо уделять внимание ежедневно. Мы с ними больше говорим утром, когда я поднимаю их, и вечером, перед сном. Наши беседы – абсолютно открытые, мы обсуждаем все. Плюс иногда в течение дня я кидаю старшему сыну интересные и полезные ссылки.
- Что вы считаете свей самой большой удачей в жизни?
- Это очень просто: мои две самые большие удачи в жизни – это мой бизнес и моя семья. В 35 лет я нашла свое дело любимое. До этого я разными бизнесами занималась, которые тоже меня многому научили, но это не было тем самым любимым делом. Но главная удача – это мои дети и моя семья, благодаря которым не теряю оптимизм и чувства юмора. Потому что искренне смеяться заставляют нас именно дети. Хорошо, что у меня их трое. Даст Бог, может, еще будут. Вот то, что нужно ценить в жизни – отношения, близких людей, самый близкий круг.
- Как вы нашли свое то самое дело, IT?
- Я занимаюсь этим с 2009 года. До этого были сложные неженские профессии – строительство, проекты под ключ, оборудование. Мне хотелось чего-то другого. Я много читала, думала и никак не могла его найти. Но ничего напрасно в жизни не проходит. Ты много читаешь, много думаешь, понимаешь, что чего-то такого хочешь – еще не знаешь, чего, но очень сильно хочешь. А потом раз – и случайно встречаешься с определенными людьми и понимаешь: вот оно. И все начинается.
- Что для вас главный источник развития? Книги? Общение? У вас есть ощущение, что вам чего-то не хватает и вы хотите еще чему-то научиться?
- Нет. Я наоборот все время что-то не успеваю. У меня все время такое состояние, что я все хочу успеть.
Я хочу точно знать все, что поможет мне совершенствоваться в моем направлении дальше – бизнес, интернет-бизнес, как строить компании, инвестировать, поддерживать классных, интересных, талантливых девчонок и мальчишек. Момент, когда ты вдруг какое-то крутое зернышко нашел, высеял его, когда ты понимаешь, что сделал правильные ставки, потратил не зря энергию, время, связал с правильными людьми, подсказал – вот что меня стимулирует. А потом из этих усилий, инвестированного времени вырастают большие интересные компании, которые делают нашу жизнь проще, понятнее, интереснее, открывают новые возможности. Вот это момент настоящего развития, ради которого стоит тратить столько сил.
- Сейчас в Украине удачное время начинать бизнес?
- Время перемен – прекрасная возможность начать бизнес. Но для того, чтобы придумать хорошую идею, нужно постоянно заниматься саморазвитием, следить за тем, что происходит в мире, каждый день узнавать что-то новое, напитываться опытом успешных профессионалов – и рано или поздно все это аккумулируется в собственные идеи и новые направления бизнеса. В саморазвитии вообще очень важно не останавливаться ни взрослым, ни детям. Старшим школьникам, например, полезно ходить на стажировки в разные компании – важно приобретать специализацию. За лето можно компании три пройти. Хотя бы по две недели проработать в разных – понять, это твое вообще или нет. Это лучше любой поездки в зоопарк или куда-то еще.
- Вы своих детей как развиваете?
- Старшему сыну исполнилось 14 лет – и мы с ним в постоянном контакте – обмениваемся полезными ссылками, обсуждаем новые идеи. С дочкой – тоже самое. Она сейчас загорелась идеей продавать свои футболки. Пожалуйста, продавай. Но для этого надо поработать. Хочешь сайт? Иди, учись делать сайты, а я подскажу тебе, если будет нужно. Она сама сделала себе страничку. Это непросто, но так дети понимают, сколько усилий во все это вкладывается, учатся отделять важные вещи от неважных, получают уникальный опыт. Сейчас она осваивает методы раскрутки своей страницы.
Я все время провоцирую их задавать вопросы, чтобы они учились критически мыслить и подвергать сомнению любые вещи, которые им кажутся аксиомой.
У нас большая и прекрасная страна с огромным потенциалом. Потому, мне кажется, главная миссия для нас – взрослых умных людей – это вкладываться в образование детей, чтобы они учились отличать зерна от плевел, учились делать правильный выбор, выбирать правильных людей. Вот это – нормальная цель и для государства, и для общества.
Автор: Елена Трибушная, Анна Хаецкая
Якщо ви зареєстрований користувач і хочете додати коментар то вам потрібно увійти, або ви можете додати коментар нижче анонімно.