Osvitanova.com.ua

В инстаграме (последних 4 постах) я разбирала тему тревоги у взрослых, детей и родителей. Мы составили «портрет тревожного ребёнка» и определили, как сказывается эта тревога в жизни ребёнка.

В этой статье я хочу поднять тему, как же взрослые могут ПОМОЧЬ ТРЕВОЖНОМУ РЕБЁНКУ. 

Помочь тревожному ребёнку можно с двух позиций:
- помочь ему самому;
- скорректировать свое отношение/реакции/ожидания по отношению к нему.

КАК?
👶🏻(ребёнку):

⬆️РАЗВИВАТЬ САМООЦЕНКУ
Формировать устойчивую самооценку ребёнку. Это никогда не поздно, особенно если учитывать тот факт, что родители влияют на ее формирование гораздо больше, чем кто-либо.

КАК ЕЕ ФОРМИРОВАТЬ?
👄 Словами:
- У тебя получится!
- Я в тебя верю!
- Это сложнее, чем могло показаться, в следующий раз точно получится!
- Ты крутой/ая! Я тобой горжусь и т. д.

🎲 Играми, упражнениями:
- «Звезда квартиры #...»
- «Копилка моих достижений»
- «Цветок достижений» (для тех, кто помладше)
- «Комплименты» и т. д.

📖 Сказками:
- терапевтические сказки направленные на коррекцию самооценки и веры в себя;
- терапевтические сказки для тревожных деток (да-да и такие есть);
- сказки сочиненные вместе с ребёнком. Совместное сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Сказки – это вообще один из лучших способов «обсудить» то, что волнует или мешает ребёнку. Но обсудить не так, мол, смотри у тебя проблема (это не работает), а мягко, через метафору, эмпатию и присоединение к чувствам и трансформациям главного героя.

⬆️РАЗВИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И УПРАВЛЕНИЕ СОБОЙ В СЛОЖНЫХ (волнующих) СИТУАЦИЯХ

🐾Умение управлять собой в сложных ситуациях формируется за счёт ОПЫТА. И этот опыт может быть игровым, то есть ролевое проигрывание (или обсуждение) абсолютно разных ситуаций. Через игрушки, машинки, фигурки можно подготовить ребёнка и помочь ребёнку отыграть свой сценарий. Вы можете предлагать действенные методы реагирования (а вот этот лисёнок делает так, когда ему страшно...).

🧩Можно вместе с ребёнком отрабатывать один какой-то конкретный навык или отыгрывать (по-разному) одну и ту же волнующую ребёнка ситуацию (например, общение с учителем или контрольная работа, или публичное выступление).

🦸‍♂️Такие упражнения, как «ОДНАЖДЫ Я...», тоже помогут ребёнку и почувствовать свою компетентность, и вспомнить удачный опыт управления своими эмоциями или преодоления страха.

⬆️УЧИТЬ РЕЛАКСАЦИИ

Психогимнастические упражнения: расслабление мышц лица, тела; глубокое дыхание; детская йога; массаж – все это поможет ребёнку снять тревогу и расслабиться.

👫(родителям):

🔹ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

Будьте последовательны в семье. Выполняйте те решения, которые приняли. Реализуйте те «запреты» и «разрешения», которые согласовали и не нарушайте их. Осознание того, что за чем идёт, причинно-следственной связи, а главное стабильности (одинаковости) родительской реакции, помогает ребёнку и уровень стресса уменьшить и осознать, как его семейная система работает.

🔹ПЕРЕСМОТРИТЕ ТРЕБОВАНИЯ

Примите во внимание индивидуальные и возрастные особенности ребёнка. Подумайте о том, зачем ребёнок должен учиться на отлично по всем предметам или выигрывать золотые медали на соревнованиях.
- Кому это нужно? Ему или его родителям? Если родителям, то что за этим желанием стоит?

У детей должна быть своя жизнь, свои ошибки, интересы и особенности предпочтений. А если говорить про школу, то... ну серьезно?) 21 век, а мы продолжаем волноваться из-за оценок.

💔Чаще всего дети (особенно тревожные), если получают плохую отметку, которую они ну никак не ожидали – это уже само по себе для них наказание. Не стоит наказывать ещё сверху.

🔹ВЕРЬТЕ В РЕБЁНКА И СРАВНИВАЙТЕ С САМИМ СОБОЙ

Самое обидное (даже для взрослых) это сравнение тебя не в лучшую сторону. Это, правда, не очень приятно. Детям-то и подавно. Сравнение и критика не мотивируют, а даже, наоборот, отбивают все желание что-либо делать.
❗️Если сравнивать, то только с ним самим:
- как здорово у тебя сейчас это получается, а ещё полгода назад ты...

И верьте, верьте, что есть силы в своего ребенка. Ваша вера – невероятный источник силы и энергии для него. Он ею подпитывается и думает, раз мама с папой считают, что он крутой/я могу и т. д., то тогда у него точно получится!

🔹РАБОТА СО СВОЕЙ ТРЕВОГОЙ (если она есть) И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР

Лучший способ научить чему-то ребёнка – это делать самому. Дети нас копируют и считывают наши реакции и отношение к миру как единственно верное, поэтому так важно не забывать о себе, заботиться о своём здоровье, и, если нужно, то работать со своей тревогой, страхами, негативными установками.

Если эта информация была для вас полезна, пожалуйста, дайте мне об этом знать в комментариях, и я буду чаще так основательно и структурно разбирать темы для вас.

Поширити у соц. мережах: