Osvitanova.com.ua

Израильский историк и профессор Юваль Харари о том, какие вызовы ждут нас в сфере образования и чему обучать наших детей. Мысли и идеи Харари о будущем человечества можно прочесть в его новой книге «21 урок для XXI века».

Мы живем в очень неопределенном мире. В настолько неопределенном, что не понятно, к чему готовиться самим и, главное, к чему и как готовить наших детей. Чему, в конце концов, их учить? У Харари есть ответ на этот вопрос. Не самый, кстати, очевидный. Он не вспоминает о математике или С++, не утверждает, что без совершенного владения китайским дальше никак. У него другие рецепты.

Уметь учиться

Самое главное, чем мы можем помочь нашим детям, по мнению Харари, – это научить их… учиться. С незапамятных времен, пишет он в своей книге, жизнь была поделена на две части: период обучения, за которым следовал период работы. В первой части вы аккумулировали информацию и развивали навыки, во второй части вы их использовали.

Забудьте. Этому раскладу пришел конец. «Мы понятия не имеем, чему нам придется выучиться через 20 лет. Что мы знаем наверняка, так это то, что нам придется изучать новое», – говорит Харари. Потому лучшее, что мы можем сделать, – это подготовить детей к постоянному обновлению знаний и навыков.

Держать удар

Еще один важнейший навык – умение проигрывать и выдерживать собственное поражение. «Современная образовательная система слишком много внимания уделяет успехам. Но совершенно не учит людей держать удар. А это важно, потому что, как я уже сказал, с учетом изменений в экономике многим придется заново учиться. Они будут вынуждены принять, что то, что они знали 20 лет назад, уже не представляет ценности. Так что им придется столкнуться с неудачами и не сдаться, а продолжать работать».

Бороться со стрессом

Развитие технологий и искусственного интеллекта грозит тотальной слежкой и вызывает у Харари тревогу. Он считает, что стоит подготовить своих детей к тому, что им будет трудно, и научить их бороться со стрессом. «Уровень стресса и без того очень высокий, а будет еще выше. Из-за постоянных изменений и тотальной слежки. Все, что вы делаете, “уходит” в систему. И вы будете испытывать тревогу из-за того, что они вас мониторят, превращая всю вашу жизнь в одно большое собеседование», – говорит он.

«К 2050 году класс “бесполезных” людей разрастется не просто из-за недостатка рабочих мест или соответствующего образования, но и ввиду отсутствия ментальной выносливости», – пишет он.

Как именно можно бороться со стрессом? Сам Харари предпочитает медитацию. «Ну, это не универсальный совет, это работает для меня. Если для вас работает спорт, отправляйтесь на пробежку».

Быть гибкими

Неизвестность – новый хит XXI века. «Как себя вести, попадая в непривычную ситуацию? Как действовать, если тебя буквально затопило огромным количеством информации и нет никакой возможности ее осознать и проанализировать? Как жить в мире, где неопределенность – это не баг, а фича?» – спрашивает он в своей книге.

Для того чтобы быть успешными в подобных условиях и выдержать конкуренцию в XXI веке, детям (да и нам тоже) понадобится еще два умения: гибкий ум и развитый эмоциональный интеллект. «Вам постоянно придется находить себя заново, перестраиваться под нужды рынка труда, который будет все более переменчив. Потому крайне важно развить в себе гибкость ума и эмоциональный интеллект», – рассказал он во время пресс-конференции.

Неопределенность – это не баг, а фича.

«Четыре С»

Школам неплохо бы немного «прикрутить» развитие технических навыков и сделать акцент на развитии «жизненных» умений, пишет Харари в своей новой книге: «Многие эксперты в сфере педагогики отстаивают точку зрения, что школы должны переключиться на обучение детей “четырем С”: критическому мышлению, общению, сотрудничеству и творчеству». Critical thinking, communication, collaboration, creativity – вот, собственно, те самые «четыре С».

Поширити у соц. мережах: