Екатерина Гольцберг, детский и семейный психолог, аналитический психолог, член Профессиональной Ассоциации детских аналитических психологов

Как сделать минимальными для ребенка последствия развода? Почему дети обманывают и как научить их быть честными? С какого возраста можно малышам давать смартфоны или планшеты?

— Екатерина, судя по вашей практике и семьям, которые вы консультируете, скажите, в чем чаще всего выражаются последствия отсутствия отцов в жизни детей?

— Мне кажется, что в последнее время тема таких последствий слишком преувеличена. Да, отсутствие отца – это, несомненно, плохо для ребенка. Но не все травмы одинаково разрушительны. Психика ребенка часто справляется с самыми тяжелыми ситуациями. Есть дети, которые адаптируются к разводу, отрабатывают психологические защиты. И в итоге, со временем,  справляются с отсутствием кого-то из родителей. Только при одном важном условии — если оставшиеся взрослые окружают его заботой и вниманием. В таком случае из его памяти как бы стираются все негативные последствия ухода кого-то из родителей. Помните, как в мультфильме «Головоломка» исчезают некоторые воспоминания, проходя через стадию грусти.

Да, мы всем знаем, что отец выполняет важные для ребенка функции – социализирует, обеспечивает безопасность. Но с этим справится и отчим, тренер, учитель, дедушка. В общем,  человек, который для ребенка выступает отцовской фигурой. И в таком случае последствия ухода родного отца будут для ребенка минимальными.

— Звучит так, как будто вы не видите в разводах ничего плохого…

— Я ни в коем случае не за разводы. А только за то, чтобы не преувеличивать их трагизм. Есть множество исследований, которые говорят, что какая-то часть детей воспитывается не родными отцами и часть детей даже не знают об этом. Более того, такой ребенок может в будущем состояться в любой сфере и стать прекрасным отцом. И это будет для него сильным поступком. Подобно тому как если вас били в детстве, но вы решили не бить своих детей никогда – это поступок огромной цены.

Бывает, конечно и хуже. К примеру – если мама упрекает сына внешней схожестью с отцом или чертами характера. Самое страшное — если мать-одиночка воспитывает сына, но при этом ненавидит его отца.

— Приходилось видеть такие примеры. Что в таком случае происходит с ребенком?

— В этом случае, особенно если ребенок похож на папу, и мама это отмечает, он как бы идентифицирует себя с «плохим» отцом и его принятие себя может меняться. Он может или превратиться в вечно виноватого мальчика, или в «жестокого насильника», которым видела отца мать. Такому мальчику достаточно трудно без посторонней помощи разобраться в том, кто он и каков на самом деле. Поэтому очень важно, чтобы мать не делала из отца «страшного бабая», а нашла в себе силы хотя бы сохранить нейтральный образ отца. Это важно именно для сына.

ОБРАТНАЯ СТОРОНА РАННЕГО РАЗВИТИЯ

— А если говорить о малышах – дошкольниках или детях младшего школьного возраста. С какими детскими проблемами к вам обращаются родители?

— Нервный тик или заикание. Чаще всего таких детей ко мне перенаправляют невропатологи. Почти всегда оказывается,  что такие дети – отличники, которые постоянно борются за хорошие оценки. Или дети, перегруженные различными кружками или изучением иностранных языков.


— То есть круглые отличники или модные теперь «билингвы» могут страдать заиканием или нервным тиком?

— Далеко не всегда. Только если нервная система ребенка не выдерживает напряжения и выдает такой сигнал телу – в виде заикания или тика. Дело в том, что сначала должно идти физиологические развитие, а потом уже должно быть интеллектуальное.  Бассейн, футбол, борьба, танцы – а потом уже иностранные языки и музыка. У нас очень часто родители делают детям наоборот. Но у мозга есть свои законы развития и он не может развиваться через ступень просто по приказу папы или мамы. В других  случаях такие напряжение приводит к расстройство сна или онанизму.

— С какого возраста детей родители обращаются с такими запросами?

— В три или четыре года.

— Разве физиологически это может быть в таком возрасте? Может в 13-14 лет?

— Нет, в 13-14 дети уже умеют заниматься этим тайно от родителей. А те, кто младше, не скрывают этого, родители видят, пугаются и обращаются. Чаще всего это тоже говорит о том, что физической нагрузки у детей недостаточно. Родителям важно понять, что детский онанизм и взрослый — явления абсолютно разного характера. Практически все дети, так или иначе, проходят через это. Часто онанизм носит скрытый и несистематический характер. В таком случае, скорее всего — это просто изучение своего тела. Другое дело, если ребенок мастурбирует систематически, в присутствии окружающих. Здесь причины более глубинные. Основной психологической причиной, стимулирующей развитие онанизма является эмоциональная холодность родителей или ощущение ребенком своей ненужности. В этом случае он начинает искать источник положительных эмоций, а наиболее доступный — его собственное тело. К этим же «удовольствиям» относятся сосание пальца, например. Опасна также и другая крайность, когда родители, не чувствуя границ тела ребенка, излишне ласковы с ним. Все должно иметь «золотую середину».

КАК РОДИТЕЛИ УЧАТ ДЕТЕЙ ОБМАНЫВАТЬ

— Другая проблема – детская ложь. Как вы объясняете такое явление?  

— Приведу пример из жизни. Родители разводятся. Это огромнейший стресс для ребенка. Сначала на прием к психологу приводят ребенка, а ребенок как бы приводит и всю семью. Чаще всего психические проблемы у ребенка возникают потому что родители не объяснили ребенку, что у них состоялся развод. Бывает так, что папа просто исчезает из жизни ребенка, а мама папу ненавидит и постоянно говорит о нем плохо. Или другой вариант – папа общается с ребенком, к примеру, по выходным. Но когда ребенок приходит от папы, и мама его спрашивает: «Ну что, как там с папой время провели?» — ребенок уже сканирует в самой интонации вопроса, что ему нельзя сказать, что с папой было хорошо. Если он так скажет, то к папе больше не пустят. Поэтому он и говорит: «Да, так себе, катались на картингах, ничего интересного», а сам думает «Боже, хоть бы еще раз отпустили!». И когда он проводит время с папой, отец его спрашивает «Ну, сын, как там тебе у мамы?», то ребенок думает: «Скажу, что мне там плохо, папе ведь будет радостно». И он отвечает «С мамой скучно, а с тобой весело». Папа счастлив, мама тоже не знает правды, ребенок становится манипулятором. Потом появляются какие-то телесные симптомы, с ними приходят в кабинет психолога и ребенок наедине со мной все это объясняет. То есть вражда родителей становится для ребенка инструментом манипуляции.  И со временем он уже начинает разбираться у кого попросить конфету, а у кого велосипед и когда и как попросить, чтобы точно дали. То есть психика ребенка находится в постоянном напряжении, в постоянном поиске решений задач

— Безрадостная картина получается. Есть какой-то выход из этой ситуации? Или ребенок обречен быть лжецом и манипулятором?

— Важно сказать ребенку: да, мы развелись и жить месте больше не можем и не будем. Но у тебя есть папа и мама, которые способны о тебе заботиться по отдельности. В новых условиях необходимо договориться о правилах взаимодействия и безукоризненно их выполнять, не обесценивая бывшего партнера. Я вообще считаю, что ребенку гораздо комфортней живется в неполной семье, когда родители разошлись, но сохраняют уважительные отношения, нежели в полной семье, где родители все время ругаются и унижают друг друга.

КАК ПРОВОДИТЬ ГРАНИЦЫ

— Скорее всего, вам еще часто жалуются и на то, что дети не воспринимают всерьез родительские запреты, правда ведь?

— Да, более того, часто родители удивляются на приеме у психолога – почему он у вас ведет себя совершенно иначе, а дома не слушает нас и все разносит. Ответ прост – потому что вы даете свой запрос, а я – свой. И ребенок на это реагирует. Я задаю ему границы, а у вас этих границ нет, значит вы сами все их сметаете. Я всегда всем повторяю – ребенок на самом деле очень благодарен родителям за определение собственных границ. За простые и понятные правила. Нужно давать их не в виде приказала или запрета. А фразой «У нас так принято». Сравните два высказывания : «Иди, помой руки!» и «У нас принято мыть руки перед едой». Как и дочке 14-15 лет не обязательно объяснять почему нельзя ночевать у подружки, пугая разными ужасами. Просто говорим «У нас принято ночевать дома».  Главный мессидж – если хочешь принадлежать нашему сообществу, будь добра, выполняй эти правила. Но правил не должно быть слишком много. И если мы сказали, что у нас принято снимать обувь в прихожей, то мы при этом должны быть готовы, что когда мы пройдем в обуви по ковру, нам ребенок укажет на нашу ошибку. Мы должны быть сами готовы соблюдать эти правила.

— На что еще часто жалуются родители подростков?

— На непослушание. Родители почему-то забывают, что они тоже были подростками, вытесняют это из своей памяти и начинают играть в слишком уж взрослых и строгих. Почему-то отцы и матери не хотят вспомнить как именно они поступали в свои 13-14 лет.

Главная проблема – родители застревают в контролирующей роли и тем самым не дают возможность ребенку взять ответственность на себя и получить шанс повзрослеть. Да, ребенок может ошибиться, если вы разрешите ему поступать по-своему. Но это не повод его упрекать. Чем больше мы упрекаем ребенка за неправильный выбор, тем больше мы отпугиваем его вообще от желания выбирать. А потом удивляемся – почему такой инфантильный ребенок? Ребенку важно оставить возможность изменить свой выбор.

ОПАСНОСТИ ГАДЖЕТОВ

— Часто приходится наблюдать как родители ставят перед детьми планшеты или смартфоны с мультиком – лишь бы ел спокойно или сидел и не мешал. Гаджет в таком случае — как замена няни. Но что будет потом с таки ребенком? Какие вы наблюдали наиболее распространённые последствия раннего увлечения планшетами и смартфонами?

— Тот же упомянутый ранее нервный тик или заикание, агрессия, нарушение сна. Если игра еще не соответствует уровню развития ребенка, то уровень его напряжения сильно возрастает. Потому что он постоянно пытается решить задачи, которые его мозг еще не может освоить.

— Вы говорите «если игра не соответствует уровню развития». О каком возрасте идет речь?  Я слышал, что психологи не советуют смотреть мультфильмы или вообще телевизор детям раньше двух лет, это правда?

— До, это рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Раньше нормой было три года, теперь ее постепенно понижают. Хотя это очень спорно. У мозга есть свои законы развития. Ребенок развивается тактильно  — он должен все потрогать, понять мягкое или твердое то, что взял, к примеру, какой-нибудь кубик. Тот же кубик в гаджете нереален. Его мозг получает из планшета или смартфона искаженную информацию. Поэтому развитие ребенка тоже замедляется, ведь у него мало познания реального мира.

Результаты длительного увлечения гаджетами: многие дети не умеют нормально двигаться, не чувствуют положения своего тела в пространстве. Бывают дети, которые попадая в школу и заходя в класс, постоянно задевают и парты и учеников, как мячик – обо все бьется. Или спускаются по лестнице приставным шагом – только одна нога всегда первой опускается на ступеньку. Будь моя воля, я бы ввела при поступлении в школу простые тесты – пусть ребенок пройдет по бревну или бровке хотя бы 10 шагов. Такие тесты есть, например, в Германии.

Кроме того, длительное пребывание перед экраном приводит к расстройству сна. Для того, чтобы человек уснул, в организме выделяется гормон мелатонин. Но если в помещении постоянно светло, этот гормон не вырабатывается и организм не может заснуть. И естественно он будет заблокирован когда человек смотрит на светящийся экран телевизора, смартфона или планшета. Не только ребенок – взрослому тяжело заснуть в таких условиях.

Нужны не занятия спортом, а элементарная физическая активность – играть во дворе в футбол, бегать, кувыркаться, играть в разные квесты, все это помогает ориентироваться в пространстве. К сожалению, всего этого в жизни современных детей очень мало.

Еще одна проблема, с которой ко мне как к психологу часто обращаются  – задержка речевого развития ребенка. Это обычно можно диагностировать уже в два года. Ведь таком возрасте у ребенка должен уже быть небольшой словарный запас. Частично в этом виноваты родители, которые слишком рано дают ребенку гаджеты, но другое объяснение – долгое использование одноразовых подгузников. К сожалению, я не могу обосновать научно этот тезис, потому что результаты исследования в этой области были закрыты самими производителями подгузников.

— Так, что нужно отказываться от подгузников для детей?

— Нет, речь не об этом. Сами по себе одноразовые подгузники – не зло, а скорее благо. Но родители должны понимать, что чем дольше их дети используют подгузники, тем дольше ребенок лишен необходимости использовать волевые функции, тем дольше идет развитие. Ребенок должен научится контролировать свои естественные отправления. И если он этому научится позже, то и осознанная речь у него сформируется позже. Но все равно все дети разные, контрольная функция может включаться и раньше и позже. Но к возрасту двух лет от подгузников лучше отказаться.

Причин задержки речи может быть много. К примеру, ребенок может плохо слышать или не слышать какой-то диапазон звуков. Поэтому с жалобами на задержку развития речи я всегда первоначально отправляю и к ЛОРу – на проверку слуха и органов речи. Это могут быть и последствия родовой травмы или в период беременности была гипоксия плода. Именно гипоксия часто приводит к задержке психического развития и другим неврологическим проблемам. Бывает даже двуязычие в семье приводит к задержке речевого развития или «гиперопекающая мать», которая исполняет все желания ребенка, пытаясь их угадать. К чему тогда ему говорить, если его желания угадываются?

Надо понимать, что задержка речевого развития — часто результат целого комплекса в той или иной степени поправимых проблем. Но гораздо важнее на более ранних этапах замечать некоторые несоответствия, и тогда многих проблем можно избежать.