Сегодня те устройства, которые дети используют для игр и развлечений, можно применять как мощный учебный инструмент, направленный на развитие аналитического мышления, пространственного воображения, социализации. Но учителя, работающие в рамках и по правилам действующей отечественной системы образования, настойчиво просят детей прятать на время уроков девайсы, не понимая, как направить их естественный интерес к техническому прогрессу в созидательное русло.
Посетив британскую EdTech-выставку The BETT Show-2019 (British Educational Training and Technology), я увидела какой станет школа не в туманном далеком будущем, а уже через 2-3 года. И отследила последние тенденции, способные сделать обучение в разы более интересным и эффективным.
Робототехника: навыки программирования, начиная с трех лет
Тренд последнего времени, уже не понаслышке знакомый и украинским родителям, продолжает развиваться. BETT Show выявил очередной этап эволюции отрасли, который позволяет школьникам программировать даже без помощи преподавателя.
Как это работает. В соответствующей секции выставки такую возможность демонстрировали сами дети: они брали планшеты, где полностью прописаны алгоритмы, по которым можно составлять код, подключали роботов и приводили их в действие. При этом такая опция доступна даже самым маленьким: сферическими роботами Dash & Dot управляют малыши уже с 3-летнего возраста. Дети постарше могли собрать и запрограммировать при помощи внешнего девайса, например, LEGO Education Maker от LEGO, который помогает ученикам освоить навыки прототипирования в ходе реальных жизненных задач, базируясь на методике STEAM-образования. Все это происходит легко и весело, без какого-либо давления со стороны взрослых, в атмосфере творческого азарта и здоровой конкуренции.
Польза. Во-первых, дети в игровой форме постигают серьезные базовые знания по программированию, роль которого будет только возрастать на рынке труда. Это даст возможность скоро вводить в школьную программу такие сложные дисциплины, как математика или информатика, с максимально раннего возраста. Во-вторых, это развивает у детей логическое мышление и демонстрирует закон причинно-следственных связей, когда они тут же наблюдают результат своего умственного труда в виде действий робота. В-третьих, дети заинтересованы самостоятельно обнаруживать допущенные ошибки и оперативно их исправлять. Следовательно, нарабатывается полезный навык самокоррекции, а также отношение к ошибкам как к естественному побочному продукту любой активной деятельности.
3D-печать: замысел в материальном воплощении
В последние несколько лет в школах развитых стран установился тренд под названием Stamp. Он представляет собой повсеместное использование 3D-печати при освоении точных и естественных наук.
Как это работает. Выглядит это так: дети знакомятся с теорией, после чего прототипируют определенный объект и получают готовый макет, который можно показать в классе – например, в рамках школьного доклада. Важно, что часто эти проекты впоследствии имеют практическое применение, а то и социальную значимость. Были случаи, когда школьники создавали действующие имплантаты или протезы для детей с ограниченными возможностями.
Польза. Для будущей успешной профессиональной деятельности важно не только генерировать идеи, но еще и уметь их адекватно донести до коллег, партнеров, инвесторов. 3D-моделирование вырабатывает у детей привычку делать идею рабочей, превращать умозрительный образ в наглядный и понятный окружающим. Когда же создаваемый ребенком предмет уже на этапе обучения имеет реальный прикладной аспект, то это формирует еще и чувство ответственности, стимулирует достичь наилучшего результата.
Дополненная реальность: глобальное видение и детальное восприятие
Ряд естественных, технических и общественных наук становится куда более занимательным для изучения, когда при помощи технологии дополненный реальности можно наблюдать процессы, сокрытые от глаза, в реальном времени и динамике развертывания.
Как это работает. Экран мобильного девайса наводится на пустой стол, на котором при помощи программы с использованием AR-технологии возрастают виртуальные объекты. Таким образом можно визуализировать то, что непостижимо человеческому осязанию. Это актуально как для микромасштабов – например, клеточного строения в биологии, так и макромасштабов – тектонических процессов в географии или наглядного объяснения теории большого взрыва в астрономии.
Польза. Человек так устроен, что зрительные образы имеют для него первостепенное значение. Визуализация прямо пропорционально влияет на долгосрочное запоминание информации. Кроме того, дополненная реальность положительно влияет на аналитическое мышление и эмоциональный интеллект, умение воспринимать общее и частное, преобразовывать абстрактное в конкретное.
Софт: творческая свобода и информационная безопасность
BETT Show-2019 продемонстрировало множество интересных разработок в области мобильных приложений и платформ. Одно из самых ярких впечатлений на присутствующих произвел iPad Band – группа детей, исполняющих музыку на цифровых устройствах.
Как это работает. Приложение Garage Band позволяет как сделать первые шаги в обучении нотной грамоте даже самостоятельно, поскольку содержит бесплатные уроки, так и развивать музыкальные навыки, попробовав различные музыкальные инструменты. Изучать сольфеджио, развивать чувство ритма, пользуясь метрономом, сочинять музыку, записывать ее, редактировать, накладывать спецэффекты и многое другое – все это доступно в любом месте в любое время с помощью тонкого и легкого девайса.
Польза. Garage Band помогает значительно упростить и рационализировать процесс обучения музыки. Приложение дает детям на начальном этапе возможность определиться с музыкальным инструментом, а родителям – сэкономить на покупке дорогой и тяжелой акустики. Свобода вариативности, развитие творческих способностей, старательность, уверенность в себе, умение слажено сотрудничать и держать себя на публике – такие преимущества участия в iPad Band. Кстати, проверьте свой iPad или iPhone: наверняка приложение на них уже предустановлено.
Социальные сети: улучшение учебного процесса
Мы наблюдаем сейчас трансформацию концепции социальных сетей. Из унитарных платформ общего пользования возрастают проекты, способные покрывать потребности какой-то определенной группы по интересам. Ярким примером является Edmodo – глобальная международная соцсеть для учеников и учителей для ведения учебного процесса, обладающая набором инструментов для оценки прогресса учащихся и поисковой системы для нахождения релевантного образовательного видео.
Как это работает. Edmodo – это платформа для общения, сотрудничества и обучения в среде учителей, учеников и родителей младшей школы. Приложение по управлению классом позволяет выкладывать задания с нужными настройками доступа, решать их и редактировать, устраивать групповые обсуждения в чате. В ней есть возможность создавать тематические группы, выкладывать научные работы и видео экспериментов, создавать международные онлайн-проекты с иностранными школами.
Польза. Во-первых, узкопрофильное приложение удобно с точки зрения эффективной организации учебного процесса: оптимизируется хранение и распределение информации, а обмен данными между множеством пользователей становится оперативным. Во-вторых, специально созданная платформа дает возможность фильтровать контент, который доступен ребенку, обеспечивая высокий уровень информационной безопасности. В-третьих, открываются широкие возможности бесплатного доступа к международному опыту, позволяя учителям и ученикам взаимодействовать в рамках всего мира, а не только одного региона или государства.
Благодаря новым технологиям образование переживает реорганизацию, переформатирование. Крупные технологические компании делают науку эффектной и увлекательной, стимулируя природное детское любопытство сквозь притягательную призму инноваций, возвращают утраченную связь между обучением и игрой как формой постижения мира.
Якщо ви зареєстрований користувач і хочете додати коментар то вам потрібно увійти, або ви можете додати коментар нижче анонімно.