В этом году школе «Афины» исполняется 25 лет. Школа появилась в игре и продолжает в ней развиваться через театр, дебаты, образовательные программы. Почему школа идет именно этим путем? Потому что игра – это серьезно. И об этом я поговорила с ее основателем Алексеем Грековым. 

Что для вас игра? И почему она так важна в образовании?

Вся наша жизнь — игра. Это не просто расхожая фраза. Хорошая игра всегда имитирует какие-то важные стороны реальной жизни. В игре мы можем проверить свои житейские стратегии, отбросить неудачные и выработать новые качества, которые приведут нас к успеху. Поэтому если б Шекспир сказал: вся наша игра есть жизнь, — он оказался б не менее прав.

Образование — это тоже игра. Мы играем в учеников и учителей, студентов и профессоров, в то, что взрослые умнее этих несмысленышей, которые сидят за партами, — хотя часто они превосходят нас и в скорости реакции, и в гибкости мышления, и в инстинктивном понимании процессов, меняющих мир.

Они придумывают свои собственные игры, и эти игры очень скоро станут правилами нового мира...

Дети в большей степени открыты жизни, над ними не довлеют те правила, которые заложили в нас родители, преподаватели, государство, сделав нас «зашоренными» и несвободными в наших мыслях и действиях. Но пока ученики соглашаются с придуманными нами правилами: все должны прийти, сесть, открыть учебники, тетрадки, и начать что-то записывать туда красивым почерком, — пока они с этим согласны, мы можем играть в наши игры. Но как только детям это наскучит, они начинают играть в свои. Например: мы разместим фотожабы на вас в Инстаграме, а вы не увидите. Мы будем высмеивать вас в вайбер-группе, а вы не узнаете.

Детям не нравятся скучные игры, и поэтому они стараются как можно меньше в них играть. Они придумывают свои собственные игры, и эти игры очень скоро станут правилами нового мира, в котором молодые люди будут себя чувствовать вполне успешными и вполне «своими». А мы, возможно, будем чувствовать себя неуспешными и «не своими», ведь это уже будет не наша игра и не наши правила.

Именно поэтому очень важно играть с детьми в те игры, которые позволят им лучше понимать нас и законы того мира, который мы так долго строили. Понимать для того, чтобы у них не возникало желания сломать его и выбросить на помойку. 

Так уж устроен человек: если он чего-то не понимает, он отбрасывает это — и происходит революция. Если он понимает и принимает существующие правила и готов продолжать игру, постепенно её видоизменяя, — происходит эволюция.

На каком этапе вы решили сделать игру частью образовательного процесса в школе «Афины»?

В принципе, сама идея школы «Афины» была для нас просто забавной, необычной игрой. Мы с женой Оксаной окончили Киевский политехнический институт и вовсе не думали связывать себя со сферой образования. Но потом мы увлеклись театром и организовали детскую театральную студию. Когда подросла дочь, мы открыли курсы подготовки к школе. Через год курсы превратились в школу. Всё это происходило как бы не взаправду, знаете, как играют дети во дворе: а давай, я буду учителем, а ты — директором. Так что школа «Афины» возникла из игры, и мы продолжаем в нее играть по сей день. Недаром один из принципов школы звучит: «Играя, учись; учись, играючи!»

На определенном этапе развития школы мы поняли, что игра может стать чем-то большим, чем просто развлечением и удовольствием. Она способна нести в себе немалый образовательный потенциал. В 2003 году мы познакомились с питерской школой «Взмах». К тому времени они уже использовали игры в образовательном процессе, и наши ребята ездили в Петербург и принимали в них участие.

Вскоре мы начали разрабатывать свои оригинальные игровые форматы:  триместровые экзамены и погружения. Мы стали больше интересоваться этой темой, ездили на форумы по игротехнике, изучали зарубежный опыт геймификации образования. Школа «Афины» — одна из первых школ в Украине, которая стала использовать игры не от случая к случаю, а как ключевую составляющую образовательного процесса.

Мы утверждаем, что за внешней нарядностью и развлекательностью игр скрываются очень важные и серьезные вещи. Мы ставим перед собой задачу не столько развлечь, сколько научить детей взаимодействовать друг с другом в игре и вне игры: в житейских и учебных ситуациях. Мы учим преподавателей смотреть на свой предмет не только с точки зрения программ и учебников, но и с точки зрения того, что любая тема может быть действительно захватывающим и увлекательным действом с непредсказуемой интригой. Прекрасно, когда учитель становится не бездумным передатчиком знаний, а создателем собственного игрового мира. Мира, в котором дети освоят важнейшие взаимосвязи предмета быстрее и глубже, чем после прочтения сухих строк учебника.

Наш девиз: Играя, учись; учись, играючи!                                                  

Когда появилась идея проведения так называемых погружений? И что они в конечном итоге дают ребенку?

Формат погружения — это, выражаясь математически, «игра в кубе». Погружение выстраивается как многодневная метаигра с определенными правилами и определенной целью, которые могут быть совершенно не очевидными для игроков. Но реализуется она как последовательность небольших образовательных игр с четко прописанными правилами. В каждой из этих «вложенных» игр у каждого участника может быть своя роль, своя специфическая игра, в которую ему интересно сыграть. При этом соревновательность не является обязательным условием. Это может быть игра, в которой выигрывают все участники, согласно принципу «win-win». Этому тоже надо учиться, ведь современный мир невозможно строить только на конкуренции. Без сотрудничества, без взаимоподдержки не может быть создан ни один серьезный проект. Кроме того, мы учим детей понимать, что каждый участник игры может быть ценен по-своему. И эти ключевые навыки — умение создавать команду, умение быть в определенных ситуациях организатором, а в других ситуациях — исполнителем, менять роли по ходу игры — являются главным результатом, к которому мы стремимся привести всех игроков.

Кроме того, мы учим детей понимать, что каждый участник игры может быть по-своему ценен.

Как зарождаются идеи программ таких интенсивов?

Погружения — это важная часть «афинского» куррикулума. Наши «старшие» выезжают на неделю из школы осенью, а наши «средние» выезжают весной. Мы постоянно наблюдаем за детьми и отслеживаем, какая тема им «зайдет», а какая не затронет глубоко. Поэтому мы постоянно меняем репертуар наших игр, привлекая к созданию сотрудников школы. Мы проговариваем, продумываем общий сюжет игры, сценарий, тайминги, цели и задачи. Так что это еще и школа обучения наших педагогов: они становятся более гибкими, готовыми слышать друг друга, работать в команде, не теряться в любых ситуациях, брать ответственность на себя и с удовольствием участвовать в проекте, который разрабатывает другой человек.

Что вы можете посоветовать тем, кто хочет разработать свою образовательную игру?

Вспомнить, что когда-то мы были детьми и с удовольствием придумывали игры, не задавая при этом вопросов: а есть ли у вас диплом разработчика игр? А действительно ли ваш друг захочет в нее играть? Нужно пробовать, спорить, творить, быть готовым принять конструктивную критику и начать всё сначала. А главное, помнить: любая игра хороша, кроме скучной.

Расскажите подробнее о Чемпионате по деловым играм для школьников?

Долгое время мы разрабатывали игры, ориентируясь на своих, «афинских» детей. Постепенно пришло понимание, что наши разработки могут принести большую пользу преподавателям и ученикам из других школ. Поэтому вот уже второй год мы проводим чемпионат по деловым играм для школьников. Это своеобразная презентация наших наработок. Но также мы хотим, чтобы родители и учителя увидели, как их дети раскрываются в игре и осознали возможности игротехнического метода для изучения любого предмета.

Мы поговорили о детях. Планируете ли вы что-то связанное с играми для взрослых?

Безусловно. Для того чтобы научиться делать игры, необходима определенная теоретическая подготовка и понимание того, как сейчас, развивается мир игр, какие их виды какому возрасту подходят. Для этого мы проводим конференции по играм в образовании «EduGame», куда приглашаем и практиков-разработчиков игр, и игротехников-теоретиков, которые понимают, почему игры столь привлекательны, и всех интересующихся этой темой: родителей, учителей, психологов, коучей, детей. Наша цель — показать, что самая легкомысленная игра — это очень серьезно. 

Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram