Как развить самостоятельное мышление?Как развить в себе активное мышление?

Какая роль добродетелей и ценностей в достижении цели?

Может ли разумный человек быть немудрым?

Что такое интеллектуальный фастфуд?

Почему так важно действовать осмысленно?

Как развить самостоятельное мышление?Об этом говорил основатель образовательного портала "Сowo.guru – школа развития мышления" и бюро переводов "Профпереклад – перевод и локализация" Андрей Мельник участникам Фестиваля идей 2019, который прошел в Одессе 24-26 августа.

Ниже вы найдете цитаты из его выступления.

О проектах

На данном этапе я представляюсь как основатель "Cowo.guru" – школа развития мышления".

Для того, чтобы понимать, как я пришел к "Cowo.guru", хочу рассказать несколько слов о себе, а потом перейти непосредственно к теме о мышлении.

С очень раннего возраста занимаюсь предпринимательством. И у меня есть два проекта, которые я считаю достижением.

Первый – это переводческая компания "Профпереклад", ей уже 11 лет, и сейчас она превратилась, по нашим отчасти субъективным, отчасти объективным анализам, в первую переводческую компанию Украины.

В этой компании я перешел в стратегическое управление и начал двигаться в более сложные материи, такие как "Cowo.guru – школа развития мышления".

Для Украины этот проект – вызов. Заниматься мышлением и достаточно абстрактными вещами особенно сложно в стране, где образовательный контент бесплатный.

Я этот проект строю как коммерческий, так как считаю, что на данном этапе только коммерческая форма существования способна продолжать его во времени.

Проект "Cowo.guru" начался с двух вопросов, которые меня интересовали.

Первый из них: "Почему у кого-то получается вести бизнес и делать его успешным, а у кого-то не получается?".

Ведь доступность на рынке информации по образовательному бизнесу бесконечна: мы все можем почитать "правильные" книги по маркетингу, финансах, HR – по сути, это будет основа бизнеса; но кто-то использует эти знания качественно, а кто-то – нет.

Когда мы выезжаем в Европу, особенно в Нидерланды, идеально построенную страну, мы и сами ведем себя там по-другому, но когда возвращаемся в Украину, то чувствуем какие-то отличия. 

А нас разделяет всего лишь какая-то тысяча километров!

Исходя из этого возник мой второй вопрос: "Какая точка приложения силы может все поменять?". Мой ответ – такой силой есть мышление.

Около 3 лет назад я начал заниматься этими вопросами.

В поисках ответов я посетил Киево-Могилянскую бизнес-школу и закончил там МВА, обратил свое внимание на такие образовательные и коммуникационные платформы как Aspen Institute.

И в результате, когда заканчивал kmbs, создал небольшой клуб мышления. Мы с ребятами начали привлекать экспертов по биологии, истории, философии, чтобы посмотреть на мышление под разными углами. В таком формате мы работали год.

Я понял, что эта форма эффективна. У нее есть один изъян для нашего времени – мы привыкли искать простой путь ко всему. Мышление – это не простой путь, и результат, к сожалению, сразу мы не ощущаем. 

И благодаря развитию мышления внутри, в маленькой группе, я решил сделать публичной и доступной эту форму образования.

О миссии

Когда мы занимались в клубе мышления, я решил переформатировать свое представление о мире, свое предназначение и написать свою миссию, сверхцель.

Выходя из этих двух вопросов, которые я попытался задать себе и миру, я пришел к тому, что для того, чтобы изменить ситуацию в семье, городе или стране, нам нужно работать с мышлением.

Мы понимаем, что нужно уделять много времени физическим нагрузкам, но иногда забываем, что так же важно тренировать наши нейронные связи. И для того, чтобы последние сложились, надо системно заниматься развитием мышления.

Конечно, я не могу прийти к вам и заставить вас развивать мышление, но могу создать определённые условия, пригласить экспертов, дать какую-то методологию.

Если у вас это откликнется, вы будете работать над своим мышлением, так как в большей степени его развития зависит от каждого из вас.

То есть, моя миссия состоит в том, чтобы создавать условия для развития мышления.

Но при этом мышление – это интеллектуальная фикция, и если мы не будем применять его на практике, то мы будем просто сидеть и размышлять, и ничего вокруг не поменяется.

Поэтому я сказал, что есть теории в развитии мышления и применение его на практике. И эту миссию я пытаюсь реализовывать.

Виды мышления

Мышление можно разделить на два типа: на активное и на пассивное.

Когда я в аудитории говорю, что мы в большинстве случаев не мыслим, у всех начинается возмущение: "Как же так? Мы все – мыслящие люди и поэтому мыслим постоянно".

Но мышление – это то, над чем мы работаем сознательно. На активное мышление мы можем влиять, поскольку это процесс, который направлен на реконструкцию реальности для того, чтобы мы эту реальность понимали и влияли на нее.

Есть мир вокруг нас, который формируется исключительно из наших убеждений, субъективных представлений о нем.

Благодаря нашим чувствам и разуму мы интерпретируем мир и пытаемся дать ему какие-то объяснительные схемы.

Что нужно для активного мышления?

Можно выделить пять основных компонентов, которые необходимы для активного мышления.

Первый из них – это воля, способность действовать.

Второй компонент – это цель; если говорить чуть выше и громче – это наше предназначение, то есть понимание, что мы куда-то идем и для чего-то делаем это.

Третий элемент – это качество нашего характера.

Четвертый – это мировоззрение. Если оно неправильно сформулировано, и мы его не прояснили, то наше мышление тоже будет разорвано.

И пятый элемент работы над активным мышлением – это его развитие.

Воля – это определенная психическая способность к действию. Что же находится в промежутке между началом и завершением нашей воли?

Можно выделить шесть элементов воли.

Во-первых, это – желание или появление потребности. И мы начинаем удовлетворять либо потребность, либо желание. Потом нужно понять мотив, то есть, что побудило это желание, и соотнести его с нашей целью. Потом сделать оценку, после – принять решение и перейти к действию. Это и есть структура воли.

Когда мы выходим в реальный мир и начинаем что-то делать, мы часто пропускаем мотив, цель и наши ценности. То есть, мы не оцениваем наши действия.

А если мы смогли сформулировать нашу цель, мы видим вектор движения. Лучшие маркетологи в нашем мире борются за одну вещь – наше внимание. Куда мы его направим, туда пойдут и наши деньги, время и другие ресурсы.

И если у человека нет цели, его будут перехватывать разные маркетологи и забирать это внимание на себя. Те же люди, у которых есть цель, ведут тех, у которых ее нет.

Часто цель бывает не самая благородная.

А из-за того, что в человека своих целей нет, хотя и есть благородные качества, он может начать взаимодействовать с людьми, в который цели не самые благородные.

Говоря о качестве характера, нужно иметь в виду добродетели и пороки. Если мы хотим мыслить эффективно и активно, нам нужны определённые позитивные качества: целеустремлённость, решительность, мужество, чтобы мыслить и выдвигать свои теории.

А если у нас есть пороки, например, какой-то страх, нам это не позволит двигаться вперед и приближаться к цели.

Бенджамин Франклин написал книгу-автобиографию "Путь к богатству", в которой он рассказывает о своих добродетелях. Вот некоторые из них: искренность, трудолюбие, решительность, умеренность.

В Древней Греции были сформированы, так называемые, кардинальные добродетели: мудрость, справедливость, мужество, умеренность.

И если мы будем правильно понимать эти качества характера и правильно действовать, мир будет совершенно другим. Представите общество, в котором есть много мудрых, мужественных, умеренных и справедливых людей, которые разделяют эти подходы.

Мировоззрение – это наша картина мира. Когда мы сидим дома или выходим на улицу, мы каким-то образом этот мир понимаем.

Например, у нас в стране выборы. Мы идем и за кого-то голосуем. Вопрос: почему и на основании чего мы делаем такой, а не другой выбор? Откуда эти знания к нам пришли? К какой идеологии относится тот или иной кандидат?

Мы формируем наше мировоззрение очень обрывистыми элементами. Например, когда мы читаем Facebook, то получаем какую-то информацию.

Можем ли мы каждый пост, который мы читаем, встроить в свою большую картину мира и соотнести ее с целью?

Вряд ли. Получается, чтение Facebook превращается в потребление информации, в своеобразный информационный фастфуд.

Я проводил эксперимент и спрашивал у людей, какие вчерашние посты они помнят. На моей практике, помнят или один, или два поста, а в Facebook провели 2-3 часа. И это только с одним фейсбуком!

А сколько нас еще информации окружает, в которую мы погружаемся? И это влияет на наше представление о мире.

Мировоззрение формируется из трех философских вопросов.

Первый из них – как я вижу реальность, из чего она состоит, что находится на вершине иерархии?

Второй вопрос – откуда я это знаю (откуда я знаю, что был большой взрыв; что нужно голосовать за этого кандидата?).

И третий элемент – как я действую?

Можем выделить 4 ключевых операции мышления: анализ, синтез, оценка, аналогии.

  • Анализ – это когда мы берем что-то большое и разделяем его на части.
  • Синтез – берем части и собираем во что-то целое.
  • Оценка – это уже работа с нашим внутренним миром. Когда мы разобрали и собрали, мы даем оценку: хорошая ли была книга или фильм, хорошая ли беседа, правильная ли еда.
  • Аналогии – это попытка дотронуться к реальности и построить определенные метафоры.

Когда мы приобретаем какую-то информацию, например, из книги, было бы здорово попробовать в мыслительном эксперименте применить ее на практике, подумать, а как бы я с ней действовал.

Если мы можем построить аналогию, это значит, что мы лучше поняли информацию и поработали с нашим мышлением.

Практики мышления

Первой практикой я хотел бы назвать активное чтение.

Современный мир переполнен цифровым героизмом: например, прочитать 200 книг в год, часто мы встречаем слоганы "менеджеры читают по 50 книг в неделю" и еще много разных таких цифр.

Когда я прочитаю 200 книг в год, сколько из них я запомню и смогу применить на практике?

Получается, что чтение, так и Facebook, превращается в интеллектуальный фастфуд. Поэтому лучше прочитать 1 книгу десять раз, чем 100 книг по одному разу.

Есть книги для удовольствия, например, художественная литература.

Но говоря об активном чтении, мы прежде всего имеем ввиду сложную книгу, над которой нужно делать усилия, чтобы расшифровать то, что там заложено. Таких книг немного.

И когда мы почитаем эти важные книги, мы начнем понимать мир, в котором мы живем, какие смыслы в него заложены, какие метафоры в нем присутствуют, как когда-то пзжринимали решения, на что когда-то опирались и на что мы сейчас опираемся.

Этот мир, в котором мы живем в свободе, демократии, равенстве, не явился с неба – за него люди боролись. Эти все смыслы зашиты в таких источниках, и они сложные. Для того, чтобы расти над собой и развивать мышление, нужно читать активно.

И если взять сложную книгу, за один раз мы ее не поймем, это проверено на практике.

Второй важный элемент развития мышления – это письмо, в частности – это написание эссе.

Когда мы что-то прочитали и пропустили в свое сознание, а потом трансформировали в письменной форме – это говорит о том, что мы переосмыслили информацию.

Так мы развиваем остроту нашего мышления.

Третий элемент – это диалоги. Они могут быть разными: в формате дискуссии, когда мы беседуем на барбекю с друзьями, могут быть обсуждения каких-то сложных тем, могут быть дебаты.

Можно сказать, что диалоги – это мышление онлайн. Ведя диалог, например, на темы: "Есть ли будущее у демократии?" "Существует ли Бог?", мы в реальном времени начинаем мыслить и высказывать какие-то аргументы, которые освоили в прошлом.

На Западе, в частности в Великобритании, написание эссе и проведения дебатов – очень важный элемент образовательной системы. И форма их мышления более развита, чем у нас, потому что есть практики, которые способствуют этому.

В нашей образовательной системе это только появляется, и у нас есть все шансы, что через 10 лет у нас будут люди, которые совершенно по-другому мыслят и взаимодействуют друг с другом.

Недавно читал статью о синдроме постсоветских студентов: есть правильное мнение, которое идет от эксперта, и студенты под него подстраиваются и не выражают свои идеи.

Когда мы ведем дебаты, мы учим себя выражать мысли, слушать критику, не огорчаться, не убегать, не хлопать дверью и так далее. На этом строится демократия и свободное общество.

Следующий элемент, который развивает мышление – это музыка и игра на музыкальных инструментах.

Поэтому, для того, чтобы развивать мышление, следует попробовать освоить какой-нибудь музыкальный инструмент.

Следующая практика – это работа руками в формате творчества. Не когда мы берем гвозди и механически забиваем их в стену, но, когда работаем с деревом, пластилином, кистью, нитью и пытаемся превратить материал в какое-то изделие.

Безусловно, наше мышление развивают абстрактные задачи: занятия математикой, логикой, диалектикой.

И конечно, важно сказать о роли практических занятий. Когда мы получили какую-то информацию, мы выходим на практический уровень и начинаем что-то делать. Тогда знания осваиваются и остаются в нас.

О практической мудрости

Мышление – это определенный процесс, который происходит внутри нас и не имеет прямого проявления в реальности.

Если мы хотим выводить его на уровень реальности, нам нужно применять нашу волю и делать над собой какие-то усилия.

Когда мы начинаем превращать мышления в практику, мы можем говорить о том, что мы двигаемся к мудрости.

Есть такое понятие как практическая мудрость. Я сформировал для себя следующую ее формулу. Есть мышление, какое приводит нас к каким-то результатам. Через нашу волю, ценности и действие мы переходим к деланию, и пропускаем все через наши добродетели. После этого приходим к результату, который мы получили в реальном мире, потом осуществляем рефлексию и выходим на следующий цикл.

Но, если вместо добродетели поставить пороки, мы будем приближаться к немудрости, на греческом она обозначается словом "аматия".

Как почувствовать немудрость?

Представьте город и человека, который несется на автомобиле со скоростью 150 км/ час. Этот человек – интеллектуально развит: он смог заработать на машину, получить права. Но мудр ли его поступок?

Можем взять более кричащий пример – Гитлера. Он был интеллектуально развит, но точно был не мудр.

И мы всегда делаем выбор: либо поступать через добродетель, либо через наши пороки, которые могут нами управлять.