Critical Thinking: Три принципа развития необходимого навыка XXI века

Хелен Ли Буиг, основатель Reboot Foundation, выступая на HBR IdeaCast, организованном Harvard Business Review, обратила внимание на то, что для успеха бизнеса, руководители должны осознанно подходить к каждой проблеме и уделять время обдумыванию возможных вариантов решений. Этому способствуют навыки критического мышления, которые можно развивать и практиковать.

Вы утверждаете, что проблемы бизнеса во многих случаях сводятся к простым ошибкам в критическом мышлении. Почему вы так считаете?

Многие считают, что критическое мышление — это наша ежедневная практика, которая развивается естественно. Но на самом деле этот навык необходимо изучать и практиковать, поскольку он имеет чрезвычайно важное значение для успеха в жизни.

Навыки критического мышления в значительной степени предсказывают принятие удачных финансовых решений, даже в большей степени, чем интеллект. Но люди часто забывают, что именно этот навык им необходимо использовать, чтобы найти правильное или хотя бы лучшее решение. Такой вывод я сделала на основании своего 20-летнего опыта работы с компаниями в переходные, трансформационные периоды.

Как вы думаете, почему нам не хватает навыков критического мышления?

Около года назад Reboot Foundation провел опрос, в котором мы задавали людям вопросы обо всем — от того, как часто они практикуют критическое мышление, до того, насколько важным они считают критическое мышление и как часто они учат своих детей критическому мышлению?

Я думаю, что одна из причин того, что у многих этот навык не развит состоит в том, что мы живем в мире, где наше внимание постоянно перескакивает с одного момента на другой. Это влияние технологий. Мы хотим получать ответы на вопросы мгновенно, поэтому не выделяем время на то, чтобы остановиться и подумать.

Чтобы критическое мышление развивалось, нужно иметь возможность сделать шаг назад и действительно подумать о своем мышлении. Особенно это важно в бизнесе, когда решения должны приниматься очень быстро. Нам нужно научиться мыслить критически.

Когда мы мыслим быстро — это называется избирательное мышление. Однако оно лишь подкрепляет уже сложившееся у вас мнение. Чтобы научиться критическому мышлению и видеть разные варианты решения, нужно всего три вещи: ставить под сомнение, рассуждать логически, мыслить разнообразно.

Как это реализовать на практике?

Для начала, как я уже сказала, нужно сделать перерыв. Не обязательно заниматься медитацией или йогой, можно просто прогуляться по улице. Одно это уже дает человеку возможность перестать торопиться и подумать. На мой взгляд, такой подход должен стать обычной практикой людей, которые стремятся принимать правильные решения.

Второй элемент, оказывающих огромное влияние на процессы в компаниях — умение управлять эмоциями. Представьте, что происходит на совещаниях в организации, которая проходит трансформационный период?! В такой атмосфере сложно мыслить рационально. Но, когда нужно принять по-настоящему важное решение, эмоции и чувства должны быть под контролем.

И третий элемент — помнить о том, что всегда существуют разные (отличные от вашей) точки зрения. Их необходимо услышать и обдумать.

Разные точки зрения могут быть тогда, когда человек находится в окружении других людей. А что делать, если решение нужно принимать единолично?

Здесь как раз и нужно критическое мышление. Поэтому я делаю акцент на том, что ему нужно учиться и применять на практике. Но чаще всего у нас есть возможность общения с другими людьми. Например, если бухгалтер решит пообщаться за обедом с маркетологом, он наверняка сможет услышать другую точку зрения на волнующий вопрос. Самые интересные инновации возникают в общении людей, работающих в совершенно разных сферах деятельности.

Вы говорили еще об одном принципе критического мышления — логических рассуждениях. Мы все считаем, что умеем рассуждать логически. Зачем нам еще больше развивать этот навык?

К сожалению, часто бывают случаи, когда слепой оптимизм полностью лишает людей логического мышления. Конечно, без оптимистов не было бы стартапов, но слепая надежда на лучший исход с большой вероятностью приведет компанию к краху. Такой подход мешает увидеть реальную ситуацию, проанализировать возможные варианты, задать правильные вопросы. Например, могут ли ваши клиенты принять решение о смене поставщиков; меняется ли конкурентная среда на самом деле; существуют ли компании, которые могут серьезно помешать вашему бизнесу, даже если порог препятствий очень высокий и так далее. Только в этом случае вы сможете избежать ловушек и включить логику.

Как может меняться компания, если у ее руководителя развито критическое мышление?

Не так давно я работала с телекоммуникационной компанией в Африке, у которой был самый низкий показатель удовлетворенности клиентов среди всех африканских стран. Им уже некуда было опускаться, у них был один путь — наверх. Генеральный директор принял решение и отправил команду специалистов в компанию другой страны с очень высоким уровнем удовлетворенности клиентов. Таким образом, он создал условия для двух важных моментов: его сотрудники получили другие точки зрения и идеи в общении с клиентами; он помог сотрудникам поставить под сомнение то, что они считают единственно правильным вариантом действий.

Таким образом, очень хорошие руководители могут не только ставить под сомнение собственный образ мышления, но и бросать вызов команде, показывая различные примеры. Благодаря такому подходу руководителя, сотрудники могут выйти за пределы собственного видения и существующего измерения, посмотреть на другие, порой более эффективные способы решения вопросов.

А что в такой ситуации делает "некритический мыслитель"?

"Некритический мыслитель" будет пытаться повысить эффективность работы своих сотрудников и продолжать делать то же самое. Вероятно, добавив больше KPI. Именно так поступает большинство руководителей, вместо того, чтобы выйти за пределы своего видения и постараться узнать, что компания делает неправильно.

Что может сделать каждый отдельный человек, чтобы улучшить навыки критического мышления?

Быть любопытным. Задавать вопросы "что если…". Важно постоянно бросать себе вызов, говоря: что, если бы я сделал что-то не то, что я делаю сейчас? Что если я буду общаться с клиентом не так, как сейчас? Улучшиться ли ситуация, если я изменю процессы? Нужно постоянно ставить под сомнение правильность своих ежедневных действий и стараться найти лучшие варианты — это первое. Второе — собирать факты и доказательства, накапливать информацию, чтобы иметь возможность логически размышлять и анализировать правильность своих действий. И третье — расширять кругозор и взаимодействовать с людьми из других сфер, чтобы получать отличные от ваших взгляды на вещи и процессы.