Хелен Ли Буиг, основатель Reboot Foundation, выступая на HBR IdeaCast, организованном Harvard Business Review, обратила внимание на то, что для успеха бизнеса, руководители должны осознанно подходить к каждой проблеме и уделять время обдумыванию возможных вариантов решений. Этому способствуют навыки критического мышления, которые можно развивать и практиковать.

Вы утверждаете, что проблемы бизнеса во многих случаях сводятся к простым ошибкам в критическом мышлении. Почему вы так считаете?

Многие считают, что критическое мышление — это наша ежедневная практика, которая развивается естественно. Но на самом деле этот навык необходимо изучать и практиковать, поскольку он имеет чрезвычайно важное значение для успеха в жизни.

Навыки критического мышления в значительной степени предсказывают принятие удачных финансовых решений, даже в большей степени, чем интеллект. Но люди часто забывают, что именно этот навык им необходимо использовать, чтобы найти правильное или хотя бы лучшее решение. Такой вывод я сделала на основании своего 20-летнего опыта работы с компаниями в переходные, трансформационные периоды.

Как вы думаете, почему нам не хватает навыков критического мышления?

Около года назад Reboot Foundation провел опрос, в котором мы задавали людям вопросы обо всем — от того, как часто они практикуют критическое мышление, до того, насколько важным они считают критическое мышление и как часто они учат своих детей критическому мышлению?

Я думаю, что одна из причин того, что у многих этот навык не развит состоит в том, что мы живем в мире, где наше внимание постоянно перескакивает с одного момента на другой. Это влияние технологий. Мы хотим получать ответы на вопросы мгновенно, поэтому не выделяем время на то, чтобы остановиться и подумать.

Чтобы критическое мышление развивалось, нужно иметь возможность сделать шаг назад и действительно подумать о своем мышлении. Особенно это важно в бизнесе, когда решения должны приниматься очень быстро. Нам нужно научиться мыслить критически.

Когда мы мыслим быстро — это называется избирательное мышление. Однако оно лишь подкрепляет уже сложившееся у вас мнение. Чтобы научиться критическому мышлению и видеть разные варианты решения, нужно всего три вещи: ставить под сомнение, рассуждать логически, мыслить разнообразно.

Как это реализовать на практике?

Для начала, как я уже сказала, нужно сделать перерыв. Не обязательно заниматься медитацией или йогой, можно просто прогуляться по улице. Одно это уже дает человеку возможность перестать торопиться и подумать. На мой взгляд, такой подход должен стать обычной практикой людей, которые стремятся принимать правильные решения.

Второй элемент, оказывающих огромное влияние на процессы в компаниях — умение управлять эмоциями. Представьте, что происходит на совещаниях в организации, которая проходит трансформационный период?! В такой атмосфере сложно мыслить рационально. Но, когда нужно принять по-настоящему важное решение, эмоции и чувства должны быть под контролем.

И третий элемент — помнить о том, что всегда существуют разные (отличные от вашей) точки зрения. Их необходимо услышать и обдумать.

Разные точки зрения могут быть тогда, когда человек находится в окружении других людей. А что делать, если решение нужно принимать единолично?

Здесь как раз и нужно критическое мышление. Поэтому я делаю акцент на том, что ему нужно учиться и применять на практике. Но чаще всего у нас есть возможность общения с другими людьми. Например, если бухгалтер решит пообщаться за обедом с маркетологом, он наверняка сможет услышать другую точку зрения на волнующий вопрос. Самые интересные инновации возникают в общении людей, работающих в совершенно разных сферах деятельности.

Вы говорили еще об одном принципе критического мышления — логических рассуждениях. Мы все считаем, что умеем рассуждать логически. Зачем нам еще больше развивать этот навык?

К сожалению, часто бывают случаи, когда слепой оптимизм полностью лишает людей логического мышления. Конечно, без оптимистов не было бы стартапов, но слепая надежда на лучший исход с большой вероятностью приведет компанию к краху. Такой подход мешает увидеть реальную ситуацию, проанализировать возможные варианты, задать правильные вопросы. Например, могут ли ваши клиенты принять решение о смене поставщиков; меняется ли конкурентная среда на самом деле; существуют ли компании, которые могут серьезно помешать вашему бизнесу, даже если порог препятствий очень высокий и так далее. Только в этом случае вы сможете избежать ловушек и включить логику.

Как может меняться компания, если у ее руководителя развито критическое мышление?

Не так давно я работала с телекоммуникационной компанией в Африке, у которой был самый низкий показатель удовлетворенности клиентов среди всех африканских стран. Им уже некуда было опускаться, у них был один путь — наверх. Генеральный директор принял решение и отправил команду специалистов в компанию другой страны с очень высоким уровнем удовлетворенности клиентов. Таким образом, он создал условия для двух важных моментов: его сотрудники получили другие точки зрения и идеи в общении с клиентами; он помог сотрудникам поставить под сомнение то, что они считают единственно правильным вариантом действий.

Таким образом, очень хорошие руководители могут не только ставить под сомнение собственный образ мышления, но и бросать вызов команде, показывая различные примеры. Благодаря такому подходу руководителя, сотрудники могут выйти за пределы собственного видения и существующего измерения, посмотреть на другие, порой более эффективные способы решения вопросов.

А что в такой ситуации делает "некритический мыслитель"?

"Некритический мыслитель" будет пытаться повысить эффективность работы своих сотрудников и продолжать делать то же самое. Вероятно, добавив больше KPI. Именно так поступает большинство руководителей, вместо того, чтобы выйти за пределы своего видения и постараться узнать, что компания делает неправильно.

Что может сделать каждый отдельный человек, чтобы улучшить навыки критического мышления?

Быть любопытным. Задавать вопросы "что если…". Важно постоянно бросать себе вызов, говоря: что, если бы я сделал что-то не то, что я делаю сейчас? Что если я буду общаться с клиентом не так, как сейчас? Улучшиться ли ситуация, если я изменю процессы? Нужно постоянно ставить под сомнение правильность своих ежедневных действий и стараться найти лучшие варианты — это первое. Второе — собирать факты и доказательства, накапливать информацию, чтобы иметь возможность логически размышлять и анализировать правильность своих действий. И третье — расширять кругозор и взаимодействовать с людьми из других сфер, чтобы получать отличные от ваших взгляды на вещи и процессы.