Книг о воспитании – великое множество. Главное понимать, что каждая из них – это лишь один взгляд на вопрос, не готовое руководство к действию, а, скорее, пища для размышлений. Мы собрали книги, которые рассматривают разные аспекты детства и подготовили краткое содержание каждой из них. В первой части материала говорим о детях и гаджетах, финансовой грамотности, оценках в школе и успехах в будущем, взаимном уважении и общении с природой.

Кэтрин Штайнер-Адэр, The Big Disconnect

О чем книга?

Книга об интернет-зависимости и её последствиях. О том, что происходит, если вместо того чтобы успокоить ребенка и поговорить с ним, вы даете ему в руки планшет.  О том что происходит, когда дети учатся обращаться с цифровыми гаджетами до того, как научились говорить.

Основные тезисы:

Часть мозга, отвечающая за принятие решений, совершение действий и осознание ответственности за них развивается до 25 лет. Взаимодействие с современными технологиями на ранних стадиях развития ребенка может повлиять на этот процесс. При этом последствия такого влияния ещё не изучены на достаточном уровне.

Общение посредством смс или сообщений в социальных сетях (средний американский школьник отправляет более 100 текстовых сообщений в день) и скроллинг новостной ленты создают иллюзию общения. Обмен сообщениями не может заменить живого разговора. Если ребенок с раннего детства приучен только к такому виду диалога, скорее всего он будет менее способен к эмпатии, настоящему сопереживанию.

Ни один гаджет, ни одно образовательно-развлекательное видео не заменит общения с родителями. Ребёнок познает мир, повторяя слова и жесты родителей. Увы, если ребенок целыми днями будет слушать передачи по квантовой физике или обучающие мультфильмы, это поможет ему меньше, чем колыбельная, которую споет для него мама.

Только кажется, что детские обучающие передачи учат ребенка исследовать мир. Это – обман. Познание мира происходит и благодаря тактильному контакту, благодаря звукам и запахам. Сколько ни показывай на экране лес, один поход в парк и поиск желудей дает больше информации и эмоций.

Важно следить за тем, как дети используют технологии в возрасте от 6 до 10 лет. В это время дети начинают сравнивать себя с другими. Если раньше сравнение происходило в рамках  ребят с одного двора или одной школы, сейчас перед ребенком — весь мир, в котором есть место и насмешкам, и жестокости. Важно следить за тем, что ребенок был уверен в себе и всегда ощущал реальную поддержку и заботу родителей.

Интернет учит детей анонимности, ребенок, который привык скрываться за ником и аватаркой, не всегда в полной мере готов принимать ответственность за свои слова и поступки.

В среднем, мальчики благодаря Интернету начинают смотреть порно в 11 лет. И это не относительно безобидные журналы, которые ребята передавали друг другу под партой, это много-много порно. И если с ребенком/подростком всерьёз не говорили о сексе и об ответственности, связанной с ним, это может иметь последствия.

Сейчас набирают обороты детские видеоблоги. Иногда их ведение полностью поглощает подростков, и их реальная жизнь становится лишь дополнением к вымышленному миру, в котором успех измеряется количеством лайков и комментариев.

Никто не говорит, что нужно полностью отказаться от технологий, но нужно соблюдать баланс. Как минимум, в жизни ребенка всегда должны быть: позитивные эмоции, вовлечение в реальную жизнь, отношения с людьми, осознанность действий и общее благополучие.  Это – базовые условия для нормального психического развития ребенка.

Рон Либер, The Opposite of Spoiled: Raising Kids Who Are Grounded, Generous, And Smart About Money

О чем книга?

О финансовой грамотности, отношению детей к деньгам и материальным ценностям, умению разумного обращения с ними.

Основные тезисы:

С детьми нужно говорить о деньгах. Вопрос о том, как это делать. Традиционные беседы о финансах семьи, тем более, о трудностях с деньгами – не то, с чего нужно начинать. Нужно объяснить, что деньги – это не ценность сама по себе, это – инструмент. Кроме того, момент появления первых «своих денег» и  их использования тесно связан и с логическим мышлением, и мотивацией, и даже осознанием и расстановкой приоритетов в своих желаниях.

Не бойтесь вопросов типа «А мы бедные или богатые?» или «Сколько вы зарабатываете?». Однако, отвечайте на них так, чтобы было понятно, что благосостояние —  это, во-первых, что-то относительное, а, во-вторых, то, что может изменяться. А ещё важно объяснить, что материальное благосостояние – это не данность, оно во многом зависит от нас самих.

У ребенка должны быть личные деньги. Речь идет не только о деньгах на обед в школе. Должна быть сумма, которую ребенок сможет потратить на свое усмотрение – например, на какой-нибудь из праздников подарите ребенку деньги и предложите самому выбрать себе подарок.

Пусть у ребенка будет три копилки – «Для импульсивных покупок», «Для накопления на что-то серьёзное», «Для благотворительности». Это научит его правильному распределению средств.

Когда ребенок хочет потратить деньги на что-то глупое, не переубеждайте его: это его деньги, его выбор. Пусть ребенок научиться на ошибках с маленькими суммами, чем будет страдать от транжирства потом. Но в любом случае обсудите ситуацию и сделайте выводы.

Обращайте внимание не только на деньги, но и на сами покупки. Что лучше – синтетическая футболка с глупой надписью, сделанная в Китае или Индонезии, и продающаяся  втридорога под известным брендом или красивая  и качественная вещь, сделанная на местной фабрике? На давайте готовых ответов: просто обращайте внимание на это, обсуждайте это с ребенком.

Учите ребёнка благотворительности и объясняйте, что такое налоги. Объясните разницу между обязанностью каждого (платить налоги) и личной ответственностью (заниматься благотворительностью).

Поощряйте ребенка к участию в благотворительных ярмарках, Дне Лимонада и подобных мероприятиях. Так ребёнок научит создавать продукт оценивать его, продавать его и распределять прибыть. Это – замечательная практика. 

Ричард Лоув,  Last Child In The Woods: Saving Our Children from Nature Deficit Disorder

О чем книга?

О том, что спортивный зал с лучшими тренажерами на заменит игр на свежем воздухе, о ценности живого общения с природой и  о том, что не не нужно бояться синяков и ссадин.

Основные тезисы:

Игры на свежем воздухе и больших открытых пространствах необходимы для ребенка. Самые здоровые и полезные активности – не те, о которых вы вычитали в книгах, а те, которые возникают спонтанно и являются естественным результатом контакта ребенка с окружающим миром.

Спорт – это замечательно. Но детям нужно иногда бегать, прыгать и веселиться без разметок и правил. Просто, в своё удовольствие.

Ушибы и падения – нормальная часть детства. Всем хочется обеспечить максимальную безопасность для своих детей, но падения и ушибы необходимы. Конечно, это не значит, что нужно размешать детям бегать по проезжей части, но вот от ссадины во время активной игры на лужайке на самом деле больше пользы, чем вреда. Не «заточайте» ребенка в стерильный герметичный безопасный мир.

Когда вы выходите на природу, забудьте об игрушках из магазина. Меч из палки, хижина из веток или замок из песка – это то, что буде интересно детям всех поколений.

Исследуйте город и пригорок. Учитесь видеть большое в малом, выбирайтесь к реке, чувствуйте видеть красоту. Чудеса Природы – не только в глянцевых туристических каталогах, они – совсем рядом.

Адель Фабер, Элейн Мазлиш, How To Talk So Kids Will Listen And Listen So Kids Will Talk

О чем книга?

О простых правилах общения с детьми – от дошкольников о подростков, о взаимном уважении, умении говорить, слушать и слышать.

Основные тезисы:

Намного важнее не то, какую истерику вам устраивает ребенок из-за того, что не хочет есть морковку, а то, из-за чего он не хочет её есть. Например, морковка неправильно лежит на тарелке. Для ребенка это весомая причина.

За каждый действием и словом стоит эмоция. Если ваш ребенок кричит или плачет, для начала постарайтесь понять, почему он это делает.  

Не сомневайтесь в чувствах и эмоциях ребенка. Ребенок лучше вас знает, комфортно ему сейчас или нет.

Не наказывайте. Любое наказание приводит к понижению мотивации и желанию обмануть. Вместо этого не бойтесь говорить с ребенком, обсуждайте ситуации и вместе делайте выводы.

Нет такого понятия как «плохое поведение» или «вредный ребенок». Есть комплекс проблем, которые вы не помогли ему решить.

Вместо того чтобы делать за ребенка выводы, давайте ему пищу для размышлений. Не говорите: «Ты опять пролил воду на пол». Вместо этого: «О, на полу так много воды. Кто-то может поскользнуться. Или она может повредить пол и протечь на другой этаж».

Решайте проблемы вместе. Если есть какой-то долгий конфликт, особенно между несколькими детьми, обсуждайте варианты решения, пока не придете к компромиссу.

Всегда давайте ребенку выбор – от еды на обед до одежды для прогулки.

Не смейтесь над ребенком, если он чего-то не знает или что-то делает неправильно. Вместо этого поощряйте его любопытство, учите задавать вопрос и искать ответы на них.

Хвалите ребёнка, но делайте это разумно. Когда ребенок нарисовал «палку-палку-огуречек», не говорите: «Это гениально!», скажите: «Мне нравится, как ты на этот раз подобрал цвета».

Пол Таф, How Children Succeed: Grit, Curiosity, And The Hidden Power Of Character

О чем книга?

О том, почему успеваемость в школе – не гарантия успеха во взрослой жизни.

Основные тезисы:

Школа учит давать оценку навыкам, которые можно измерить. Сколько слов в минуту читает/ сколько формул знает/ сколько страниц учебника может запомнить. Жизнь же предлагает комплексные проблемы, при решении которых эти показатели не играют существенной роли. Куда важнее мотивация, самоконтроль, гибкость, умение быстро принимать нестандартные решения. Чаще всего, школа этому не учит.

Научить ребенка читать и считать в разы легче, чем научить понимать свои эмоции и контролировать их.  

Это не значит что школы – бессмысленна, просто школа, даже самая хорошая, не может дат всего. Особенно это касается эмоционального интеллекта.

Боязнь получить плохую оценку вызывает страх и убивает мотивацию. Объясните ребенку, что ошибка – это не катастрофа, а возможность научиться и получить опыт.

Помогите ребенку понять свои слабые и стильные стороны и не бояться их. Слабости тоже могут быть источником успеха.

«Разумный оптимизм» — концепция, которая поясняет, что у каждого успеха и неудачи есть причины. Понимание их важнее, чем оторванный от реальности оптимизм или пессимизм, который мешает увидеть возможности.

Учите ребенка, что важно не только чего-то «хотеть», но и что-то делать, чтобы этого добиться. Это первое правило мотивации.