Медитация и рефлексия в школе – зачем?

Погрузить в медитацию, выровнять настроение слушателей и «включить» их внимание всего за 2 минуты. Как в альтернативной школе DEC life school внедряют духовные практики медитации и рефлексии, рассказали и показали на практике Наталья Тарченко и Светлана Залужная во время Международной конференции IDEC в Киеве.

Помедитируем вместе

«Кто хочет, закройте глаза. Примите удобную позу, чтобы ваши руки и ноги были расслаблены, спина не напряжена... Сделайте вдох–выдох» – говорит Светлана Залужная, директор DEC life school, перед аудиторией в примерно 100 человек. Люди неохотно закрывают глаза, кто-то продолжает шуршать, заглядывая в программу. 

Светлана продолжает:

«Вдох–выдох...». Тембр голоса Светланы успокаивающий и расслабляющий. Постепенно люди в зале закрывают глаза. Мне показалось, что абсолютно все погрузились в этот процесс. «Подумайте, где вы находитесь, зачем вы сюда пришли, и на какой главный вопрос хотите найти ответ... С этим запросом медленно откройте глаза, возвращайтесь».

Я осматриваюсь и чувствую, как настроение в аудитории изменилось. Люди стали расслабленными и умиротворенными. И с новыми силами готовы слушать. Будто за две минуты такой медитации мы перезагрузились и включились.

 

Светлана Залужная: «В нашей школе преподаватели практикуют медитацию обычно каждый день. Есть групповые встречи и индивидуальные. У нас есть супервизор, который работает с педагогами. Медитируют даже родители и дети. Для тех людей, кто уже готов медитировать в нашей школе, и для кого эта практика является важной и нужной, мы создали в школе все условия. Кто не практикует, тот занимается в это же время другой, но также созидательной практикой. В следующем учебном году медитация стоит в расписании каждое утро. Эти занятия будет проводить педагог по медитации.

Медитация – очень плавный, небыстрый процесс. Эта практика позволяет усиливать и восстанавливать ресурс. Благодаря ей внутри появляется больше спокойствия и внутренних опор. Особенно это важно для педагогов, которые в силу высокой эмоциональности своей работы склонны к выгоранию. Я, например, перед сложными встречами или после них всегда медитирую, потому что знаю, что это позволит мне в ровном состоянии работать дальше». 

Рефлексия в действии

Пятеро детей в возрасте 12-14 лет выходят на сцену и начинают давать задания. Подсматривают в свои записи, но очень свободно и открыто говорят в микрофоны.

«Кто сегодня не успел сделать зарядку? Встаньте и присядьте», – говорит мальчик лет 12.

Половина людей в зале поднимаются и приседают. Мальчик очень доволен.

«А кто сегодня познакомился с новыми людьми, пожмите соседу руки», – предлагает девочка лет 14.

Зал оживает, и взрослые люди, как дети с улыбкой до ушей, приветствуют друг друга.

Так, за пару минут и 10 вопросов-заданий от детей, мы, взрослые люди, которые целый день сидим и слушаем выступающих на конференции и порядочно подустали, размялись, улыбнулись, оживились...  и уже с новой энергией готовы слушать и наблюдать, что же будет дальше.

А дальше дети и несколько смелых взрослых из зала садятся в круг на пуфы и скамейки. Дети чувствуют себя свободно, кто-то упал на пуфик на живот, кто-то постоянно крутится и отпускает смешные комментарии маме, которая сидит где-то в зале. Взрослые улыбаются, но видно, что зажаты. Они не понимают, что будет происходить.

«Опишите одним словом, как вы себя сейчас чувствуете», – задает настроение Светлана Залужная.

Эмоционально, вдохновленно, весело, воодушевлена, отвечают по кругу взрослые и дети. Чаще всего одним словом ограничиться им сложно, описывают, объясняют состояние и что прожили. И только один мальчик говорит: «Устало».

Дальше Светлана вновь задаёт каждому участнику по кругу свой вопрос, каждому другой: «Что тебя сегодня вдохновило?», «А что бы ты хотел изменить в этом лете?», «Что бы ты хотел узнать глубже, изучить?», «Что ты зпомнишь из сегодняшнего дня?», а потом вдруг: «А почему ты чувствуешь усталость?», обращаясь к тому самому мальчику. «Я не знаю, просто вот встал утром, а потом... Просто устал за день. Я тут отдохну, хорошо?». «Хорошо», – говорит Светлана. Мальчик действительно расслаблен, ведет себя вольно и просто лежит, иногда реагируя на слова других ребят и взрослых.

Так вопрос за вопросом каждый участник круга возвращается в свое сегодня, глубже понимает, о чем он сегодня думает, переживает, и эмоции, которые только что бурлили, обретают опору, они становятся понятными каждому. По окончании Светлана спрашивает: «Как вам этот опыт рефлексии?»

Дети говорят, что им привычно, ведь они научились рефлексировать в школе. Они действительно быстро формулируют свои мысли, переводят эмоции в факты, выделяют что-то главное или просто понимают свое состояние, как тот усталый мальчик. Он не раздражается, не злится, не юлит, он понимает, что устал, а значит надо просто полежать.

Взрослые поражены. «Я практикую рефлексию давно, но не думала, что дети на это способны!» – поделилась одна из участников конференции.

Умение человека обращать внимание на самого себя, свою деятельность, продукт своего сознания, и переосмысливать это, осознавать свой новый опыт – это рефлексия. И это один из топ-навыков здорового современного человека, научить которому достаточно просто и возможно с детства.

 

Светлана Залужная: «Рефлексия в нашем случае – это регулярная практика осознанности. Ежедневная практика. Это умение понять, что с тобой происходит в моменте. Главная задача – находиться в осознанном состоянии.

Каждый день в 15.00 мы проводим рефлексию с детьми. Ребята с тьютором обговаривают, как прошел их день, что успели сделать и что нет, и почему. Обычно это время, когда можно и нужно обсуждать конфликтые ситуации. Мы учим ребят анализировать то, что происходило с ними за день, как они реагировали на разные события, что им удавалось, что не удавалось, просто понимать, что происходило, и иметь какие-то точки завершенности. Если дети не умеют рефлексировать, то приходя домой на вопрос родителей «Как дела в школе?» отвечают «Нормально», потому что не умеют осозновать и помнить, что действительно с ними произошло за день. 

С учителями мы проводим рефлексию достаточно часто. Это даже в каком-то смысле культурное понятие. Все, что ни происходило бы с нами в любой период времени – минута, неделя, семестр, год, любые тренинги и события мы всегда проводим рефлексию: кто что понял, что было решено, что не решено, где были сложности. Мы пытаемся осознанно проживать все, что происходит в школе. 

С родителями мы тоже проводим рефлексию. В конце года делали большую встречу, где родители друг другу рефлексировали, что пережили за этот год. Удивительно, но целый год проходит, а мы и не замечаем, что прожили. И все педагоги и родители анализировали достижения, сложные кейсы, кто и  как справлялся с какими-то особенными ситуациями, что стало самым важным в этом году. И это бесценный опыт для каждого из нас».