Порой кажется, что всё идёт хорошо, а лето у ребёнка — насыщенное и интересное: спорт, программирование и весёлые занятия ботанического кружка. Но кое-что вызывает подозрения: то ли оставшееся свободное время в четверг, то ли слова ребёнка «Долго ещё до школы? Скорей бы каникулы кончились!» Инна Прибора объясняет, когда явно стоит оставить детей в покое.

1. Чтобы развозить ребёнка по летним занятиям, вы уже использовали на этой неделе свою машину, детское такси и пикап дедушки (он как раз с дачи ехал). Ну и всего раз восемь отправляли на метро с няней.

2. Оказавшись на природе, ребёнок ищет, как здесь переключить кондиционер, и предлагает немного убавить контрастность растений.

3. Приглашённые в гости соседские ребята расходятся в недоумении: ваша дочь отказалась играть с ними в пятнашки, зато предложила заняться проектной деятельностью, посвящённой изучению интерференции света.

4. Список задач для ребёнка, который вы приклеили на холодильник, вечно разворачивается и падает на пол. Так что последние 49 пунктов всё время замусолены. В общем, список на завтра точно нужно приклеить повыше.

5. Когда вашему ребёнку сообщают, что на вечеринке будет музыка, он надевает костюм и берёт с собой ноты Гайдна и Моцарта.

6. Вы абсолютно точно знаете, что сын ленится. Он всегда ленится к концу второго часа занятий химией с репетитором.

7. Ваш Коля ошибся и прочитал список литературы на лето ещё к 1 июня. Он думал, что летом-то его как раз и будут экзаменовать. Он даже подготовил ответ на вопрос «Что хотел сказать Горький в романе Гоголя?»

8. Когда вашу дочь спрашивают, пойдёт ли она на пруд плавать, она отвечает, что плавает только во французских спряжениях.

9. На вечернем киносеансе суперблокбастера «Бой фантастических тварей в космосе» ваш ребёнок очень нервничает: после удивительных изображений Вселенной в кадре не возникает учёный в очках, объясняющий природу события. И вообще непонятно, какие факты здесь заносить в блокнот.

10. С нетерпением ожидая вечера (впереди его ждут игры с папой), ребёнок готовит калькулятор, логарифмическую линейку и повторяет правило буравчика — на всякий случай.

11. Вы не пренебрегаете чтением перед сном. Каждый раз, ложась отдыхать, вы просите ребёнка почитать вам С. Пинкера или хотя бы Ю. Н. Харари.

Что же взамен?

Вместо напряжённой учёбы мы могли бы предложить несколько неплохих летних развлечений, но въедливый родитель начнёт сомневаться: «А они развивающие? Точно-преточно?» Чтобы подтвердить пользу каждого пункта, мы привлекли учёных. Они-то не дадут соврать. Но главное — все эти занятия имеют преимущество перед сидением над тетрадками: они очень похожи на отдых.

1. Играть с конструктором, строить домики и разговаривать об этом

В экспериментах 2016 года восьмилетние дети серьёзно улучшили свои способности, связанные с обработкой пространственной информации. Это удалось им всего за пять 30-минутных игровых сессий с блочным конструктором.

Особенно ценным исследователи считают строительство по «чертежам»: когда ребёнок сперва сделал рисунок барсучьего домика, а потом уже попробовал его соорудить. Ещё более полезными учёные считают разговоры о строительстве. Если родитель обсуждает с ребёнком, что цилиндр слева лучше поддержал бы скос крыши, то эффект и вовсе превосходит ожидания.

2. Отправиться в незнакомое место и нарисовать его карту

Когда вы идёте по парку, а дочь зарисовывает ель, вы можете просто наслаждаться природой. А вот когнитивисты не стали бы так делать. Они бы радостно отметили, что ребёнок уделяет внимание пространственным сигналам и изменяющимся визуальным перспективам.

В общем, бродить по холмам с карандашами — полезная штука для улучшения пространственного мышления. Это ключевой навык для детей, которые мечтают о карьере в инженерном деле, физике, математике и даже в искусстве.

3. Погулять по зоопарку или странной выставке

Задолго до того, как зарубежные учёные начали сыпать выводами, было понятно, что выставка — дело благотворное и развивающее. Но одного присутствия на ней недостаточно. Главный элемент успеха — это вновь родитель, потому что наибольшую выгоду от выставки пейзажей с песчаными сусликами ребёнок получаетв процессе бесед со взрослым. Особенно если родитель время от времени задаёт вопросы. Особенно если они открытые, то есть не подразумевают однозначного ответа и дают возможность порассуждать. 

4. Поиграть в настольные игры

Некоторые игры буквально помогают увеличить мозг. Исследование 2017 года доказало, что у игроков в го увеличивается серое вещество в прилежащем ядре. Именно эта область, возможно, связана с нашей способностью принимать решения.

Другие исследователи уверяют, что посиделки за настолкой активируют у игроков способность к расчётам и развивают математическое мышление. В общем, семейный вечер с настольными играми работает не хуже решения уравнений.

5. Посмотреть, чем увлекается ребёнок, когда его никуда не ведут

Основной фактор обучения — это любопытство. Интересные человеку вещи сами влезают в память и ведут там себя вызывающе, напрочь вытесняя всю информацию, которую велел запомнить педагог по окружающему миру. В голове что-то случается, и человек влюбляется в археологию, динозавров, рок-музыку, абстрактную живопись или даже во внеземные цивилизации.

Долгие летние каникулы — шанс обнаружить у ребёнка личный интерес, который, как обычно, не включили в школьную программу.

Иллюстрации: Shutterstock (Kobrynska)