Несколько лет назад Minecraft была одной из многочисленных игр в жанре «песочницы», где нет сюжетной линии, но есть бесконечно огромный мир, в котором можно создавать, строить, взаимодействовать с другими игроками и вообще делать практически что угодно – возможности игры и количество модификаций поражают. Сейчас Minecraft это не только игра, но и образовательная платформа, которую используют больше чем в 1000 школ по всему миру: в США, Финляндии, Швеции, Австралии и даже России. Редакция IT-Mama рассказывает, как это получилось.
В 2011 году финский школьный учитель Сантери Коивисто вместе с американским учителем Джоэлем Левином нашли друг друга в социальных сетях и обнаружили, что оба используют платформу Minecraft в качестве вспомогательных материалов при обучении детей. Это натолкнуло их на мысль о создании полноценной модификации игры в образовательных целях для учителей по всему миру. Связавшись с создателем игры, Маркусом Notch Перссоном, они рассказали о своей идее, получили поддержку и набор программного обеспечения. Так появилась платформа MinecraftEDU, с помощью которой детей успешно обучают всему: от умения работать в команде до принципов работы ядерного реактора (с его постройкой, само собой).
Как это работает?
Платформа MinecraftEDU это не только модификация, но и полноценное сетевое сообщество для учителей, где они делятся идеями и советами. Не существует единой системы или какого-то стандарта обучения при помощи майнкрафта, но есть множество удачных примеров и опытов.
Например, игру успешно используют в изучении биологии, географии, истории, физики и химии.
От обычной версии Minecraft версия для обучения отличается наличием особого аккаунта для преподавателей, позволяющего контролировать происходящее в игре: например, получать неограниченные ресурсы или защищать построенные здания от разрушения. К тому же такая версия стоит в 2 раза дешевле.
Virtual Civilizations Project – немного переработанных и модифицированный вариант платформы, где есть исторические сценарии. Проект работает в одной из школ Калифорнии и моделирует подобие альтернативной истории, где ученик может руководить своим племенем и пускать его по разным линиям развития. Это чем-то напоминает игру Civilization, но режим «песочницы» дает гораздо больше возможностей и по сути не имеет скриптов.
Кроме того, можно создавать исторические сюжеты, моделировать города разных эпох и проводить исторические сражения.
Образовательная платформа используется для закрепления материалов в российском лицее «Бауманский», где ученики строят модели и схемы на основании полученных знаний. Например, ученик 5-го класса создал из кубиков модель движения эритроцита по одному из больших кругов кровеносного снабжения.
Есть и модификация Forestry, которая позволяет ученику стать пчеловодом, при этом не только строить ульи и собирать мед, но и почувствовать себя генетиком, который открывает и выводит новые виды. При скрещивании пчел учитывается закон Менделя и комбинантность генов. Несмотря на то, что пчелы в модификации – продукт, выдуманный разработчиками, они следуют общепринятым законам генетики и репродуктивности.
Платформу MinecraftEdu интересным образом используют на уроках естествознания в Австралии: система игровых кубиков позволяет подкреплять изучаемые модели созданием аналогичных схем в игре, например цепочек ДНК и РНК. Учителя демонстрируют разные виды соединений, объясняют функции и значения, а затем предлагают детям построить аналогичные детали.
Некоторые идеи можно позаимствовать из фанатских модов Minecraft Build Craft и IndustrialCraft, которые добавляют в игру промышленные ресурсы, например электричество. Проведя сеть электроснабжения, можно собрать современные постройки, например тот же ядерный реактор и посмотреть, как они работают. И хотя это любительские модификации, они все равно учат планировать работу и требуют изучения теоретической части, развития логики и налаживания системы производства. Для создания любого производства нужно наладить систему добычи и транспортировки ресурсов, найти инструменты и установить очередность действий. Ошибки приведут к вполне жизненным последствиям — ядерный реактор, например, может взорваться, загрязнив окружающую среду, а неполадка на конвейере остановит всю линию производства.
Создатели платформы уверены, что кроме школьных дисциплин скрипты в Minecraft могут научить детей командной работе: для этого необходимо поставить ученикам цель, ради которой придется объединиться — например, построить в игре мост через реку. Попутно можно практиковать с учениками иностранные языки – например, ввести в игре общения только на английском и поставить общую цель.