Osvitanova.com.ua

Недавно объявленные результаты 3-й волны международного исследования Kinder Barometer о взаимоотношениях родителей и детей подтвердили: 86% российских родителей верят, что их дети счастливы. Но возможно ли достичь идеала?

В Москве, в уютном пространстве Novikov School состоялась презентация международного исследования Kinder Barometer, проведенного по инициативе известного детского бренда с целью помочь родителям лучше справляться с актуальными проблемами, найти баланс и, в конечном счете, чувствовать себя более счастливыми. В этом году Россия впервые была включена в список стран-участниц международного исследования, реализованного в сотрудничестве с авторитетным исследовательским агентством Ipsos.  Это уже 3-я волна Kinder Barometer, результаты которого подтверждают актуальность новой глобальной кампании под названием: «Kinder®. Когда малое значит так много», запущенной брендом в январе текущего года.  

86% российских родителей считают, что их дети счастливы, и это мнение, в значительной степени, разделяют и их дети, которые считают себя счастливыми в 87% случаев. Однако это не мешает российским родителям быть очень требовательными к себе в этой ответственной роли.

В этом году Россия впервые была включена в список стран международного исследования, запущенного брендом Kinder в сотрудничестве с Ipsos, одним из наиболее авторитетных международных исследовательских агентств; цель исследования — помочь родителям справиться с актуальными проблемами, гармонизировать их восприятие собственной роли и дать возможность чувствовать себя более счастливыми.

Современные родители выстраивают индивидуальную модель воспитания детей, балансируя между консервативным подходом, основанным на внушении строгих правил поведения и контроле со стороны взрослых, и актуальной в наше время тенденцией давать ребенку большую независимость. Они экспериментируют со стратегией воспитания в стремлении найти тот самый единственно верный подход, который сделает их ребенка абсолютно счастливым. Однако для родителей этот поиск совершенства может стать неиссякаемым источником чувства вины, создавая впечатление, что они все равно делают для счастья своих детей недостаточно. Результаты исследования, проведенного по инициативе известного детского бренда, довольно обнадеживающие: едва заметные для взрослого человека счастливые моменты, которые дети разделяют со своими родителями, так же значительны и важны для здорового становления их личности, как и серьезные инвестиции в их образование и благополучие.  

1. Родители очень требовательны к себе в своей роли.

Родители стремятся к непостижимому идеалу: для подавляющего большинства опрошенных (90%) очевидно: нет более весомого показателя успеха, чем быть хорошим родителем.

Результаты исследования показывают, что россияне действительно крайне ответственно подходят к своим родительским обязанностям, уделяя особое внимание следующим аспектам воспитания:  

— развитие в ребенке уверенности в себе и собственных силах(60%);  

— развитие в ребенке целеустремленности и эмоциональной устойчивости перед трудностями (46%);  

— создание благоприятных условий для развития личности ребенка (45%).

Родители выстраивают собственную модель воспитания, основанную на компромиссе между строгими рамками и детской автономией.  

Молодые люди, столкнувшиеся с парадоксальными родительскими требованиями, все больше изучают современные методы воспитания, принципиально отличающиеся от тех, которые применялись в их детстве, и выстраивают собственную модель воспитания детей, ища компромисс между консервативной системой воспитания, основанной на ограничениях и контроле, и более поздней тенденцией к тому, чтобы дать ребенку большую независимость.   

Таким образом,  

— 6 из 10 родителей (60%) утверждают, что быть хорошим родителем, в первую очередь, означает оставить своего ребенка как можно более независимым и сосредоточиться на его / ее желаниях и стремлениях. Тогда, как 4 из 10 родителей (40%) считают, что быть хорошим родителем — прежде всего, значит быть способным обеспечить для ребенка надежный фундамент, приучить к дисциплине  и воспитывать в строгих рамках;

— 6 из 10 родителей (60%), в первую очередь, хотят, чтобы их ребенок приобрел уверенность в себе, и почти каждый второй (45%) хочет, чтобы он развивал свою личность. Также почти каждый второй (46%) считает, что очень важно воспитать в ребенке целеустремленность и стойкость перед трудностями.

Независимость ребенка проявляется в следующем:

— Все родители утверждают, что предоставляют своим детям некоторую самостоятельность, при этом только 54% опрошенных позволяют своему ребенку принимать самостоятельные решения в большинстве случаев (против 41% опрошенных детей);

— 52% родителей хотят, чтобы их дети как можно больше были заняты различной активной деятельностью;   

— Все родители утверждают, что их дети способны выражать свое мнение: в 72% случаев они делают это довольно часто (против 42% детей) и в 78% случаев считают, что их детям, по крайней мере, легко это дается (против 74% детей).

— Чуть больше трети опрошенных, примерно 4 из 10 родителей (39%) хотят, чтобы их ребенок относился к другим с уважением (39%), был вежлив и демонстрировал хорошие манеры (38%).

Также одна из ключевых целей состоит в том, чтобы привить детям ряд полезных привычек, которые повлияют и на их взрослую жизнь. Так, для 66% родителей привитие любви к занятиям спортом ребенку является наиболее значимой задачей: в первую очередь, в целях укрепить его/ее здоровье.  Родители не менее серьезно относятся и к воспитанию пищевых привычек: здоровое питание ребенка важно почти для половины опрошенных родителей (47%).

Символическим примером выстраивания современными родителями индивидуального подхода к воспитанию детей, продиктованного действительностью, является необходимость устанавливать временные ограничения по использованию гаджетов, не нарушая, при этом, личного пространства и выбора ребенка.     

Таким образом, хотя у 80% детей в возрасте от 7 до 15 лет есть смартфон (66% детей в возрасте от 7 до 10 лет и 91% детей в возрасте от 11 до 15 лет), 69% родителей заявляют, что они пытаются ограничить время, которое их ребенок посвящает «игрушке».  

2. Стремление к идеалу может оказывать давление и стать неиссякаемым источником чувства вины.

Для родителей поиск совершенства в их ответственной роли может стать источником чувства вины, создавая ложное впечатление, что они все равно делают недостаточно для счастья своих детей. Так, по результатам опроса:

— 54% чувствуют вину за то, что не проводят достаточно времени со своим ребенком;

— 56% чувствуют вину за то, что они недостаточно доступны для своего ребенка;

— 61% родителей считают, что они недостаточно занимаются спортом со своим ребенком (такое мнение разделяют 46% детей), а 46% считают, что они недостаточно времени уделяют совместным прогулкам (42% детей).

Чувство вины в значительной степени отягощается осознанием скоротечности жизни:

— 69% опрошенных не находят времени сделать все, что хотят;  

— 58% утверждают, что будь у них выбор, они отдали бы предпочтение свободному времени в ущерб деньгам;

— Для 52% родителей жизнь идет слишком быстро. Эта группа лиц чувствует себя наиболее подавленными по сравнению с другими опрошенными участниками исследования.

3. Но несмотря ни на что, результаты исследования показывают: у родителей все хорошо, а дети счастливы!

Взрослые и дети в равной степени удовлетворены уровнем счастья по оценке ключевых показателей:

— Ощущение, что ребенок счастлив: 86% взрослых и 87% детей;

— Положительная оценка взаимоотношений детей и родителей: 88% взрослых и 90% детей;

— Убежденность в комфорте ребенка: 79% взрослых и 82% детей;

— Уверенность, что дома ребенок чувствует себя в безопасности: 94% взрослых и 93% детей;

— Высокая оценка здоровья и физической формы ребенка: 76% взрослых и 86% детей.

Юные участники опроса оценивают себя даже более удовлетворенными по многим важным аспектам, чем оценивают их родители. Например:

— 34% детей считают себя очень счастливыми (против 14% взрослых);

— 76% детей удовлетворены материальным комфортом, который обеспечивают их родители, по сравнению с 61% взрослых. Оценка уровня покупательской способности взрослых не имеет значения для детей: 78% детей довольны количеством вещей, которые им покупают родители, что значительно больше, чем 49% взрослых, удовлетворенных количеством покупок.  

Нам следует поучиться быть счастливыми и довольными жизнью у наших детей!

4. Родители и дети становятся ближе, разделяя маленькие моменты, которые имеют для них  большое значение

Среди родителей и детей существует общее мнение, что родители (особенно мамы), это:

— Люди, которые поощряют детей больше, чем другие: 59% взрослых и 60% детей;

— Люди, которые обучают их основным навыкам для жизни: 51% взрослых и 55% детей;

— Люди, которые всегда готовы выслушать: 57% взрослых и 53% детей;

— Люди, которые дают наилучшие советы: 67% взрослых и 64% детей;

— Люди, у которых всегда есть нужные слова, чтобы утешить: 69% взрослых и 64% детей.

Несмотря на эту близость, если речь заходит о сокровенных секретах или веселой шутке – первое место достается, скорее, лучшему другу, чем матери.  

Стоит принять во внимание тот факт, что дети так же чувствуют особенную близость со своими бабушками и дедушками: 89% считают, что у них хорошие отношения (против 88% взрослых). То же относится и к другим членам семьи (братьям, сестрам, двоюродным братьям и другим).  

Бабушки и дедушки играют важную роль в жизни ребенка, зачастую являясь людьми, беззаветно поощряющими все детские шалости (по мнению 31% взрослых и 30% детей).  

К числу моментов, которые способствуют сближению детей и родителей, большинство опрошенных отнесли:

— Взаимные объятия и поцелуи: 50% взрослых и 46% детей;

— Совместное веселье и смех: 42% взрослых и 34% детей;

— Поддержка и помощь при возникновении трудностей (проблема в школе, неудача в учебе или дружбе…): 31% взрослых и 33% детей.

5. Сравнительный анализ результатов опроса разных стран.

В 2018 году исследование Kinder Барометр вышло на международный уровень, что позволило выявить некоторые культурные различия, связанные с отношениями родителей и детей в разных странах: Франции, Германии, Великобритании, Италии и России.   

Различное восприятие времени  

Для всех родителей повседневная жизнь, как правило, предполагает постоянную спешку, но отношение ко времени имеет яркие отличия:

— Чувство, что жизнь идет слишком быстро, а нагрузка постоянно увеличивается, было выражено повсеместно и большинством (62% взрослых): немцы и россияне меньше перегружены заботой о времени (49% и 52%), в то время, как британцы и итальянцы испытывают гораздо большее давление (74% и 73% соответственно);

— 69% родителей никогда не находят времени делать то, что они действительно хотят: французы менее озабочены этим вопросом (62%), тогда как итальянцы острее ощущают нехватку времени (78%).

Более 1 из 2 опрошенных родителей (53%) чувствуют вину за то, что не проводят достаточно времени со своим ребенком: британцы — это родители, которые испытывают чувство вины по этому поводу больше других (59%), тогда как немцы и итальянцы испытывают подобное чувство  

в меньшей степени (48%).

«Идеальный родитель» — переменный показатель.  

Быть хорошим родителем – основная цель, преследуемая большинством опрошенных (92% согласны с утверждением, что «в нет более весомого показателя успеха, чем быть хорошим родителем»), но с некоторыми локальными отличиями:

— Для участников французского опроса родительская миссия – нечто более тонкое, чем задача «быть хорошим»: только 37% полностью согласны с описанным выше утверждением против 51% в целом;

— Британские и итальянские родители кажутся более заинтересованными в этом вопросе: почти 6 из 10 родителей (57% в Великобритании и 62% в Италии против 51% в целом) полностью согласны с этим утверждением.  

Ключевые факторы, определяющие хороших родителей, касаются 3-х фундаментальных аспектов:  

— эмоциональное благополучие ребенка;

— его/ее коммуникабельность в его/ее отношениях с другими;

— его/ее способность быть независимым.  

Внушение ребенку уверенности в себе 51 Обеспечение условий и возможности для развития собственной индивидуальности 43 Привитие ребенку уважительного отношения к другим   43 Обучение ребенка настойчивости, упорству и смелости перед лицом трудностей 41

Эта иерархия не была соблюдена ни в одной из опрошенных стран и отразила принципиально разные подходы к воспитанию:

— Российские родители отводят особое место взращиванию в ребенке уверенности в себе (60% против 51%). Из этой священной цели вытекает необходимость воспитания в ребенке целеустремленности и стойкости перед трудностями (46% против 41%). Более того, если говорить в более прямо, в России родители больше других обеспокоены финансовым комфортом их ребенка (23% против 9%) и его/ее интеграцией в общество (20% против 14%);

— Французские родители также высоко оценивают важность воспитания в ребенке уверенности в себе, как первый и основной фактор счастливой жизни. Но в их понимании залогом уверенности в себе является независимость – такого мнения придерживается 46% французов против 34% опрошенных в других странах, которые в 38% случаев предпочитают воспитывать в детях настойчивость. Кроме того, именно французы больше всего заботятся о передаче традиций и семейных ценностей своему ребенку (36% против 31% в других странах). Французские родители особенно внимательно относятся к интеграции ребенка в общество (21% против 14%), и это включает в себя, в том числе, предоставление ей / ему более широких возможностей для успешной профессиональной реализации (26% против 20%). И, конечно, особенную важность для французов представляют пищевые привычки (21% против 16%);

— Британские родители ставят во главу угла обучение ребенка уважительному отношению к другим. Хорошие манеры и воспитание становятся ключевым показателем хороших родителей (по мнению 57%), намного опережая по данному критерию остальные страны. Помочь ему/ей стать независимым является одним из трех самых важных факторов (41% против 34%), в то время как обучение его/ее настойчивости сравнительно отстает (33% против 41%);

— Для немецких родителей первый компонент идеального родительства — дать ребенку возможность развить свою личность (50% против 43%). Уверенность в себе по-прежнему в топ-3, но приобретает меньшее значение в сравнении с важностью других аспектов (39% против 51%). Для немецких родителей предоставить ребенку возможность получить хорошее образование (35% против 28%) и расширить сферу эмоционального самовыражения (29% против 24%) — самые важные факторы;

— Как и для британских родителей, обучение ребенка уважению к другим является фундаментальным и для итальянцев (50% против 43%) и позиционируется как 2-й по значимости показатель в стремлении к идеальному родительству после цели развить уверенность в себе (55%). При этом признание со стороны других (20% против 14%) является более важным показателем.

Опрос показывает, что во всех странах дети довольны своей жизнью и отношениями  

с родителями!

В России, как и других странах, по результатам опроса почти 9 из 10 детей счастливы и оценивают взаимоотношения с родителями, как хорошие. Такую же оценку дали и взрослые в каждом 9 случае из 10.    

Все общие аспекты реализации ребенка рассматриваются как удовлетворительные:

— Материальный комфорт: 73% родителей удовлетворены материальным комфортом, который они обеспечивают своему ребенку, и 82% детей также удовлетворены им. Российские и итальянские родители дали более низкие показатели (соответственно 61% и 65%). Однако, доподлинно известно, что России дети чаще оснащены персональными смартфонами (80% против 63% в остальных странах);

— Физическое благополучие: в 9 из 10 случаев дети обладают хорошей физической подготовкой. По этому показателю лидирует Россия, где 76% родителей считают, что их ребенок находится в очень хорошей физической форме. В остальных странах занятия спортом и прогулки с ребенком — это занятия, которым родители не особенно уделяют время (соответственно 56% и 42% для стран в целом);

— Эмоциональное благополучие: 8 из 10 детей чувствуют себя очень комфортно с самими собой! Родители и дети сходятся во мнении, что родители играют важную роль в отношении ко всем эмоциональным аспектам (успокоение, утешение, поощрение, поздравление, защита …). Тем не менее, и родители, и дети выражают сожаление по поводу того, что они не проводят достаточно времени вместе (30% родителей отметили «нехватку времени», 41% во Франции, 36% в России, 23% в Германии и 20% в Италии);

— Взаимоотношения детей и родителей: отношения с каждым из родителей получили положительную оценку по ответам 90% опрошенных взрослых и детей во всех странах; с братьями и сестрами — около 73%; с бабушкой и дедушкой — около 90%; с одноклассниками — около 80%. Интересно отметить, что бабушки и дедушки играют более важную роль в России: например, именно они в большей степени поощряют ребенка (31% против 15% для остальных стран);

— Независимость: 99% родителей считают, что они позволяют своему ребенку делать что-то самостоятельно, а среди опрошенных детей только 96% считают, что их родители действительно предоставляют им такую возможность (большую часть времени или иногда). В Германии 63% родителей дают своим детям независимость в большинстве случаев, тогда как в Великобритании подобную свободу детям предоставляет только 48% опрошенных.

Маленькие моменты имеют большое значение… но какие?   

Повсеместно близости родителей и детей на повседневной основе способствуют 2 ключевых момента:

— Взаимные объятия и поцелуи (упомянуто примерно 50% опрошенных);  

— Совместный смех (по ответам 46% родителей и 40% детей), причем британские родители являются основными сторонниками такого мнения (55%) и в меньшей степени итальянцы (40%).

Далее представлен случайный перечень различных действий/вещей:

— Поддержка и утешение в случае неудач (27% родителей, британцы немного отстают с показателем в 22%, а немцы выбрали этот вариант в 21%);  

—  Совместное дурачество (22%);  

— Просмотр телевизора (такой ответ дали 22% россиян; гораздо более важное значение этот пункт имеет для англичан — 33%;  и немцы отстают с показателем в 17%);

— Совместные прогулки и занятия спортом (для итальянских родителей это важно в 16% случаев, в остальных странах такой ответ дали 22%);

— Родительский совет и поддержка, когда у ребенка проблемы с другом (20% по результатам опроса в мире, в 26% случаев упомянуто российскими родителями).

Выделяются некоторые культурные особенности (чему мы могли бы научиться у других культур):

— Завтрак вместе особенно ценится немецкими родителями (30% против 16% в остальных странах);  

— Совместный просмотр любимого фильма ребенка особенно важен для британцев (27% против 18% опрошенных в мире);  

— Встречу ребенка со школы и других занятий больше всего упоминали французские родители (18% против 13% в остальных странах);  

— Поощрение интереса ребенка к соревнованиям и занятиям спортом преобладающий показатель близости для российских родителей (17% против 13% опрошенных в остальных странах).

Поширити у соц. мережах: