Личные границы есть у каждого. Вообще границы есть у всего. Это некая черта, которую можно видеть, а также она может быть недоступна взгляду. Это черта, которая отделяет что-то от чего-то.

В личных границах эта черта отделяет ваш внутренний мир от внутреннего мира другого человека.

И эту черту устанавливаем мы с вами. Более того она может двигаться (расширять или сужать личное пространство). Все зависит от окружения и ситуации в которой находится человек.

Например, с коллегой по работе у нас может быть выстроена жесткая бетонная стена, неприступная и четко показывающая, где “личное”, а где “рабочее”. В то время как дома со второй половинкой эта стена превращается в такой невысокий и реденький забор.

Но в обоих случаях границы СУЩЕСТВУЮТ. Они жизненно необходимы нам.

Почему границы так необходимы?

Ну вот представьте – стоит красивый дом, наполненный какими-то красивыми и может даже дорогостоящими вещами, а двери в этом доме нет, и любой, кто пожелает, может туда зайти и сделать все что угодно. Испачкать посуду в этом доме, занести грязь с улицы, испортить мебель и т. д. Не думаю, что хозяин этого дома будет доволен. Но что ж поделаешь, не умеет он устанавливать двери. Вот и живет с душевным дискомфортом, недовольством и отсутствием каких-либо сил.

Поэтому очень важно поставить эту дверь, то есть научиться чувствовать, понимать и ОБОЗНАЧИВАТЬ свои границы..

И первое что нужно сделать для выстраивания личных границ, – это ОСОЗНАТЬ ИХ.

Есть то, что мое личное. Мои мысли, мои желания, мои цели и т. д. И они ТОЛЬКО мои.

А для этого очень важно осознавать “ЧЕГО Я ХОЧУ”.

На формирование нашей личности сильно влияют родители и общество. На умение хотеть – тоже. О том, как важно учить ребенка чувствовать себя и поощрять его инициативу, я писала в этой статье.

А вы знаете, чего вы хотите? Определите свои желания и цели. Разрешите себе делать то, что любите, и нмнение остальных в этом вопросе своершенно неважно. Это и будет вашим первым шагом в выстраивании личных границ.

Вторым шагом будет определение того, что можно делать по отношению к вам, а что нельзя. И самое главное КОМУ.
Например, НИКТО не может кричать на вас, даже члены вашей семьи. Или только родные могут брать ваши личные вещи (телефон, ноутбук, кошелек), а всем остальным (кто эти родные и остальные решаете именно вы) нельзя.

Или, например, коллега может вам давать рекомендации или критиковать вашу работу, а муж – нет. Ну это просто для примера.

Но для того чтобы определить все это, важно себя уважать, поверить в то, что со мной так общаться этот человек не может.
И вот тут уже идет работа со своей самооценкой. Как только вы начнете себя уважать, другие тоже почувствуют это.

Не могу не сказать о детях.

Родители, именно вы помогаете ребенку в развитии его устойчивой самооценки. Достойно вы общаетесь со своим ребенком или принижаете его возможности, считая, что он еще маленький и мнение его можно и не спрашивать, какие установки вы ему даёте, как общаетесь с ним, верите в него или нет, и соблюдаете ли вы его личные границы.

В общем, я как всегда ухожу в детскую тематику, поэтому о детских границах и том, как обучить ребенка их отстаивать, читайте здесь.

Третий и завершающий шаг в выстраивании границ – УМЕНИЕ ИХ ОБОЗНАЧАТЬ.

Как можно обозначить свои границы? ОЗВУЧИТЬ то, когда их нарушают. Я рекомендую озвучивать не нападая, а с помощью моей любимой техники “Я-высказывания”, которая работает не только в общении с детьми, но и со взрослыми тоже.

Сказав "Мне неприятно, когда на меня повышают голос", вы обозначили свои границы.

Что делать дальше, если человек продолжает их нарушать?

Обозначить «наказание» – "Когда люди со мной разговаривают грубо, я разворачиваюсь и ухожу (например)".

Ну а что делать в том случае, если человек и после этого не понимает?  ВЫПОЛНИТЕ свое обещание.

Если бы мы все знали, понимали и уважали свои границы, то нам легче было бы чувствовать и понимать чужие. А это так важно для здорового общения и крепких отношений.