В чем разница между традиционными и альтернативными школами? Принципиальная разница?
Йоги говорят – где ваше внимание, там ваша сила.
Традиционная школа все свое внимание направляет на поддержание порядка – программа, уроки, классы, отметки – за аккуратность, прилежание, за поля и отступы, точное следование "как написано в учебнике".
Умение соответствовать стандарт, полная синхронизация – все дети в одно и то же время проходят одинаковые темы. Мы можем перенести ребенка из одной школы в другую и в его бытовании принципиально ничего не изменится. НИЧЕГО. Будут другие учителя, другие дети, но процесс обучения и заведенный быт будет такой же.
Идеал школы – в одинаковости, в соответствии стандарту.
Традиционная школа наполнена правильными ответами.
Мир обучения стерилизован и предельно упрощен, разрезан на "предметы" (экстракты наук) и расписан по урокам. Здесь изучают "знания" в виде формул и "культуру" в виде произведений, максимально отстраняясь от живого опыта, рассуждений, длинных разговоров и дискуссий.
Основным инструментом являются трудночитаемые учебники, через которые надо продираться при помощи учителя.
Исторически так сложилось, что в школе используют принуждение к обучению и подавляют спонтанный интерес познания. Весь учебный процесс подчинен этому – дневники, оценки, экзамены, рейтинги.
Ребенок подстраивается под школу.
Внимание альтернативных школ на другом. На альтернативах. На возможностях. На поддержании разности, индивидуальности – возможность выбора, принятия решения, поиска, эксперементирования.
В центре – ребенок с его мечтами, планами, интересами особенностями, трудностями.
Главная задача – создать образовательный процесс, который будет естественным образом вовлекать и подпитывать познавательный интерес ребенка. провокация роста. Школа настраивается на ребенка. Учеба воспринимается как динамичный процесс, настраиваемый под особенности ребенка. Учитывающий его индивидуальный стиль и мотивационную сферу. Темп обучения настраивается на ребенка.
Тьютор (педагог) выстраивает отношения с ребенком в форме беседы, диалога, поощрения высказывания своего мнения и безусловного уважения к его мнению и стремлениям.
Любой образовательный контент используется как предлог для знакомства. Главная задача – помогать ребенку знакомиться с собой, с другими, с миром, который его окружает. Сначала близким, потом далеким.
Обучение максимально персонализируется – создается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатываются индивидуальные тренажеры и инструменты.
Школа поощряет самоопределение, динамику и гибкость в процессах, которая зачастую выглядит как хаос и беспорядок.
То есть, конечно, есть время, когда вещи лежат на своих местах. Но это не долго. Дети могут поддерживать порядок только тогда, когда они максимально обездвижены. Здесь же много движения, бурления, жизненности.
Школа дает много свободы, выбора, самоопределения. Она постоянно ставит ребенка в условия, где он вынужден принимать решения, действовать по своему разумению, добиваться задуманного результата. Так рождается ответственность.
Старые методы преподавания плохо работают.
Фронтальное преподавание, домашние задания, написание конспектов под диктовку – все это осталось в старой школе. Альтернативное образование вынуждено искать новые подходы, задействовать видео и гаджеты, находить уникальный контент и новые формы подачи, предоставлять выбор, подстраиваться под индивидуальные интересы и темп, следовать за ребенком. Для этого нужны инновации.
Поэтому альтернативное образование по своей природе ИННОВАЦИОННО – активно ищет ИНОЕ, пробует, собирает и настраивает.
Итого:
В традиционной системе образования внимание на программе, в альтернативной – на личности ребенка.
Чем дальше мы отходим от программы, тем больше инновационности требуется в учебном процессе.
17 апреля приглашаю на дискуссию Альтернативна освіта: що це, навіщо, як обрати? поговорить на темы альтернативного/инновационного образования.
Коментарі 3
Людмила
Доброго ранку.В нашій освіті стільки тих, хто начає та контролює вчителя, що звичайному вчителю просто нема коли творчо працювати,бо треба то перед директором, то перед методичним кабінетом(от їх давно требе прибрати - бо це вже не допомогаючий орган, а перевіряючий та контролюючий).Дайте більше свободи вчителю. З свого викладацького досвіду -42роки- знаю, що більш-менш творчий вчитель, як правило до оформлення потрібних перевіпяючим паперів, відноситься легковажно, тому він завжди в "відстаючих". Парадакос, але, нажаль, так і єю Дякую
Олена
Добрый день! Очень хорошая статья... Из моей практики работы в школе, чем меньше контролируют учителя "сверху", тем больше творчества в его РАБОТЕ!!!... Когда НЕ МЕШАЮТ...учителю легче находить "индивидуальный путь" к обучению детей в классе. Отсюда следует,что персонифицированный подход к каждому ребёнку осуществлять ЛЕГЧЕ И ПО ВРЕМЕНИ БЫСТРЕЕ... Я в этом убедилась на собственном опыте работы...
Анна Печерна
головна редакторка
"Освіта Нова"
Дякуємо, що поділилися своЇм досвідом
Якщо ви зареєстрований користувач і хочете додати коментар то вам потрібно увійти, або ви можете додати коментар нижче анонімно.