Насколько решающим фактором успеха является диплом о высшем образовании в наши дни? Ведь мы, желая самого лучшего для наших детей, настраиваем их на то, что только учеба в университете дает гарантию блестящего будущего и истинного счастья. А нужна ли им такая установка? Отвечает писатель, профессор чикагского колледжа Дю Паж, Дэвид МакГрат.
Я долго не понимал, что это проблема. Студенты моего курса английского работали в компьютерном классе, где компьютеры были отделены конторками для того, чтобы обеспечить ребятам полную приватность — так они могли сосредоточиться на задании. Это также означало, что я не мог следить за тем, что они делают, как это было в обычной аудитории. Однажды я вышел на середину компьютерного класса и увидел, что один из студентов, назовем его Уильям, сидел, обхватив голову руками. «Все в порядке?» — спросил я шепотом. Ответа не последовало. Парня трясло.
За годы моей практики я повидал студентов в стрессе. Однажды мне даже пришлось просигнализировать о семейном насилии. В другом случае, пришлось разбираться со студентом, который приходил в нетрезвом виде. Уильям имел вид страдающего человека. Я спросил, не позвать ли медсестру. У меня бывали студенты, которые испытывали трудности, те, которые в 16 лет записывались в университет и работали по двойной программе: и для школьников, и для студентов — так они экономили на стоимости высшего образования и начинали обучение в колледже раньше. Но Уильяму было 19, это обычный возраст первокурсника.
«Я не могу справиться с заданием», — сказал он. Я настаивал на том, чтобы он поговорил со мной, чтобы понять, как помочь ему. Он нехотя поднял голову и ответил: «Я просто не могу». Я не увидел слез, но глаза его были красными, лицо искажено болью. «Такое напряжение я не могу выдержать». Я расспрашивал дальше и понял, что тревожность сделала для него это задание невыполнимым. И на прошлой неделе он не смог сделать домашнюю работу. Прошлую контрольную он написал на двойку и теперь боялся, что снова ничего не получится и его семья посчитает это большим разочарованием.
Я попытался подбодрить его, напоминая, что еще рано говорить о результатах, мы только в начале семестра, многие другие ребята в его группе тоже получили плохие оценки, и вообще смысл учебы в том, чтобы расти и совершенствоваться. Все это поправимо, уверял я его, он все еще может закончить семестр с хорошими оценками. Я и раньше это озвучивал, но на Уильяма это не произвело никакого впечатления. Ему было плохо здесь и сейчас. Более того, он вообще не хотел идти в колледж. Но все ждали от него этого: диплом о высшем образовании или ничего.
Когда я начал преподавать, я редко видел студентов, не заинтересованных в получении диплома о высшем образовании. Такие были только среди тех, кто уже начал стажировку где-то на производстве по тем направлениям, к которым их готовила специализация в старшей школе. Но в наши дни я все чаще вижу студентов с той же дилеммой, что и у Уильяма: они пришли в аудиторию колледжа, потому что им не дали другого выбора. Однажды учителя сказали им, что без высшего образования они никогда не получат приличной работы. Что один лишь школьный аттестат даст им доступ к незавидной низкооплачиваемой работе в заведениях фаст-фуда.
Родители, конечно, восприняли мнение педагогов более чем всерьез. Поэтому если даже ребята находили удовольствие в работе в торговле или, например, в ремонте техники, родители не хотели воспринимать профтехобразование как опцию для своих детей: «Только не мой ребенок!». Как следствие, по данным последнего рапорта Департамента профтехобразования США, за последние 11 лет число студентов заведений профтехобразования резко снизилось. В Чикаго за последние 20 лет сократилось количество таких учреждений, программы финансирования свернули.
Это плохие новости для таких ребят как Уильям и для города, где находится офис Amazon, предлагающий 50 тысяч рабочих мест, большинство из которых не требует высшего образования. Согласно американскому Бюро статистики, 68% процентов выпускников вступают в высшие учебные заведения. При отсутствии возможности получать профтехобразование это значит, что 32% молодых людей действительно попадают на низкооплачиваемую неквалифицированную работу и обречены на бедность. Из тех, кто идет в колледж, 40% так и не заканчивают его, как случилось с Уильямом, который подал заявление об отчислении еще до конца первого семестра первого курса.
Необходимо, чтобы родители перестали считать, что квалифицированный рабочий — это нечто постыдное. Такая установка не приносит ничего, кроме фрустрации и депрессии, их детям, которых они принудили поступать в вузы на те специальности, к которым у них нет интереса и способностей. Для того, чтобы бороться с предубеждением, нам нужно работать с родителями и общественным мнением, а еще нужны инвестиции. Да, инвестиции в виде более высоких зарплат для механиков, ветеринаров, младшего медицинского персонала, страховых агентов, физиотерапевтов, работников железнодорожного транспорта, хореографов и многих других работников, которым не нужно высшее образование, но которые очень важны для общества. Например, для тех же строителей, которые построят новые офисы Amazon — им нужны программы для профтехобразования, те самые, которые мы свернули, а теперь должны возобновить.