15-17 февраля в Киеве состоялся трехдневный семинар Михаила Казиника. Искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер,  один из самых эрудированных людей нашего времени провел в уютном креативном пространстве mOre семинар о комплексно-волновом уроке. Я  была на первом дне и на первой части третьего, поэтому здесь лишь малая толика той мудрости, которой поделился маэстро.  Пример самого урока я опубликую чуть позже на "Освіта Нова". А сейчас поделюсь впечатлениями.

Такие люди, как он, – визионеры, они предвидят будущее, и делают уже сейчас то, что будут делать другие десятилетия спустя. Слушать его – неимоверное удовольствие, удивительные истории перемежались музыкальными произведениями и работой с аудиторией – каждый, кто хотел, смог сесть с ним за инструмент и поимпровизировать, а также получить советы от него по проведению комплексно-волнового урока.

Он предлагал участникам разыграть небольшие сценки и показывал, что мы все немножечко актеры, и как важно использовать интонацию. С женщинами всегда голос должен быть ниже, с мужчинами выше, а с детьми надо вверх-вниз, объяснял Михаил.

Искусство всегда любовь и о любви – поэзия, изобразительное искусство, классические музыкальные произведения. Казиник сам – источник любви и харизматичности, открытый к общению и диалогу.

Конечно же, много говорил о музыке и музыкальных произведениях. Музыка позволяет перезагрузиться, она повышает интеллект, успокаивает и даже лечит. Призывал перед тем, как знакомить с музыкальным произведением, обязательно рассказать об истории его создания и авторе, так уровень вовлечения будет выше.

«Во время одного из экспериментов двум группам студентов дали послушать произведение, длившееся 28 минут. Одним рассказали предысторию, другим нет. Первые сказали, что произведение длится около часа, вторые – примерно 12 минут. Хотите долго жить? Живите насыщенно».

Михаил много говорил о школе, какой он видит ее, и как проходят занятия в его школе, какими умениями должны обладать учителя, как и какие знания надо преподносить детям.

Поделюсь тем, что записала в блокнот.

✔️ Родив ребенка, окружите его миром эстетики.

✔️Каждого человека надо воспитывать прежде всего гуманитарием, потому что человечество стоит перед гуманитарной катастрофой.

✔️Все учебники должны начинаться с любви.

✔️Мы сами небожители, потому что Бог живет в нашем сердце, а не на небе, поэтому я не хожу в церковь. Зачем мне посредник (священник) для общения с Богом? Религия равно политика. В моей школе дети изучают все конфессии, но она вне конфессий и вне политики.

✔️Главный недостаток сегодняшней школы в клиповом мышлении.

✔️Ни один ребенок не любит собирать игрушки, это скучно, а разбрасывать любит, потому что это весело. Скажите ему, что это не игрушки, а грибы, и что их надо собирать в лукошко. А он вам ответит: «Ничего не выйдет. Тут одни поганки».

✔️Любовь – высшая форма энергии. Все искусство, музыка, литература, поэзия про любовь. Вы думаете, что сказка Пушкина о рыбаке и рыбке о жадной старухе? Нет. Она про безусловную любовь. Легко любить красивую и умную женщину, а каково было рыбаку любить вздорную старуху? Но он любил и регулярно спрашивал: «Теперь-то твоя душенька довольна?». Тут и еще одна любовная линия есть – рыбка и старик. Рыбка готова была исполнить любое желание старика: «Откуплюсь чем только пожелаешь». Но старику не надо было ничего, он отпустил рыбку, пожаловав ей самое ценное – свободу. Это задача школы выводить учеников на более высокий уровень при анализе произведений искусства.

✔️В музыке много математики. В музыкальном произведении нет случайных звуков, здесь и пропорции, и числа Фибоначчи, и много других математических категорий. 

✔️Наши дети сегодня не читают, они просто буквы в слова складывают. Настоящее чтение другое. Когда Толстой написал в «Анне Карениной» «Все смешалось в доме Облонских», то имел в виду, что это во всей России все смешалось…

✔️Защита страны – это ее школа, самый консервативный институт общества.

✔️Кто идет к детям, тот самый счастливый.

✔️Учитель – мудрый друг, которому можно доверять, посланник высших сил, к нему можно обратиться с проблемой.

✔️Школа для учителя не работа, а театр. Учитель в школе оратор, актер и воспитатель.Школьные годы должны быть самыми радостными и у учителей, и у детей. Возрадуется учитель, возрадуется ученик.

✔️Хотите, чтобы ребенок какую-то книгу прочитал. Скажите ему, чтобы брал какие хочет книги на полке, а вот эту нет. Ее он прочтет в первую очередь. 

✔️Страдающие от депрессии, слушайте сонаты Скарлатти.

✔️Все проверяется юмором. Если у вас нет чувства юмора, прямо сейчас сделайте себе каталог шуток.

✔️Школа будущего напитывает гармонией и открывает путь к свободе мышления. 

✔️Хотите, чтобы ребенок стал Нобелевским лауреатом, начинайте не с химии, а с музыки. 

✔️Вся музыка закодирована на золотых сечениях и поэтому влияет на восприятие человеком золотых сечений в окружающем мире и должна играть большую роль в жизни людей. Золотые сечения есть в том числе и в стихах. 

✔️Овладев тембром и интонацией своего голоса, даже химию можно как сказку рассказывать. Интонация учителя перед классом должна все время меняться. 

✔️Я не переделываю школу, а превращаю ее в театр и это всем доступно.

✔️Чтобы стать любимой учительницей, не обязательно быть молодой и красивой, для этого надо уметь создавать состояние радости, а скушности вам дети простят. Когда они говорят, что не любят химию, это всего лишь значит, что не чувствуют любви учительницы по химии. 

✔️Утром вы, учителя, идете не просто на работу, вы идете в любимое место удивлять детей.