Osvitanova.com.ua

Наталья Искорцева-Кунская, соучредитель и директор средней школы Stembridge.by, побывала на конференции "Навыки для будущего: управляя изменениями", собравшей представителей сферы образования, предпринимательства, госуправления и инноваций из 50 стран, и делится с нами ключевыми инсайтами — каким должен стать процесс становления профессионалов уже сейчас.

В последнее время много разговоров о том, что мы не знаем, каким будет будущее, в котором предстоит жить сегодняшним детям. Оно совершенно непредсказуемо. Поэтому по всему миру люди ищут ответ на вопрос, чему и как нужно учить детей сегодня, чтобы они оказались готовыми к новому миру.

Паника по поводу развития искусственного интеллекта с предсказаниями о том, что через 10-20 лет 50-60% современных профессий исчезнет, то есть люди потеряют свои рабочие места, приводит к фрустрации в отношении профориентации молодежи. Неужели все, что останется людям, — это творчество? Конечно, нет — говорят эксперты из IBM и Microsoft. Во-первых, AI создается и обучается человеком. Нам лишь надо понять, чего мы хотим от AI, чтобы это получить. Во-вторых, именно AI помогает нам исследовать нашу человечность. То есть он не ограничивает, а наоборот, расширяет наши возможности. И наша задача — сделать AI партнером в этом развитии. Так что на смену вымещаемым профессиям просто придут новые. И они будут созданы теми, кто сейчас сидит за партами. И это еще одна причина, почему то, как и чему они учатся сегодня, — очень и очень важно для нашего будущего.

По данным McKinsey Global Institute, сегодня могут быть полностью автоматизированы менее 5% профессий. Однако в дальнейшем роботы смогут в совершенстве исполнять около одной трети задач, включенных в 60% профессий.

Пример постоянно возрастающих темпов технологических изменений и наращивания потенциала в направлении "невесомости" экономики:

- 200 лет, чтобы создать 1 млрд велосипедов;

- 120 лет, чтобы создать 1 млрд машин;

- 8,5 лет, чтобы набрать 1 млрд Facebook пользователей;

- 5,5 лет, чтобы провести 1 млрд поездок на Uber;

- 87 дней, чтобы набрать 1 млрд просмотров Адель на Youtube.

(Thomas Frey, Executive Director of the Da Vinci Institute)

Каким должен стать процесс обучения?

Ориентированным на практику

Два года в старшей школе для поступления в университет, пять лет в университете и потом еще несколько лет на рабочем месте, чтобы стать профессионалом — это уже не работает в современном очень быстро меняющемся мире. Процесс становления профессионалом должен стать практикоориентированным, что невозможно обеспечить за партой. То есть современное образование должно выходить за рамки образовательных учреждений. Новая парадигма образования нуждается в партнерстве образовательных учреждений, реального бизнеса (потенциальных работодателей) и местного сообщества. И самих детей обучающихся, конечно. "Я не хочу быть человеческим ресурсом. Я хочу понять, как мне быть с моей жизнью, чтобы быть счастливой", — голос молодых. А чтобы понять, "что делать со своей жизнью", нужно формировать опыт, то есть пробовать, испытывать, "примерять".

С акцентом на профессионально-техническое образование 

В тесной связке с этим идет вопрос о профессиональной ориентации и скорости начала трудовой деятельности. Повышается актуальность профессионально-технического образования. Его можно быстрее получить и, соответственно, быстрее начать работать. И понять — то или не то, нравится или нет. И если нет, то сменить сферу и пойти переучиваться. А если к этому еще добавить и профориентационное сопровождение с ранних этапов, которое помогает найти и раскрыть таланты каждого конкретного ученика и направить развитие в сторону профессии/занятия на стыке уникального микса способностей, компетенций и интереса, то счастье в деятельности становится уже вполне прогнозируемым.

Длиною в жизнь

Это все ставит во главу угла такую компетенцию, как умение учиться и переучиваться. Потому что отныне учиться предстоит всю жизнь. То есть образование — это не что-то, полученное в юности и определяющее всю жизнь. Образование — это процесс длиною в жизнь. Или стиль жизни. Или неотъемлемая ее часть каждый день. А поскольку это не что-то, что надо "пережить", а то, что сопровождает всю жизнь, важно, чтобы было интересно и вовлекающе. И это тонкий, но важный момент: если с детства сформировать устойчивый навык учиться — самостоятельно, искренне, потому что интересно — то этот навык ложится в основу важной для будущего мира компетенции — гибкости. Как говорил нобелевский лауреат Джон Стейнбек: "Способность думать завтра иначе, чем вчера, отличает умного человека от упрямого". В процессе постоянного изучения происходит наращивание профессиональных компетенций (один из основных трендов нового образования).

С упором на овладении цифровой грамотностью

Быстро развивающиеся технологии играют в этом немалую роль. 90% рабочих мест в Европе требуют цифровых навыков. 44% граждан-работников ЕС имеют недостаточный уровень владения ими. В ЕС последние 10 лет ежегодно увеличивается спрос на IT специалистов на 4%. По оценкам Еврокомиссии, к 2020 году будет недостаток 756,000 ICT специалистов. Это говорит о необходимости обучения цифровой грамотности в рамках общеобразовательной программы уже сегодня. Цифровые навыки — это уже отнюдь не умение пользоваться вордом и экселем. Базовые цифровые навыки включают в себя умения общаться посредством электронной почты и социальных медиа, создавать и редактировать документы и искать и обрабатывать информацию с помощью цифровых носителей, равно как и защищать свои цифровые данные. Для обучения этому, конечно, нужна инфраструктура. Если не хватает своих ресурсов, то на помощь могут прийти и личные гаджеты детей, и IT-компании, работающие по соседству. Так, партнерство становится важной составляющей современного образования.

Многие спросят: "Это все правильно и нужно, но как же знания? Во-первых, экономика знаний — наша реальность. Во-вторых, тестирование…" От молодого поколения часто можно услышать: "Ну зачем мне это все учить, если все есть в гугле?" А вот эксперт IBM Сильвия Камби поделилась: "80% информации в мире — не индексируемая поисковиками". Это означает, что только 20% информации можно "нагуглить", остальное надо либо знать, либо "добывать" — то есть знать, что, как и где взять. А для этого все же базовое знание необходимо. Так что среди важных навыков будущего есть базовая грамотность: языковая, математическая и естественно-научная. И вот тут очень важно понимать, что такое знание и что оно отличается от информации. Рассказать что-то на уроке географии или истории — это еще не передать знания. Знания формируются при применении информации. И это то, что измеряет международное исследование качества образования — PISA. То есть не столько, что я знаю, сколько как я умею это применить к решению той или иной задачи, в идеале, жизненной. Так что роль учителя в частности и школы в целом — это научить работать с информацией — находить ее, анализировать, структурировать и самое главное — научить ее использовать.  

Будущее наступит, что бы мы о нем ни думали. И при всей его непредсказуемости оно будет разным у разных людей. И чтобы в нем чувствовать себя устойчиво, важно уже сейчас развивать гибкость и умение решать нестандартные задачи, а также предприимчивость, 4К и осознанность.

Поширити у соц. мережах: