С легкой руки Германа Грефа слово «эджайл» в одночасье превратилось из узкоспециального термина в общеупотребимое понятие, применимое к управлению, обучению, экономике в целом. Все мы должны стать Agile. Но что конкретно это означает? Стоит ли переносить Agile-технологии в образование, и что это нам даст?
Agile-манифест описывает принципы «гибкой» методологии разработки и внедрения программного обеспечения: приоритет интересов клиента, открытость к изменениям, работающая система в каждый момент времени, мобильные совместные команды «заказчик — разработчик — пользователь» с высоким уровнем коммуникаций. Agile-образование применяет эти принципы при проектировании учебной программы и в ежедневной работе школы.
Школа, ориентированная на госзаказ и закрытая турникетами, не устраивает современных родителей. Семья и учителя больше не могут находиться по разные стороны баррикад.
Все уже понимают, что эффективно усваиваются только знания и навыки, востребованные конкретным человеком именно сегодня. А кто как не родители лучше всего понимает ребенка, знает, что ему нужно и несет ответственность за результат? Необходимо также включить и самого ученика в постановку задач и оценку результатов образования. Ребенок, родители, учителя — вот команда, которая должна создавать образовательный процесс. Однако в современной педагогической практике нет инструментов, обеспечивающих такую командную работу. Этим инструментом и может стать Agile.
Тетрадь с картинками «Что мы строим», 1930 г.
Кроме того, «гибкие» методологии наконец позволят школе стать живой саморазвивающейся системой, центром инноваций, а не пассивной площадкой для внедрения чьих-то концепций и идей.
На Западе о переносе Agile-подходов в школу говорят уже несколько лет. Мы перевели статью американского инноватора в области образования, написанную еще в 2011 году, но так актуальную для нас сегодня. И хотя автор говорит не меньше чем о новой национальной идее, не давайте читать этот материал чиновникам из Министерства образования. Agile нельзя внедрить «сверху» в качестве нормативного фундамента: гибкая методология по определению не может применяться таким способом. Но если по этим принципам перестроится работа конкретных маленьких и больших школ — глобальные изменения обязательно произойдут.
Стив Пеха (Steve Peha) —
президент Teaching That Makes Sense, консалтинговой компании в области образования, специализирующейся на грамотности, оценке и лидерстве в школе. Начиная с 1995 года он обучил тысячи классов и сотни школ по всем Соединенным Штатам и Канаде. До этого он занимался предпринимательством в области ПО.
AGILE-ШКОЛЫ: КАК ТЕХНОЛОГИИ ПОМОГАЮТ СПАСТИ ОБРАЗОВАНИЕ
АМЕРИКАНСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЗАШЛА В ТУПИК
Даже незначительный рост успеваемости, который был достигнут за годы с момента старта программы No Child Left Behind («Ни одного отстающего ребенка», далее по тексту: NCLB), замедлился. Энтузиазм учителей низок как никогда. Федеральному правительству и правительствам штатов не хватает денег на образовательные программы. А тех из нас, кто работает в школах (если у нас ещё есть работа), просят потуже затянуть пояса.
Многие считают, что технологические инновации — это оптимальный путь к возрождению программы на благо детей и их семей. Но причинно-следственной связи между использованием новых технологий (аппаратного и программного обеспечения) или нового технологического контекста (онлайн-обучение или смешанное обучение) и существенным ростом успеваемости школьников всех ступеней обучения пока не выявлено.
Организовав сессии стратегического планирования с несколькими десятками директоров, поработав в сотнях школ и проведя тысячи уроков, я пришел к выводу, что система образования зашла в тупик, потому что у нас нет надёжной методологии для того, чтобы развивать её дальше.
После четверти века национальных реформ, беспрецедентного финансирования и тысяч исследовательских проектов мы так и не нашли масштабируемой, воспроизводимой, хорошо задокументированной и научно подтверждённой методологии управления существующей школой, создания новой школы или возрождения провальной школы.
А между тем такая методология, похоже, существует. Я могу показаться безумцем, но у меня она действительно есть.
На протяжение последних шести месяцев я занимался адаптацией методологии Agile к использованию в школах. Какой бы принцип или конкретный прием я ни рассматривал, он на удивление легко переводится на язык образования, — и вообще, Agile отлично подходит для управления школой.
Некоторые учителя и директора школ, вероятно, сочтут, что я сошел с ума, перенося Agile через школьный порог. Некоторые инженеры и менеджеры тоже не в состоянии представить, как Agile мог бы работать в школе. А вот как:
Основу Agile составляют три вещи — процесс обучения, люди и изменения. А это те самые вещи, которые сейчас важны для образования, и с которыми мы пока плохо справляемся.
Из книги «Юный политехник», 1931 г.
Говоря об образовании, мы часто говорим о создании культуры познания в наших школах. Но у нас нет проверенного способа создания такой культуры. А у Agile он есть.
МАНИФЕСТ НА ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ГОДА
Некоторые идеологи реформы образования призывают к полной «реорганизации кода» (refactoring) современной школы. Приступая к своей миссии по реорганизации системы образования, я начал с Манифеста Agile.
Конечно, там говорится о разработке программного обеспечения, а не о школе. Но его положения настолько универсальны, что за это нельзя было не ухватиться. Заменив бизнес-терминологию понятиями из области образования, я пришел к следующему:
МАНИФЕСТ AGILE-ШКОЛЫ
Мы постоянно открываем для себя более совершенные методы обучения детей, занимаясь обучением непосредственно и помогая в этом другим. Благодаря проделанной работе мы смогли осознать, что:
- Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов;
- Осмысленное научение важнее формальных тестов;
- Сотрудничество между участниками процесса важнее постоянных согласований/переговоров;
- Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.
То есть, не отрицая важности того, что справа, мы всё-таки больше ценим то, что слева. Это не просто игра слов, это мощный инструмент эффективного управления школой.
Администрация любой школы сталкивается с противоречивыми требованиями. Ответственный за тестирование тонет в требованиях в части данных и отчётности. Заведующий учебной частью решает столько задач, что на оценку эффективности и планомерное изменение учебного плана у него не хватает времени. У директора школы может быть до 50 прямых подчиненных и не менее дюжины зон ответственности.
Agile просто необходимо внедрить в школы. Государственной системе образования не хватает чётких ориентиров; у нас слишком много конфликтующих между собой приоритетов. Agile мог бы решить эту проблему
— Гленн Кессинжер,учитель средней школы и специалист по воспитательной работе
Почти любой сотрудник школы ощущает себя менеджером среднего звена, на которого одновременно давят снизу и сверху. Манифест Agile-школы устанавливает чёткие приоритеты, помогая работникам системы образования принимать более взвешенные решения.
КАК AGILE УЧИТ НАС РЕФОРМИРОВАТЬ НАШИ ШКОЛЫ
В четырех пунктах Манифест также объясняет, почему нам так тяжело даётся школьная реформа:
1. Большинство школ зациклены на процессах и инструментах; потребности индивида отходят на второй план.
В системе образования и любом образовательном учреждении занято множество людей с множеством потребностей, а вот ресурсов обычно не хватает. Поэтому те, кто работает над реформой образования, считают, что у этого уравнения нет решений.
В результате в ходе реформы сложился технократический стиль управления школой, в котором школа воспринимается как корпорация, действующая в соответствии с набором правил. Такой подход позволяет администрации школы хотя бы частично снять с себя личную ответственность за решения, касающиеся человеческих жизней.
Школьная администрация все меньше и меньше готова учитывать человеческий фактор при принятии того или иного решения и всё чаще прибегает к формальным процессам (процедурам) и инструментам (например, к программному обеспечению для анализа данных) для распределения ресурсов, управления взаимоотношениями между людьми, решения судеб детей и оперативного управления школой.
Если бы школы были фабриками, учителя шестеренками, а дети деталями, то это имело бы смысл.
Но школы — это сообщества, учителя — это люди, а потребности детей очень разнообразны и часто радикально меняются с течением времени.
Всё это делает Agile гибким и взвешенным решением для школьной администрации, потому что эта методология поддерживает достижение количественных и качественных целей образования посредством человекоориентированного подхода к организационному развитию и при этом повышает уровень организационной дисциплины.
Из книги «Пионеры в колхозе», 1931 г.
2. Большая часть работников системы образования зациклена на методиках обучения, дидактических материалах и результатах тестов (это то, что они хотят «построить»); ценность того, что дети в результате усваивают (потребности «клиента») редко обсуждается, почти никогда не оценивается и не используется в качестве критерия положительных изменений.
Пока школы были тесно связаны с местной общиной, работники системы образования были более склонны ориентироваться на потребности местных жителей. Это не всегда работало, потому что учителя не обязательно действовали согласованно, а также потому, что концентрация талантливых людей в разных частях системы неодинакова.
С приходом централизованного итогового тестирования многие школы стали — боясь наказания — рассматривать правительство штата как «заказчика». Так как интересы штата воплощены в стандартных учебных планах и единых итоговых тестах, многие учителя предпочли грубую реальность тестирования подлинной цели преподавания. Так быть не должно.
Мы можем преподавать творчески, реагировать на индивидуальные потребности детей и одновременно получать высокие баллы на тестах.
Адаптировать программу или методику эмоционально легче, чем изменить привычный способ реагирования на постановления правительства. Несмотря на то, что почти все учителя считают детей и их семьи подлинными заказчиками образования как продукта, они всё реже выстраивают свою работу в соответствии с этим пониманием.
3. Большая часть взаимодействий внутри школы неэффективна из-за бесконечных переговоров и компромиссов на разных уровнях; настоящего сотрудничества между участниками процесса почти не бывает.
Мы живем в эпоху, когда необходимо принимать трудные решения. В тоже время культура школы подразумевает избегание конфликта любой ценой.
Решения принимают комитеты, результаты деперсонифицированы, а небольшие возражения от отдельных участников могут потопить даже самую многообещающую инициативу. В результате мы вынуждены довольствоваться наименьшим общим знаменателем или, если повезёт, регрессией к среднему значению.
Внедряются те идеи, которые оскорбляют чувства наименьшего количества людей. Почти все вопросы в школе решаются посредством таких вот компромиссов. Многие переговоры неочевидны, но избегание конфликта почти всегда становится решающим фактором при принятии решений. Лучшие примеры сотрудничества отходят на второй план, а на первые позиции выдвигаются худшие аспекты компромисса.
4. Школьная культура подразумевает всеобъемлющее планирование и сопротивление изменениям.
Тому много причин, но основных две: одна историческая, а вторая культурная. Исторически мы до сих пор действуем в соответствии с фабричной моделью, по которой изначально строились наши государственные школы в XIX веке. С точки зрения каких-то фундаментальных вещей школа почти не менялась после эры промышленной революции.
С культурной точки зрения, неизменность и невероятная предсказуемость школы (а также низкий порог входа в профессию и — до последнего времени — гарантия пожизненного найма) всегда привлекали людей, которым стабильность в работе важнее динамики.
Чтобы поддерживать морально устаревшую систему в условиях существенных подвижек в федеральном законодательстве и демографии, и стараясь при этом минимизировать изменения, работники системы образования пытаются усилить контроль посредством более детального планирования.
Существует миф, что чем план больше и лучше, тем эффективней контроль. Как мы знаем из опыта работы с хаотическими системами, верно обратное: чем больше мы планируем, тем с большей степенью вероятности всё пойдет не так.
Мы путаем возможность предсказать будущее с возможностью на него повлиять. В результате мы сначала имеем впустую потраченное время, а потом серьезную фрустрацию и невероятную неэффективность, когда пытаемся реализовать формальные одобренные правительством планы по реформированию школ и видим, как наши проекты неизменно проваливаются, иногда по несколько лет подряд.
Тетрадь с картинками «Что мы строим», 1930 г.
Если вы уже давно чешете в затылке, пытаясь понять, почему нам так трудно даётся реформа образования, теперь у вас есть ответ: пытаясь понять, как должна работать современная школа, мы не следуем принципам Agile.
Быстрое маневрирование — единственно правильная реакция на изменения, а изменения — это то, чего мы, работники образования, боимся больше всего.
Но перемены не должны нас так сильно пугать, если у нас есть проверенные принципы работы в изменяющихся условиях.
Agile предлагает набор проверенных принципов, определяющих культуру и поведение в организации, которая заинтересована в достижении выдающихся результатов, используя простые приемы, помогающие решить существенные проблемы в условиях непредсказуемой среды.
ДВЕНАДЦАТЬ ПРИНЦИПОВ AGILE-ШКОЛЫ
Мы придерживаемся следующих принципов:
- Нашим наивысшим приоритетом является удовлетворение потребностей детей и их семей посредством создания возможностей для непрерывного осмысленного обучения.
- Изменение требований приветствуется даже на поздних стадиях образовательного процесса. Изменения необходимы и детям, и их семьям.
- Циклы осмысленного обучения должны повторяться как можно чаще и длиться от пары недель до пары месяцев, причем предпочтение отдаётся более коротким интервалам.
- Школа и члены семьи учащегося должны ежедневно работать вместе, чтобы сделать осмысленное обучение возможным для всех участников процесса.
- Над учебным проектом должны работать мотивированные профессионалы. Чтобы работа была сделана, создайте условия, обеспечьте поддержку и полностью доверьтесь им.
- Непосредственное общение является наиболее практичным и эффективным способом обмена информацией как с самой командой, так и внутри команды.
- Осмысленное научение — основной показатель прогресса.
- Процесс обучения выстроен так, чтобы оставаться устойчивым. Учителя, ученики и их семьи должны иметь возможность постоянно поддерживать ритм обучения.
- Постоянное внимание к техническому совершенству и качеству проектирования повышает гибкость учебного проекта.
- Простота — искусство минимизации лишней работы — крайне необходима.
- Самые лучшие идеи и инициативы рождаются у самоорганизующихся команд.
- Команда должна систематически анализировать возможные способы улучшения эффективности и в соответствии с этим корректировать своё поведение.
А.А. Лабас — «В метро», 1935 г.
Здесь мы снова видим готовый рецепт удачной школьной реформы. Никто не спорит с тем, что школа должна обеспечивать «осмысленное обучение». Споры ведутся о том, чем именно это осмысленное обучение является.
Двенадцать принципов выводят этот вопрос на первый план, туда, где он и должен быть, и дают нам возможность решить, так ли важны результаты итогового тестирования, как некоторые утверждают, или есть дополнительные критерии, которые следует принимать во внимание.
Представьте, какую силу в себе несет принцип номер 7: «Осмысленное научение — основной показатель прогресса». Фокус непосредственно на обучении (и его ценности для «клиента»), а не на опосредованной и зачастую не заслуживающей доверия оценке посредством тестирования (которое нужно в первую очередь штату), способен радикально изменить систему образования к лучшему.
Без набора руководящих принципов работники сферы образования часто теряются. Поэтому школы зашли в тупик, реформа изжила себя, энтузиазм учителей на нуле, общественный цинизм растет, а взаимная неприязнь между станами реформаторов усугубляется и вот-вот перерастет в открытую вражду.
В сфере образования явно есть склонность к планированию и нежелание действовать, и это препятствует изменениям. Мы страдаем от «паралича анализом», потому что считаем сбор информации и составление планов более важным, чем использование этой информации для конкретного действия. Внедрение Agile в школах решило бы обе эти проблемы. Любая школа, применяющая методы Agile, была бы более готова к изменениям.
— Джастин Бедер,директор начальной школы Olympic View Elementary School в Сиэттле
Руководствуясь клиентоориентированным подходом и проверенной методологией, директора школ и учителя могли бы поставить интересы своих учеников выше требований системы — и, вероятно, решить заодно задачи системы, например, повысить средний балл по результатам итоговых тестов. Это стало бы побочным эффектом осмысленной, целенаправленной и ориентированной на действие работы.
Якщо ви зареєстрований користувач і хочете додати коментар то вам потрібно увійти, або ви можете додати коментар нижче анонімно.