Украинская журналистка Татьяна Ворожко, которая училась в Огайском университете и чей сын учится в американской школе, рассказывает, почему американские школьники успешнее украинских и намного лучше готовы к суровой жизни, чем наши.
Помните, как в младшей школе учителя проверяли скорость чтения? И тот липкий страх, который разливался по позвоночнику младшеклассников, которые еще не научились читать быстро? В американских школах не проверяют, как быстро школьники читают. Там оттачивают более важный навык: умение понимать текст. Предмет так и называется — чтение и понимание. После того, как ребенок прочитал текст, он должен ответить на вопросы: кто главный герой? что он сделал? почему?
В старших классах учат читать и понимать научные статьи, в первую очередь, социологические и статистические, а также самостоятельно писать аннотации к научным статьям.
Это совсем не похоже на оставшийся еще с советских времен вопрос, который задают украинские учителя: что хотел сказать автор? Этот вопрос, наоборот, вредит, потому что заставляет искать социально-политический подтекст, который в произведении мог быть, а мог и не быть. Лучше говорить о том, что автор смог сказать своим произведением.
Большое внимание в Штатах уделяют умению писать понятные тексты с хорошей структурой. Желательно, чтобы уже с первого предложения было понятно, о чем этот текст. Одна мысль — одно предложение. Один аргумент — один абзац. В первом предложении приводим аргумент, в следующих подкрепляем его. Это экономит время читателя.
Конечно, эти принципы касаются не всех текстов, например, к художественной литературе они не имеют отношения.
Учить делать презентации в американских школах начинают уже во втором классе. И это не пересказ главы из книги, это самостоятельно подготовленный текст. А первое, чему вас научат в американском универе, это делать презентации, выступать с речами на любую тему и перед любой аудиторией.
Примеры и приемы удачных публичных выступлений описаны во многих статьях и книгах, поэтому освоить приемы, которые использовали лучшие ораторы в истории человечества, не так уж и сложно.
Речи многих американских президентов и общественных деятелей считаются одними из лучших в истории. Вот пример такой речи — отрывок из выступления Мартина Лютера Кинга, борца за права чернокожих в США. Эта речь известна под названием "У меня есть мечта".
Американские студенты набирают текст со скоростью профессиональных стенографисток. Этому можно научиться — существуют программы, которые обучают набирать текст всеми десятью пальцами вместо двух, а также набирать, не глядя на клавиатуру.
Американская журналистка Меган Келли в книге своих мемуаров написала, что мать дважды отправляла ее на курсы скоростного набора. И частично именно благодаря этому она сумела сделать отличную карьеру.
Самый простой способ вылететь из университета или испортить свою карьеру на Западе — это выдать чужие мысли за свои, списать или смухлевать каким-то другим образом. Американское образование уделяет большое внимание работе с источниками, правильному обозначению источников в тексте и пересказу. Большие цитаты не приветствуются, но даже когда вы рассказываете чужие мысли своими словами, необходимо обозначать их автора.
В США детей учат формулировать, презентовать и отстаивать свою позицию. И делать это с уважением к оппоненту. В школах существуют сократические семинары (названы по имени древнегреческого философа Сократа). Их основные принципы — это формальность, использование логики и гибкость. Дети обращаются друг к другу вежливо — мистер и мисс, и не боятся изменить свою точку зрения, если аргументы оппонента окажутся более убедительными.
В США, где профессия юриста считается престижной, а суд — это практически театральное представление, умение вести дебаты ценится высоко. Но также ценится и умение избегать дебатов там, где они не нужны. Эти навыки прививают уважение к другому человеку, другой точке зрения, а также к интеллектуальному продукту, который ценится не меньше, а, может, даже больше, чем материальные объекты. В английском языке даже существует выражение — "Давай согласимся, что мы не придем к согласию".
Если глобально сравнивать украинское и американское образование, то основное отличие в том, что американцев с детства учат презентовать себя, показать свои лучшие стороны. Наверняка большинство видели презентации новых продуктов Apple, которые проводил Стив Джобс, или хотя бы слышали о том, что это отличные презентации, которых с нетерпением ждут журналисты и фанаты "Эпла" — не столько ради нового айфона, сколько ради того, чтобы послушать, что он скажет. Но умению выступать так, как Джобс, учат всех американцев!
Также американцев учат ответственности. Если в Штатах студентам даже не придет в голову списывать, то 90% украинских студентов занимаются плагиатом. Украинские ученые и профессора тоже бессовестно воруют чужие идеи и выдают их за свои.
Система образования — предмет общественного договора. Американцы уверены, что им нужна образованная молодежь, у которой будут перспективы на рынке труда внутри страны и на мировом уровне. И что американская наука должна быть одной из лучших в мире. Они этого добились. Украинцы очень хотят, чтобы у украинской молодежи были перспективы на рынке труда и развитая наука, но добиться этого не получается 27 лет. Возможно, только реформ образования, которых у нас было уже полно, для этого мало, и нужно, чтобы украинские студенты тоже вылетали из универа за плагиат, а в универах учили презентовать себя? Мы можем еще много лет изобретать велосипед.
Впрочем, часто для министров и депутатов реформы — очень выгодное занятие.