Несмотря на значительное увеличение ассигнований на образование, улучшение технической базы, образовательных программ и подходов, учить детей все сложнее. Количество детей, не способных извлечь пользу из образования, растет.

В обществе распространен миф о том, что ключевыми факторами обучения являются такие образовательные технологии, как педагогика, программа, умения и навыки учителя, его заслуги и достижения. На самом деле обучаемость самого ученика значит гораздо больше, чем то, как мы учим, чему мы учим или каковы знания и умения учителя.

Что делает ребенка обучаемым? Что ребенок должен «принести» с собой в школу для успешного обучения? Существуют два мощных фактора, делающих ребенка обучаемым:

– Привязанность к учителю, которая является условием, необходимым для любого млекопитающего;

– Потребность в знаниях, вызванная процессом взросления, что, в свою очередь, позволяет ребенку учиться вне контекста привязанности.

Для обучения вне контекста привязанности важны следующие навыки:

1. интерес, вовлеченность, любопытство;

2. умение позитивно реагировать на разочарования и делать выводы из собственных ошибок, неудачных опытов и осознание причинно-следственных связей;

3. способность «переваривать» противоречивые понятия и учиться на этом.

Эти три признака обычно сопутствуют процессу взросления, становления. И это потенциал, который есть у каждого, он не зависит от национальности, материального положения, формы обучения, школы, он есть у нас по праву рождения. Но обладают этим не все.

Педагогика, основанная на оценках, подразумевает, что ребенок, получив двойку, должен сделать выводы и учиться лучше. Но если у ребенка замерли процессы становления и он не может извлекать пользу из своих ошибок, то такие методы для него работать не будут. А если он наполнен жизненной энергией, любопытен и любознателен, то такие методы для мотивации ему не нужны.

Если же дети склонны отказываться от обучения при неудачах, то уместно говорить о психологической устойчивости. Научить детей переживать свои ошибки, свою неидеальность и неидеальность мира невозможно, но можно позаботиться о необходимых для этого условиях.

Первым условием является мягкое сердце, то есть отсутствие психологического онемения. Чтобы извлечь пользу из разочарования, нужно сначала почувствовать само разочарование, тоску от того, что нечто не работает. Разочарование должно быть прочувствовано, а это больно. Если есть психологические защиты, то наш мозг закрывает нас от этих переживаний. И тогда ребенок этого не чувствует и раз за разом, получая один и тот же результат, снова и снова допускает ошибки, не извлекая уроков, или бросает, считая, что лучше данным делом не заниматься вообще.

Второе условие  это возможность встречаться с мелкими разочарованиями в дошкольной жизни. Если мы представляем себе родительство как необходимость везде подстелить соломку, сделать так, чтобы жизнь для ребенка работала всегда, чтобы он не плакал, у него не было разочарований, если у ребенка нет возможности пережить поражение и получить опыт того, что он прошел через неудачу и выжил, если он не встречается с мелкими неработающими ситуациями в своей жизни, то у него не вырабатывается психологическая устойчивость к разочарованиям.

Затем ребенок идет в школу и не может быть там самым первым, лучшим и любимым, его не будут всегда восхвалять, и мозгу кажется, что это конец света. Наша задача как родителей  создавать мягкие условия в отношениях с ребенком, давать возможность чувствовать какие-то небольшие проигрыши, при этом не оставлять ребенка наедине с этими переживаниями. Таким образом мы помогаем ребенку переживать мелкие разочарования и стать в перспективе обучаемым.