Чтобы научить своего 12-летнего сына Никиту навыкам самоорганизации, мы стали использовать дома своеобразную версию методологии управления проектами SCRUM. Спустя полгода могу с уверенностью сказать, что это работает. Рассказываю о самой системе и её базовых принципах.
Сразу оговорюсь, я не фанат тайм-менеджмента и планирования, в моей жизни инструменты управления делами появились в глубоко взрослом возрасте как вынужденное зло. Можете представить себе, каким стрессом для меня было попасть в ситуацию, когда несколько лет назад мне стало нужно не только свои дела организовывать, но и координировать работу целой команды «Банды умников»?
Я искренне восхищаюсь своими коллегами, которые легко и эффективно планируют своё время, концентрируются на важных вещах, ведут карточки в Trello, записывают дела и задачи не на случайных бумажках, а в специальном блокноте, и он не теряется у них через неделю.
Так вот, ближе к «детскому» вопросу: в работе «Банды» уже полтора года мы используем методологию (идеологию, фреймворк… да неважно!) SCRUM. Вот так в самом начале внедрения выглядели наши SCRUM-доски (сейчас они переехали в электронный вид).
Сказать, что навыки самоорганизации стали камнем преткновения для Никиты и наших отношений с ним — ничего не сказать. Он не только гениально ленив, инертен, «забывчив», изобретателен в отговорках, склонен к прокрастинации, но ещё и абсолютно устойчив к уговорам, подкупу, шантажу, санкциям, социальному давлению, похвалам и всем остальным попыткам заставить его делать что-то, чего ему прямо сейчас почему-то не хочется. Я бы давно отчаялся, если бы не рассказы мамы о моём поведении в детстве, из которых становится понятно, от кого Никите достались эти таланты.
В общем, внедрение Baby-SCRUM было для нас, мягко говоря, серьёзным вызовом, и по итогам полугода можно точно сказать, что это работает. Расскажу вкратце о самой системе и её базовых принципах.
Начну с этой простой вещи, которая кажется избитой и очевидной, но на самом деле замечательно отражает саму суть Agile-подхода к управлению делами.
Так вот, стикеры с задачами — просто гениальная вещь при умелом использовании. Перечень или список задач — жёсткая, непластичная вещь. Написав перечень задач в блокноте или на доске, уже сложно поменять задачи местами, дописать что-то, разбить какую-то из задач на части, убрать потерявшие актуальность.
Но стоит переписать задачи на клейкие стикеры — и всё приходит в движение! Например, их можно сначала наделать сколько угодно, а потом подумать, в каком порядке их выполнять — и без проблем переклеить. Или часть отложить на будущее. Или переклеить в перечень дел другому человеку. Красота!
Стикеры можно использовать не только на доске, но и в папке или даже в блокноте.
Это командная рубка всей системы, тут наглядно видны все текущие задачи и задачи на ближайшее будущее. В нашем случае доска на холодильнике — это стратегический узел домашней логистики на входе в кухню: хочешь не хочешь, а сталкиваешься с ней десятки раз в день.
SCRUM-доска состоит из колонок, стикеры с задачами продвигаются по ним по мере приближения к состоянию «сделано». Прелесть этих простых действий с переклеиванием стикеров туда-сюда заключается в том, что в повседневных заботах можно оставить в поле зрения только те дела, на которых нужно сфокусироваться, не забивая голову тем, что ещё только предстоит или тем, что уже сделано.
Вот как устроены колонки:
Сюда попадают задачи с пока неопределённым сроком выполнения, вроде «надо не забыть когда-то потом при случае сделать». В общем, они на виду, и когда придёт их черёд — про них не забудут.
Например, пришла вам идея, что неплохо бы как-нибудь в выходные сходить в зоопарк. Но, как всегда, когда эти самые выходные наступят, это как-то забудется, и пройдут выходные буднично и бездарно… А вечером воскресенья — бац! Точно, в зоопарк же хотели! Вот если в бэклог писать все идеи на выходные, то прямо вечером пятницы будет просто спланировать выходные.
Это уже не просто идеи, а конкретные задачи, которые нужно сделать на этой неделе. Они туда попадают и из бэклога, и напрямую (например, в школе что-то задали). Часть стикеров тут появляется вечером воскресенья, а часть добавляются в течение недели.
Это задачи на день. Часть задач здесь оказывается вечером накануне, из колонки «надо» или напрямую. Собственно, вечер — это единственное время, когда я вижу Никиту в будни, утром он уезжает в школу намного раньше меня. А часть оперативных задач сюда поступает от Юли (моей жены), это хозяйственные дела по дому, помощь с Алисой (нашей младшей) и всё в этом духе.
Промежуточная колонка, куда Никита перемещает сделанные (по его мнению) дела. Оттуда они попадают (или не попадают) в «Готово» или в течение дня, после проверки мной или Юлей, или только вечером, когда мы с ним делаем обзор дня.
Сюда задачи попадают из «Проверки», но не всегда. Дело в том, что наше с Никитой мнение относительно «сделанности» дел иногда очень сильно расходится. Например, он считает, что прибрался на кухне, а я вижу оставшуюся на плите грязную сковороду и крошки на столе, и стикер возвращается в «Делать».
Лайфхак: вместо стикеров для стандартных повторяющихся задач (вынести мусор, купить воду и прочее) удобно использовать магнитные стикеры.
SCRUM-доска настолько классный и удобный инструмент, что постепенно там появились и мои собственные хозяйственные дела, а потом появился и отдельный цвет стикеров для Юли.
Как известно, в квартире вещи могут быть всегда на местах, только если этот порядок постоянно поддерживается — все кладут вещи на место, а не оставляют, где придётся. Точно так же и в организации дел: SCRUM-доска не только должна быть на виду, с ней нужно работать с установленной регулярностью и по чётким правилам. Иначе рано или поздно какие-то задачи окажутся не записанными, какие-то стикеры — не переклеенными, а контроль над состоянием дел утрачен. В общем, её постигнет судьба моих многочисленных блокнотов и ежедневников.
У нас две обязательные процедуры: ежедневный обзор дел и еженедельный обзор.
Каждый вечер мы с Никитой и Юлей смотрим на доску и оцениваем, что из сегодняшних дел сделано, а что нет. Естественно, Никита очень гордится, если продуктивно провёл день, ну а я, как любой родитель, горжусь не меньше. Если что-то не сделано — обсуждаем причины или возникшие сложности.
Сначала мы смотрим колонку «Проверка». Например, Никита должен был сделать задания в тетради по английскому — тут же её смотрим, даём обратную связь, стикер двигается либо в «Готово», либо, если задания нужно ещё доработать — возвращаем в «Делать».
Потом смотрим колонку «Делать» — что не сделано, что помешало, как это сделать завтра.
Потом колонку «Надо» — дела, которые стоит взять в работу на завтра. Кроме этого, конечно же, можно посмотреть в расписание уроков, график занятий, в календарь, чтобы понять, какие ещё дела на завтра ещё актуальны. Например, если вечером пойдём в гости, то после школы нужно сбегать в магазин за тортом.
Получилось аж несколько абзацев, но на практике такой вечерний обзор занимает пять-десять минут, потому что в обычный будний день обсуждения заслуживает одно-два дела.
Тоже довольно быстрое дело, минут на 10—15:
• Делаем обзор колонки «Готово». Резюмируем успехи и выводы, после этого освобождаем её от всех стикеров (теоретически можно сохранить для истории и статистики, но мы просто выбрасываем).
• Наполняем колонку «Надо» новыми задачами. Задачи сюда вносятся из «Бэклога», календарей, расписания и просто из головы.
Хотя, как я уже написал, очень важна обязательность и регулярность. У нас, к сожалению, пропускается как минимум 20—30% вечерних обзоров — или я поздно прихожу с работы, или дома обстоятельства совсем не позволяют найти удачный момент. В субботу вечерний обзор не особо нужен, в воскресенье делаем обзор недели и планирование следующей (иногда это сползает на вечер понедельника).
Действия с колонками по времени:
Ещё в процессе обзора и планирования стараюсь больше задавать вопросы, чем указывать, что делать — мы ведь хотим научить Никиту самого контролировать свои дела, распределять приоритеты, выстраивать график.
Есть несколько обязательных правил, о которых мы поэтапно договорились с Никитой, чтобы всё это работало. Их немного, часть из них, как мне кажется, универсальны, а часть нужны именно исходя из нашей жизненной ситуации, уклада.
Вы сами, наверное, знаете, сколько раз ребёнку нужно сказать «убери вещи в шкаф», чтобы вещи в конце концов там оказались. Одна из целей обучения управлению делами — чтобы человек был сам в состоянии удерживать свои задачи под контролем.
В практическом плане это правило введено для того, чтобы дела Никиты не нужно было отслеживать и напоминать. Иначе зачастую проще сделать что-то самому, чем пять раз напоминать (ведь у ребёнка всегда найдётся какое-то текущее дело поинтереснее) и постоянно следить, выполнено или нет.
Если Никита получает какое-то задание (а это далеко не всегда происходит на планировании), оно сразу же пишется на доску (в «Бэклог», «Надо» или «Делать — смотря что за дело).
Исключение — только дела, которые нужно «всё бросить и сделать» прямо сейчас, вроде «быстро разобрать сумки из магазина». Ну и ещё есть дела, которые выполнить быстрее, чем написать, например, «убрать обувь с прохода на полочку».
Этих задач не так много, но перечень, конечно же, расширяется со временем. Сейчас это утренний разбор посудомоечной машины, покупка питьевой бутилированной воды, вынос мусора.
А ещё обязательно нужно после школы выполнять хотя бы три хозяйственных поручения, полученных от Юли (я в это время на работе). То есть, придя домой, Никита должен сам в инициативном порядке спросить, что ему нужно сделать, чем помочь, записать это на стикеры и взять в работу.
Ну тут всё просто: у Никиты есть ежедневный лимит по времени, которое он может пользоваться компьютером и планшетом. Это дело даже вынесено на отдельный стикер и стоит в «надо» каждый день, но в самом конце перечня дел.
Наша общая цель — чтобы на это дело тоже хватало времени, и мы в этом заинтересованы не меньше его. Наша позиция: «Никита, от жизни нужно получать удовольствие, тебе нравится играть в компьютерные игры — давай стараться, чтобы у тебя на это хватало времени!»
Очень важный, на мой взгляд, момент, заключается в том, чтобы не превращать систему управления делами в «тоталитарную машину». Мы с Никитой обсуждаем планы и дела, но не мы с Юлей указываем каждый день, что и как должно происходить в жизни Никиты. Здесь, как мне кажется, стоит перекладывать на ребёнка ответственность за планирование дел, ответственность за выбор, за принятие многих решений.
Есть область взаимных обязанностей, ведь мы одна семья и совместно ведём домашнее хозяйство, и тут родители как бы являются «начальством». Но обязательно должны быть и задачи, появление и выполнение которых исходит от ребёнка, в выполнении которых заинтересован он сам.
По затратам времени: ведение дел в таком виде требует определённой организованности, но во много раз экономичнее по времени, чем постоянно контролировать дела ребёнка и напоминать по десять раз о том, что ему нужно сделать прямо сейчас.