Использовать сказкотерапию в воспитании ребенка сейчас очень модно. Однако мало кто понимает, как правильно использовать этот метод, и чаще придумываются сказочные истории, которые мало отличаются от поучительных историй.

Какой же на самом деле должна быть сказка для малыша? Как сложить правильную? На эти вопросы ответила специалист – детский психолог Елена Коновалова.

                      «…. Жила-была однажды девочка, которая каждый вечер, когда
                       надо было ложиться спать, становилась маленькой-маленькой.

                       А утром девочка просыпалась, едва всходило солнце. Но она
                       по-прежнему была маленькой-маленькой. Такой маленькой, что 

                      свободно умещалась на подушке. И еще места оставалось немного.

                      – Вставай! – говорила мама.

                      – Не могу, – отвечала девочка, – не могу, я еще слишком маленькая.
                     Как бабочка! Подожди, пока я подрасту.

                     А потом вдруг радостно восклицала:

                     – Ну вот я и выросла!

                    С веселым криком вскакивала она с постели,
                    и начинался новый солнечный день…».

                                                                                                           Джанни Родари

Сегодня мне хочется рассказать вам о сказках.

Нет-нет, не о тех скучных и местами депрессивных поучительных историях, которые нас научили называть волшебными «воспитательными» сказками. Тех самых, которые о всегда послушных, чистых и старательных персонажах, у которых все получается, и о Бармалеях, чье будущее плачевно, а слезы – крокодильи…

Такие поучительные истории, пусть и с участием волшебных принцесс и выдуманных персонажей, сказками не являются, и в этой маленькой статье я объясню, почему.

Дети, существа интуитивные и искренние, обычно терпеть их не могут – черно-белое «плохо-хорошо» послушных Мальвин для них превращается в плоский мир картонных безголосых историй. Часто с такими историями дети поступают именно так, как те того и заслуживают: маленькие – съедают, подросшие – рвут с похвальным трудолюбием на мелкие кусочки.

… Жила-была девочка, и она была принцесса. Она не любила чистить зубы, в них завелись червяки и замуж ее никто не взял …

… Жил-был мальчик, он был крокодил, и он всего боялся и плакал. И все над ним смеялись, и никто с ним не дружил …

… Жили-были дети, и они не любили есть. И вот однажды поднялся ветер, да и унес их на край света. И не нашли они дорогу назад, и родителей своих больше никогда не увидели …

Бррр… Нам когда-то сказали, что это – сказки. Врут, честное слово. 

Само слово «сказка» появилось от слова «каза́ть» – описывать, интересно рассказывать. Увлекательность, неоднозначность, непредсказуемость, нелогичность – это ключевой элемент сказки, даже если сказка задумана как назидательная и воспитательная.

К слову сказать, воспитание – это одна из основных функций сказок, причина, по которой они так интересны родителям. Сказка – самый простой и увлекательный способ ответить ребенку на вопрос «Как нужно жить?», не скатываясь в занудство и морализаторство; ответить так, чтобы он нас услышал.

Мой опыт детского психолога показывает, что простой прием одушевления и «характеризации», придания характера всему вокруг – тот самый легкий способ, который может помочь справиться практически со всеми бытовыми воспитательными задачами. Задачами, которые так часто «портят жизнь» и настроение и родителям, и детям, большим и маленьким: накормить, увести гулять, увести домой, одеть-раздеть, вымыть руки, в конце концов.

К счастью, наше общество понемногу начинает признавать ту опасность, которую несет рутина, «день сурка», для эмоционального состояния мамы.

Гораздо реже, а точнее – почти никогда – говорят о том, что скука, логичность, «правильность» оказывает такое же разрушительное действие и на ребенка, притом – в любом возрасте. Из этой скуки и предсказуемости вырастают истерики, агрессия, иногда – саморазрушительное поведение, чаще – психосоматика, заболевания. Ведь, когда ты ребенок (любого возраста и роста), нет, наверное, ничего страшнее легко прогнозируемой, повседневной, всепоглощающей «правильности» – предлагая ответы на все вопросы, она убивает и само детство.

А ведь так хочется иногда побыть крокодилом. Или влюбленной салфеткой. Или девочкой, которая превратилась в муравьишку...

Гораздо легче, чем с мамой, договориться об обеде с ложкой Сережкой, а утром в детский сад вставать гораздо легче, если будит тебя не папа, а маленькая звездочка Настасья, которая начинает безудержно чихать, когда на нее попадают первые, еще никому не видные солнечные лучи. Или неплохо еще просыпаться от того, что тебя щекочут непослушные уши зайчика Тони…

Такие сказочные «мелочи» позволяют #житьхорошо.

Сказки – все то, что, по определению Джанни Родари, с замечательной сказки которого я начала эту статью, содержат в себе «бином фантазии» – немыслимое, несоединимое нечто, новый способ увидеть мир.

Сказки, в силу своей неожиданности и «интересности» – один из лучших способов ситуационно «договориться» с маленьким ребенком, делая жизнь мамы проще.

А долгосрочно сказки, которые мы рассказываем на ночь нашим детям, даже самые «некрасивые» и бредовые – становятся лучшим подарком, который мы можем им, детям, сделать, спасая от скуки, от «ему ничего не интересно» в будущем, от гаджетов и зависимостей, от одиночества и от депрессии. Потому что, когда ты много раз был муравьишкой или влюбленной салфеткой, почти невозможно быть одиноким.

Каждая мама может научиться писать сказки. Если тебе интересна эта тема, я рекомендую короткую брошюрку Джанни Родари «Грамматика фантазии. Как придумывать истории» – сборник простых упражнений, которые даже из самой «нетворческой» мамы легко сделают крокодила  сказочника.

Ведь #житьнадонепременнохорошо.

Я желаю вам сказочной жизни!