Osvitanova.com.ua

Медалистам посвящается. Заложники синдрома отличника

О том, как синдром отличника одновременно толкает человека на постоянное развитие и делает полноценное развитие невозможным.

В продолжении темы способности быть счастливым, довольным собой обычным, заурядным, невыдающимся, неидеальным и т.д. перейду с подачи сегодняшнего своего занятия в НИУ ВШЭ к теме школьного обучения и синдрома отличника, так ярко проявляющегося именно в школьные годы.

Как я уже отмечала тут, настоящее развитие всегда связано с признанием собственных ограничений, слабостей, оно с этого в какой-то мере начинается. Но и немаловажно, что настоящее развитие часто вызывает очень серьезное столкновение с собственным несовершенством, неидеальностью. Речь идет о том, что осваивая что-то новое, например профессию, род занятий, и подходя к порогу между обучением и практикой каждый оказывается в очень зыбкой точке проверки себя на внутреннюю прочность.

Эта переломная точка часто связана с возможностью принять и признать собственные ограничения, с опасностью и страхом сделать ошибку, оказаться не на высоте. Этот страх является зачастую абсолютно парализующим, перед лицом которого человек чувствует себя беспомощным.

«Вот я сейчас не сделаю сразу на 100% так, как ожидается, и все поймут, что я ничто».

Страх неудачи становится поводом для заведомого обесценивания себя, соего пути, своих (пусть на данный момент и скромных) умений и достижений. Обесценивание себя еще до того, как ошибка совершена, заранее, с целью предотвратить шаг и не допустить ошибку. В ответ наше ищущее и желающее развития Я чувствует полную беспомощность и предрешенность.

Почему я начала с «отличников», потому что для них подобные вызовы, вызовы перемен и развития, насколько желанны (неидеальное Я вечно ищет самосовершенствования), настолько и болезненны, поскольку степень свободы, права на ошибку для таких людей минимальна. Любая ошибка, намек на «троечку» — фатален.

Ошибка символически равна смерти, «облажаться» значит перестать существовать.

И на сколько же высвобождающим становится внутренняя работа над принятием своего права на ошибку, права «облажаться» и остаться в живых, и даже принятие абсолютно естественной необходимости «облажаться», чтобы «выжить» и вырасти по настоящему.

Как много поэтов не осмелились писать, потому что «я не Пушкин», как много хирургов не осмелились стать хирургами, потому что «ну куда мне до Бокерии», список отказавшихся от себя, от того, что возможно вызывало страсть и доставляло внутреннее удовольствие быть «достаточно хорошим» собой, наверное, можно продолжать бесконечно. И опять же первыми в очереди тут могут стоять те, кто подавал наибольшие надежды, отличники и «медалисты».

Не чувствовать, где интересно, а где нет, где зажигается страсть, а где нет, а делать и уметь (лучше всех в классе), вот за что дается школьная медаль. А потом это вечное «да, а еще я вот это и это могу, и это тоже» и вечный вопрос «а хочу ли я делать то, что могу?», а затем «а чего вообще я хочу?».

В общем путь у каждого от «заложника идеальности» до свободы быть в чем-то отличным, в чем-то неудачником, в чем-то преуспеть, а в чем-то облажаться — путь длиною в жизнь.

Пока завершу этот текст простыми, а может и не очень, вопросами, которые вы можете задать себе, а можете своим детям-школьникам, а может и дошкольникам.

1. Если бы в школе надо было учиться весь день, но можно было бы выбирать предметы, что бы я выбрал(а)?

2. Если бы в школе надо было отучиться сейчас, и за это платили бы деньги и можно было бы выбрать предметы, что бы я выбрал(а)?

3. Что в том списке предметов, который получился из первых двух вопросов, мне в каждом предмете доставляло удовольствие, что зажигало внутреннюю страсть?

Если условно разделить все предметы в школе (а может и ваши дела и обязанности сейчас в целом по жизни) по двум критериям а) «нравится — не нравится» и б) «получается я — не получается», то можно вслед за лучшими теоретиками и практиками менеджмента создать очередную модель с четырьмя квадрантами и поразмышлять о том, как быть с предметами (делами, обязательствами) в каждом из них.

Ну и наконец, если оглянуться назад, то школьные годы теперь видятся, как прекрасная пора и возможность не только (а может и не столько) для того, чтобы учиться, а для того, чтобы исследовать, чувствовать, искать, в чем твое удовольствие, что вызывает страсть?

Возможно это стоит учесть, когда учиться пойдут те, на кого мы возложим свои большие надежды и ожидания.

 

Поширити у соц. мережах: